Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В честь да во ела - ву, да в доб.ро _ е ело _ во




Используются и циклические, сюитные хоровые формы — народно-песенный цикл «О Ленине поем» Абрамскогб и его же «Печорские бесе­ды», сюита Бойко «От Волги до -Карпат».

Песни реже пишутся в широком расположении голосов, чаще в тесном, но с использованием характерных для дан­ного хора подголосков, так как авторские песни или обработки обычно создаются для определенного областного народного коллектива (см. Нотное приложение).

Подробное рассмотрение партитуры народного хора не случайно. То, что поется народным хором, обычно проходит серьезный путь «при­способления» к особенностям данного коллектива, если эти особенно­сти — сложившееся явление. Бывает, что песня записана в народе одно-двухголосно, а хор может сделать ее (если в этом есть необходимость) многоголосной.

Даже написанные авторские песни или специальные обработки пе­сен нередко приходится переделывать, «пристраивать» так, чтобы наи­лучшим образом использовать возможности имеющихся в данном хоре голосов.

Целесообразно сделать еще несколько замечаний для руководите­лей, которым придется иметь дело на практике с партитурой для на­родного состава хора. Эти замечания подытожат то, о чем говорилось в данной главе.

Для того, чтобы составить партитуру народного хора, руководитель прежде всего должен хорошо изучить областные особенности народного пения. Но нельзя подходить к этим особенностям как к чему-то раз и навсегда данному и неизменному. Если основная масса певцов поет в тесном расположении голосов и узком диапазоне, но в хоре есть голо­са, способные петь выше или ниже принятого в данном хоре или в дан­ной местности диапазона, им обязательно нужно найти соответствую­щее место в партитуре песни. Высокий голос, дублируя и варьируя ос­новную мелодию октавой выше, может придать интересную окраску всему хоровому звучанию.

Вообще дублирование основной мелодии или ее вторы в октаву, а иногда и той и другой, очень характерно для народного пения. Конеч­но, точно выдержанное дублирование всей мелодии весьма редко. Ха­рактернее частичное октавное дублирование, которое сменяется други­ми интервальными соотношениями голосов, в зависимости от голосове­дения и ритмического отклойения от основной мелодии. Так же редко можно встретить постоянное октавное удвоение женских голосов муж­скими. Все они стремятся хотя бы к относительной самостоятельности. Кроме того, тесситурная сфера женских голосов иная, чем мужских, в большинстве случаев женские голоса поют значительно ниже мужских голосов.


5. Калугина



Необходимость в переложениях хоровых партитур возникает очень часто47, поэтому руководитель должен овладеть навыками аранжиров­ки. Народная песня или песня советского композитора, если она напи­сана не специально для данного состава, не всегда соответствует тес-ситурным возможностям, количеству голосов и диапазону хора.

Если партитура разучиваемой песни написана в широком диапазо­не, а хор поет в тесном расположении, приходится перестроить ее, что­бы сделать удобной для певцов именно данного хора. Иными слова­ми, не хор приспосабливать к какому-то варианту той или иной песни, а для данного хора нужно уметь сделать свою партитуру. В ней сле­дует учесть и реальные возможности всех голосов в отдельности и в их соотношениях, и необходимое для жанра и характера песни количество голосов, и особенности местного мелодического распева, и типа много­голосия, и характер подголосков. Партитура должна также исходить из склада песни — подголосочного или аккордово-гармонического. Только если руководитель учитывает все эти условия, партитура будет удобной для хора и должна хорошо звучать.

' Разумеется, верно понятые художественные задачи в сