В честь да во ела - ву, да в доб.ро _ е ело _ во
Используются и циклические, сюитные хоровые формы — народно-песенный цикл «О Ленине поем» Абрамскогб и его же «Печорские беседы», сюита Бойко «От Волги до -Карпат». Песни реже пишутся в широком расположении голосов, чаще в тесном, но с использованием характерных для данного хора подголосков, так как авторские песни или обработки обычно создаются для определенного областного народного коллектива (см. Нотное приложение). Подробное рассмотрение партитуры народного хора не случайно. То, что поется народным хором, обычно проходит серьезный путь «приспособления» к особенностям данного коллектива, если эти особенности — сложившееся явление. Бывает, что песня записана в народе одно-двухголосно, а хор может сделать ее (если в этом есть необходимость) многоголосной. Даже написанные авторские песни или специальные обработки песен нередко приходится переделывать, «пристраивать» так, чтобы наилучшим образом использовать возможности имеющихся в данном хоре голосов. Целесообразно сделать еще несколько замечаний для руководителей, которым придется иметь дело на практике с партитурой для народного состава хора. Эти замечания подытожат то, о чем говорилось в данной главе. Для того, чтобы составить партитуру народного хора, руководитель прежде всего должен хорошо изучить областные особенности народного пения. Но нельзя подходить к этим особенностям как к чему-то раз и навсегда данному и неизменному. Если основная масса певцов поет в тесном расположении голосов и узком диапазоне, но в хоре есть голоса, способные петь выше или ниже принятого в данном хоре или в данной местности диапазона, им обязательно нужно найти соответствующее место в партитуре песни. Высокий голос, дублируя и варьируя основную мелодию октавой выше, может придать интересную окраску всему хоровому звучанию.
Вообще дублирование основной мелодии или ее вторы в октаву, а иногда и той и другой, очень характерно для народного пения. Конечно, точно выдержанное дублирование всей мелодии весьма редко. Характернее частичное октавное дублирование, которое сменяется другими интервальными соотношениями голосов, в зависимости от голосоведения и ритмического отклойения от основной мелодии. Так же редко можно встретить постоянное октавное удвоение женских голосов мужскими. Все они стремятся хотя бы к относительной самостоятельности. Кроме того, тесситурная сфера женских голосов иная, чем мужских, в большинстве случаев женские голоса поют значительно ниже мужских голосов. 5. Калугина Необходимость в переложениях хоровых партитур возникает очень часто47, поэтому руководитель должен овладеть навыками аранжировки. Народная песня или песня советского композитора, если она написана не специально для данного состава, не всегда соответствует тес-ситурным возможностям, количеству голосов и диапазону хора. Если партитура разучиваемой песни написана в широком диапазоне, а хор поет в тесном расположении, приходится перестроить ее, чтобы сделать удобной для певцов именно данного хора. Иными словами, не хор приспосабливать к какому-то варианту той или иной песни, а для данного хора нужно уметь сделать свою партитуру. В ней следует учесть и реальные возможности всех голосов в отдельности и в их соотношениях, и необходимое для жанра и характера песни количество голосов, и особенности местного мелодического распева, и типа многоголосия, и характер подголосков. Партитура должна также исходить из склада песни — подголосочного или аккордово-гармонического. Только если руководитель учитывает все эти условия, партитура будет удобной для хора и должна хорошо звучать.
' Разумеется, верно понятые художественные задачи в сочетании со специальными знаниями и музыкальным вкусом руководителя хора помогут найти наиболее интересную, образную и звучащую партитуру хора. От руководителя требуется тем более знаний и художественной чуткости, что партитура народной песни в нотной записи часто не 'отражает нюансов и исполнительских штрихов. От художественного вкуса ■и такта руководителя зависит ьо многом и исполнение хора и его коллективное творчество. 47 Пришло время для создания специальной методическоой работы по аранжировке для составов народных хоров.**"»- 6. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОРА И ОТБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Организация самодеятельного народного хора начинается с выявления местных песенников, любящих и знающих русскую народную песню. При этом важно привлекать в хор не только отдельных молодых певцов с хорошими, звонкими голосами, но и пожилых певцов — знатоков и мастеров народного пения. Целесообразно вовлекать в хор также целые спевшиеся группы певцов из одного села, общежития, бригады, известные по бытовому любительскому музицированию. Выявить способности певцов можно путем наблюдения за самодеятельным пением в поле, в клубе, на массовках, на домашних вечерах. Особенно внимательно следует отнестись к семейным ансамблям, нередко представляющим интересные, а главное спевшиеся коллективы. «Певческие» семьи порой хранят ценные образцы народных песен и прочные традиции их исполнения. Известно, что любовь к хоровому пению прививается с детства ив этом случае остается на всю жизнь. Интересно, например, что один из вариантов песни «Сибирские частоговорки», исполняемой Омским русским народным хором, записан В. Назаровой в 1952 году в поселке Екатерининском Тарского района Омской области от четырехлетнего мальчика Сережи Марамчииа. В семье Марамчиных все три поколения — большие любители народной песни. Характерен также случай, описанный Л. Христиансеном: «Любовь к хоровому пению прививается детям с. самого раннего возраста. Когда я записывал одну старинную песню у жены Липнягова Антонины Павловны и ее дочери Марии Александровны Скурихиной, шестилетний внучек, внимательно слушавший пение, поправил бабушку и тетю, опутавших текст песни»48. _
В последнее время некоторые Дома народного творчества и организаторы музыкальной самодеятельности стали уделять особое внимание формам домашнего музицирования, имеющим огромное значение в приобщении людей к музыке, к пению уже с детства. Так, на Всероссийском совещании в Москве в 1961 году был показан ансамбль русских народных инструментов, занимающийся в домашних условиях и достигший известных успехов. Не менее важно стимулировать и развивать и хоровое пение в семьях, в ансамблях певцов одного предприятия, бригады, села. Именно из таких ансамблей в районной самодеятельности в конечном счете возникают интересные народные хоровые коллективы. Обычно они создаются вокруг талантливых народных певцов, обладающих знанием русского песенного искусства и организаторскими способностями. Именно так родился Крутинский хор Омской области, 48 X р и сти а нсен Л. На старом Уральском заводе. — «Советская музыка», № 8, 1952. 5* т душой которого стала мастер народного пения А. А. Мартынова; хор села Александровки Чигольекого района Воронежской области возник из ансамбля, организованного замечательной русской певицей Анастасией Лебедевой, который так и назывался многие годы — ансамбль Лебедевой. Для успешного роста нового народного хора очень важно, чтобы его руководитель был художественным' авторитетом для участников хора. Он должен знать народную песню, уметь петь в народной манере, обладать незаурядными музыкальными способностями. Надежным помощником руководителя в творческой и организационной работе становится актив хора из ведущих певцов. Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы привлечь в хор певцов с хорошими голосами. Для этого необходимо произвести отбор голосов. Если коллектив только формируется, не обязательно начинать первое занятие с индивидуального прослушивания голосов. Полезно начать его с исполнения известной песни. Это помогает сплотить коллектив, пев'цы привыкают друг к другу и к руководителю, а главное, прислушиваются к манере пения других. В то же время опытный руководитель сможет выявить в общем пении способных, активных песенников. Петь следует без инструментального сопровождения.
На втором или третьем занятии можно приступить к проверке голосов, постепенно знакомясь со всеми участниками и распределяя их по партиям или группам. Разумеется, после первого же занятия нужно отстранить людей с плохим слухом. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы принять в хор наиболее музыкальных певцов, обладающих хорошими, молодыми голосами. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать и стариками: нередко они становятся в хоре ценнейшими помощниками, консультантами благодаря знанию народных песен и местных традиций их исполнения. Бели пожилой певец уже не может петь в хоре, следует использовать его опыт для работы в творческой группе. Важно, чтобы певцы будущего хора пели в народной манере, то есть просто, естественно, так, как поют в быту люди, не проходившие специальной постановки голоса. Само собой разумеется, что необходимо проверить музыкальные данные певца, как и в любом другом 'коллективе. В профессиональных и самодеятельных народных хорах с известными традициями проводится тщательный отбор вновь поступающих певцов. Руководители прежде всего выявляют музыкальный слух и. память прослушивающегося. Для этого можно напеть или наиграть мелодию, незнакомую певцу, и предложить повторить ее уже без инструмента. Чистоту интонирования хорошо проверить в исполнении песен без сопровождения, а также меняя тональность одной и той же песни. Выше уже подчеркивалось, что певец в народном хоре Должен петь музыкально, в естественной народной манере, без крикливости. Тяжелый крикливый звук часто появляется у молодежи, подражающей плохим эстрадным певцам. Это наносит огромный вред молодым голосам и уродует вкусы. Наоборот, подлинно народное пение не терпит крикливости, показной выразительности. Поэтому руководитель должен прежде всего следить за естественностью самого звукоизвлечения. Естественный звук — естественный говор. Желательно, чтобы вновь поступающий певец пел именно в той местной, областной манере, в которой поет данный коллектив. Надо сказать, что местная певческая манера ед наиболее явно проявляется у женских голосов. В отдельных случаях способная певица даже воспринимает манеру пения, несколько отличную от ее природной манеры.
При прослушивании участников хора можно определить не только голос, но и степень владения народным вокальным мастерством: попросить певца спеть спокойную песню широкого дыхания из местного репертуара или из общеизвестных русских песен, например, «Славное море, священный Байкал» или «Вижу чудное приволье» для мужчин, а для женщин — «За горою у колодца», «Черемуха» или любую из распевных песен, знакомых исполнительнице. На этих песнях, особенно спетых без сопровождения, можно выявить и манеру пения и владение дыханием, словам, почувствовать выразительность исполнения и чистоту интонирования. Целесообразно попросить певца исполнить частушку или другую скорую песню, требующую подвижности звука, отчетливой дикции и умения донести смысл, содержание в сжатой форме. Задорно и выразительно исполнить частушку может не каждый певеЦ: нужен и звонкий голос, и юмор, и живость исполнения. Исходя из того, что народное хоровое исполнительство — не только собственно пение, а часто игра, игровое действие, руководитель должен выявить, какими дополнительными средствами народного исполнительства, помимо пения, владеет певец, — умеет ли он водить хоровод, играть на народных инструментах, плясать, «играть» песни. Для этого при прослушивании необходимо создать спокойную обстановку, способствующую максимальному раскрытию творческих и исполнительских возможностей. Естественно, что на специальном прослушивании (в профессиональных хорах устраиваются конкурсы певцов) исполнитель не может показать всех своих способностей, которые развиваются постепенно уже в самом коллективе. Так, когда-то в Волжский русский народный хор был принят молодой паренек В. Бурыгин, который участвовал лишь в оркестре хора и мог хорошо играть на саратовской гармошке с колокольчиками. В коллективе развились многие стороны его дарования. Сейчас он создает тексты для Волжского хора, среди них одна из популярных песен на музыку Г. Пономаренко «Пораскинулись русские степи». Бурыгин играет на народных инструментах, подпевает в хоре, очень мягко «обыгрывает» песни и, кроме того, ведет программу хора. В 1953 году был принят в Омский хор шофер Л. Шароха с крепким, сочным голосом. Тогда еще никто не мог предположить, что через несколько лет он станет интереснейшим интерпретатором народных песен, со своей ярко индивидуальной манерой, большим артистизмом, острым юмором, что проявляется и в его сольных выступлениях без инструментального сопровождения. Мало того, за годы участия в коллективе он научился играть на балалайке и жалейке, на фортепиано, свободно может петь и в теноровой и в баритоновой партии, отлично обыгрывать песни, прекрасно петь в мужском ансамбле. Сейчас Л. Шароха — заслуженный артист РСФСР, лауреат Всероссийского конкурса. Одно из самых ценных качеств народного певца — способность к творчеству, то есть умение сочинить частушку, текст или напев песни, придумать вариант мелодии. Непосредственно, по-народному определила подлинную ценность певца известная руководительница самодеятельного хора А. Р. Лебедева: «Тот певец из певцов, кто умеет разукрасить песню, а не тот, что за другими тянет»49. Тот, кто может лишь *9 Цит. но кн.: Милославов П. М. Хоровой кружок. М., 1952, с. 67. вй «водить голосом за другими», приносит мало пользы в коллективном творчестве. И наоборот, лучшими певцами будут те, которые при распеве песни «на голоса» могут создать не один, а несколько вариантов мелодии. В профессиональном хоре приходилось встречаться с такими народными певцами, для которых пение по закрепленной партии было очень трудно, даже мучительно. Творческая фантазия талантливых народных певцов не может быть скована рамками раз навсегда выученной партии. Нет-яет да и прорвется иной мелодический ход, иной ритмический распев слова или возникнет новый подголосок. Для того чтобы определить музыкально-творческие способности участников хора, при прослушивании полезно предложить певцу найти, подстроить второй голос —втору к известной и несложной мелодии, например, «Тонкая рябина», «Под окном черемуха колышется» и другим. Итак, принимая певца в хор, не нужно требовать от него музыкальных знаний и умения петь по нотам, но необходимо обязательно выявлять его способности к творчеству в самых разнообразных формах. В профессиональных хорах даже при приеме в танцевальную или инструментальную группы поступающим предлагается, кроме технической и исполнительской стороны, показать еще способность к импровизации. Это существенно потому, что импровизация — важнейший художественный принцип русского народного исполнительства. Часто в самом коллективе песня получает окончательную хоровую обработку. Поэтому так ценится умение певца распеть песню, обогатить ее новыми вариантами и подголосками. Руководителю необходимо знать, на что способен каждый участник, уловить творческую «искорку» в исполнителе, помочь ему проявить себя наиболее многогранно. В процессе работы руководитель должен заботиться о развитии индивидуальных способностей участников коллектива. Правильный отбор певцов способствует повышению исполнительской культуры народных хоров. 7. ПЕВЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Значение и методы вокального воспитания ■ народных певцов Народное вокальное мастерство создано длительным певческим трудом многих поколений народных.исполнителей. От старших к, младшим, от более способных и опытных к менее творчески самостоятельным, от умельцев — к ученикам — таков непрерывный процесс освоения навыков народного певческого искусства. Естественно,' что метод вокального воспитания в народной среде чисто интуитивный. Он предполагает лишь постепенное перенимание мастерства одних певцов от других и является стихийным процессом. В современных народных хорах метод интуитивного восприятия или копирования не может быть основным. Прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы молодые певцы сознательно овладевали вокальными навыками. Поэтому в народных хорах используется два метода певческого воспитания. Первый предполагает перенимание опыта и отдельных вокально-чшполнительских приемов от лучших народных певцов в хоре. Второй — систематическую тренировку в формировании певческих навыков под контролем руководителя. Певческое воспитание народного хорового коллектива требует особенно тщательного и умелого подхода. Если руководитель хора сам является мастером-умельцем, каким был, например, Ярков или руководители известных самодеятельных хоров Лебедева, Медянцева, Мартынова, то процесс воспитания молодых певцов прост и естествен. Петр Глебович Ярков, как мастер-запевала, сам прекрасно владел народным распевом, широким дыханием, обладал импровизационным ансамблевым чутьем. Обычно он постепенно спевался с одним-двумя певцами, а затем и с большой группой певцов, чтобы песня звучала стройно, возникающие подголоски сливались в единый народно-хоровой ансамбль, умело были показаны тембры голосов. Тавдим образом осуществлялось, обучение народному вокалу «с голоса». Если руководитель сам не является народным певцом, он должен серьезно и вдумчиво изучать искусство народных певцов, чутко вслушиваться в их манеру пения. Это позволит ему увидеть лучшее в традиционном исполнительстве и найти пути правильного воспитания своего коллектива. Естественно, что руководитель, не овладевший народной манерой пения, не может научить певцов народному вокальному искусству. И заниматься «постановкой народного голоса» такому руководителю не только не нужно, но даже вредно. Только длительное и всестороннее изучение местной манеры пения и говора воспитывает «вокальное ухо» руководителя, что' позволяет ему контролировать звучание хора или отдельного голоса и самому демонстрировать тот или иной звук. Практика показывает, что опытный, чуткий хормейстер может в известной мере овладеть певческой манерой своего хора и эт быть действительно учителем-вокалистом для на/родных исполнителей. Причем, даже если он вырос не в народной среде и прошел профессиональную школу иного, академического направления. Так, частично овладели народной манерой основатель и первый руководитель Уральского русского народного хора Л. Л. Христиансен, Омского русского народного хора—Е. В. Калугина. Большая практика, любовь и вдумчивое отношение к народному вокалу помогши Н. К. Метко освоить и подмосковную манеру народного пения и северную. Такой же путь длительного изучения и познания прошли Н. Кутузов в Москве, В. Захар-ченко в Новосибирске, М. Чумаков в Куйбышеве, А. Миютюков в Липецке и Воронеже. Жизнь все настойчивее требует от хормейстеров овладения основами народной вокальной школы. Единая манера пения. Говор В разделе «Жанровые особенности народного хора» мы дали общее понятие о народной манере пения, как комплексе вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе областных певческих традиций. Формируется народная манера пения в опыте коллективного ансамблевого пения и имеет определенную областную характерность. Поэтому мы можем и должны говорить не только о специфичности народной певческой манеры и отличии ее от академической, профессионально выработанной; мы должны различать ее и по местным или областным (в широком смысле слова) певческим стилям: север, юг, средняя полоса России. Разумеется, мы не рассматриваем сейчас всю массу разновидностей и узколокальных выражений этих манер, которым нет числа. Этот вопрос требует специального исследования. Укажем только на самые характерные особенности звучания голосов в различных областях. Север. Звукообразование со свободным резонированием в грудном и головном регистрах; сдержанность в подаче звука, что можно объяснить климатическими условиямия. Поют в основном в помещении. Пение на открытом воздухе с массовыми гуляниями, хороводами-несвойственно жителям северных районов Росаии. Суровый климат, обширные лесные пространства создали и свои особые условия для певческих традиций. Мягкость, легкость высоких голосов и сдержанность, даже суровость • глубоких, почти «баритональных» альтов. Для пения большинства районов русского Севера характерна экономность звука. Средняя и южна я полоса России представляют многообразную картину певческих стилей. Так, в Подмосковье и близлежащих областях поют (так же как и говорят) легко, певуче, без ярких низких народных альтов. Манера пения очень ясная, «разговорная». Почти всюду можно услышать пение «тонкими» голосами в первой половине второй октавы. Чем южнее, там «просторнее», сочнее звучат голоса. Открытое, «полевое» пение естественно в лесостепных и степных районах. Особенно широко здесь пользуются певицы грудным регистром, в нем с наибольшей полнотой раскрывается звонкое народное «альтовое» пение. Так поют в Курской и Воронежской, в Белгородской и Брянской областях. А еще южнее^—на Дону, Кубани, в Ставрополье манера плотная, зычная, ярко открытая. Здесь часто народная песня звучит в поле, на уличном гулянии. Даже свадьбы в большинстве случаев происходят на" улице, где и накрываются свадебные столы. На Урале нам доводилось наблюдать исполнение известной уральской «топтуши» на огромном лугу на берегу красавицы Ка'мы. В таком народно-массовом пении молодежи принимало участие до ста человек. Естественно, манера пения открытая, звонкая, «полевая». В помещении поют значительно мягче и теплее. В западных областях Сибири, манера пения старожилов спокойная, не звучная, говорком. Открытое, широкое, звучное пение встречается гораздо реже (опять климатические условия). И совсем не приходилось наблюдать нам пение в хороводах, кругах, на массовых гуляниях. Одна из самых первых серьезных вокальных задач в организованном народном хоре — /выработка единой манеры пения у всех артистов. Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдает от пестроты вокальной манеры его участников! Единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю. Местная манера пения является вокальной основой любого областного, районного или сельского хорового коллектива. Создать хор из певцов, поющих в единой, родственной манере, легче в сельской местности, где люди живут с детства и уже в семье начинают петь так, как поют их родители и бабушки. Но как быть с городскими хорами? В городе живут уроженцы разных областей, которые приносят в хор и свои певческие навыки. Трудности вокального порядка возникают в тек хорах, которые создаются в областях с переселенческим населением, где нелегко найти единые областные традиции пения и говора, например, в Московской, Волгоградской, Новосибирской, Ленинградской и других. В таких случаях нужно все-таки определить наиболее устойчивую местную манеру пения хотя бы у части певцов. И, опираясь на ее традиционные свойства у певцов-старожилов данной области, обучать остальных. Конечно, в хоре сформируется уже своя, во многом новая манера при опоре на певцов из старожильческих районов, составляющих большинство хора. Какими же приемами добиваться единой манеры пения? Прежде всего руководитель сам должен отчетливо представлять, какую именно народную манеру культивирует хор, и учитывать это уже при подборе певцов в коллектив, то есть специально подбирать участников с ярко выраженными местными традициями пения. Немалую роль для певческой речи, манеры имеет говор певцов. Основных говоров в русском языке три: «окающий», «акающий» и «якающий». Московская речь, как одна из наиболее характерных русских, звучит на певучем «акающем» говоре. Северные, Приволжские, Уральские, Сибирские области разговаривают и поют на «окающем» говоре. Более яркое и сочное о звучит у северян, плотное, твердое о — у уральцев; сибиряки и волжане говорят на мягком, слегка акающем говоре. В Курской, Белгородской, Воронежской областях и на Дону — на «якающем» говоре. Нельзя искусственно изменять говор народных певцов — это естественный способ выражения их разговорной и певческой речи. Приходилось слышать от иных эстетов, что местный говор есть признак малой культурности хора. Думается, что это глубоко неверно. М. Горький всю жизнь «окал», и от этого не был менее культурным человеком. Сохраняя естественный говор певцов, нужно помнить, что искусственно насаждать и культивировать е-го там, где он не имеет традиционной устойчивости, нельзя. Особенное внимание следует уделять манере пения, тембровой окраске голосов в молодежных современных хорах, еще не имеющих певческих традиций. Если голос певицы не обладает яркой тембровой окраской, она может приобрести ее, прислушиваясь к голосам с красивым тембром, с ярко выраженной манерой пения. Поэтому перенимание «е голоса» манеры пения — один из методов вокального воспитания. Частично в хорах он осуществляется стихийно, при общении более опытных певцов с молодыми участниками. В отдельных случаях целесообразно поручить ведущему певцу или певице позаниматься «с голоса» с группой начинающих певцов своей партии. В профессиональных хорах этот метод также используется. Там есть свои мастера народной вокальной школы. Об этом мы будем говорить в разделе «Профессиональные русские народные хоры». Слабо вокально подготовленных певцов нужно рассадить среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения. И, что особенно важно, установить непрерывный контроль за молодыми певцами. В коллективе, созданном -на основе определенной певческой манеры, новички постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Вырабатывая единую манеру пения, руководителю целесообразно заниматься не только со всем хором, но и с небольшими группами однородных голосов. На звучании лучших певцов учится вся группа. Необходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими манерой пения хора. Лучше всего строить индивидуальную работу по выработке певческой манеры хора на знакомом хоровом репертуаре, где «(вокальное ухо» молодого певца уже привычно улавливает характерное звучание всего хора. Нельзя механически объединять в одном хоре певцов с академической и народной манерой пения. Это всегда создает фальшивое звучание и наносит вред голосам. Лишь в отдельных случаях опыт приема в народный хор певцов с вокальным образованием дает положительные результаты. Оговоримся, что разница певческих манер (академической и народной) особенно сказывается у женских голосов. Опыт приема певцов, в основном мужчин, со специальным вокальным образованием проведен в хоре имени Пятницкого, Омском, Волжском, хоре Всесоюзного радио и телевидения. Были приняты певцы с манерой пения, близкой народному вокалу, то есть со светлым, ярким звуком и очень незначительной вибрацией. Практика показывает, что в отдельных случаях в коллективе певцы могут овладеть народной манерой, но за ними нужен постоянный контроль, с тем чтобы певцы не углубляли, не перекрывали звук. Тогда манера пения этих певцов, при некотором изменении пользования резонаторами, при сознательном анализировании самими певцами позиции и качества звука, приближается к манере хора. Решающим же в этом опыте является непрерывное общение певцов с целым хоровым коллективом, поющим в единой манере. В свою очередь профессиональные певцы вносят в хор музыкальную культуру и сознательное отношение ко всему процессу работы. Конечно, освоение единой певческой манеры не исчерпывает всей вокально-художественной работы с хором. Основная задача певческого воспитания — обучение мастерству пения, то есть совершенствование вокально-технических и исполнительских средств, которыми пользуются мастера народного искусства для наиболее выразительной передачи главного — песни. Работа над дыханием, звуком н дикцией Некоторые руководители самодеятельных хоров считают, что поскольку певцы с детства овладевают народной манерой, говором, естественно поют в своем природном диапазоне, постольку нет необходимости специально заниматься вокальным воспитанием певцов в коллективе. Это — ошибочная точка зрения. Народная манера пения не равнозначна народному вокальному мастерству. Певец может петь в народной манере, но иметь отдельные вокальные дефекты: крикливый, углубленный или тусклый звук, короткое дыхание, вялую дикцию. Еще М. И. Глинка— певец и педагог — говорил, что «все голоса (простые и сложные) от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос»50. Неверно было бы предположить, что все певцы, даже профессионального народного хора, особенно в коллективах с молодым составом., являются мастерами народного пения, безукоризненно владеющими дыханием, звуком, дикцией. Ведь принимается туда молодежь. Ни природные данные, ни личный певческий опыт артистов хора до поступления в коллектив еще не обеспечивают роста вокальной культуры профессионального хора. Это способно выполнить лишь систематическое певческое воспитание. В певческом воспитании руководитель отталкивается от общих характерных черт звучания народного голоса: — естественный, «близкий» звук, — незначительная вибрация голоса, — дикция, близкая разговорной речи,, — естественное головное резонирование, без яркого прикрытии голоса, — плотное грудное звучание. Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта, «на губах». Известно, что умелые народные певцы никогда не поют резким, крикливым или глубоким звуком (исключая пение на открытом воздухе), наоборот, звук их обычно яркий, но в то же время мягкий и по-своему округленный. Для народных голосов характерна очень незначительная вибрация, которая придает звуку только тембр. Тем более в хор не принимаются певцы с такими отрицательными качествами, как качание, резкое вибрирование. Но в работе хормейстеру попадаются не только хорошие голоса. Очень часто мы встречаемся с форсированием звучания, особенно у молодежи. Исходя из того, что звук должен быть естественным, «близким», прежде всего работаем над укреплением дыхательной основы. Ибо если мы не укрепим навыков дыхания, освобождение от излишней перегрузки голоса не даст еще нужного результата —- естественного звучания голоса, голос будет просто ослабевать. Что должны знать певцы о дыхании? Прежде всего — технику пользования дыханием: бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Это общезначимо для любого хора. Главное — каждому певцу сознательно относиться к дыханию и » Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М., 1951, с. 7. Щ практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях. Так пением на одном, двух или трех звуках достигается навык медленного расходования дыхания при динамической гибкости: Упражнение для распевания
- шка на _ ша, ду _ бро Очень широко 4 =60 Одна ву - шка, «Ой ты, темная ночь» народная песня Новосибирской обл. Все к; всего нужно добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием, мягкой опоры, открытой, «распахнутой» гортани без утриро-ваниостя атаки звука. Приведем для примера запев песни А. Олени-чеоой «Ты, Сибирь, родная сторона»: 6* Широко «Ты, Сибирь, родная сторона» слова и напев А. Оленичевой Активность первого звука в напряженном регистре для альта требует хорошей опоры дыхания, свободной гортани и активного направления звука к головному резонатору. Певица стремится выразительно пропеть всю фразу ярким звуком на широком дыхании. Этот запев целесообразно попеть со всей хоровой группой. Полезно потренировать дыхание, в том числе и цепное, и на мягком, тихом звучании, добиваясь легкости,, гибкости звуковедения: «Не зеленая хмелинка» Легко. Не затягивая народная песня Омской обл. 2?на,--. Все
Важный момент в народном вокале — «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, — один из принципов народного исполнения. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, то есть твердое нёбо и зубы и, разумеется, грудные резонаторы. В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. В народном пении спеть —значит произнести слова. Поэтому дикция должна, быть чрезвычайно отчётливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи, связанной' с •говором. Естественно, что этому помогает интонирование. самой мелодии: «Черемуха» ш «Уезжал милый в дальню сторону» народная пецня Московской обл.
* (ра) Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Ясное произнесение гласной —одно из условий яркого, звонкого, «близкого» звука. Отчетливость пения гласных достигается как бы специальной атакой звука на каждую гласную: Зе _ ле _ на _ я ро - щи _ ца В народном вокале исключается «вливание» одной гласной или одного слога в другой. «Разговорность» создается пением как бы говорком с определенностью и отчетливостью каждого слова ради выразительности с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|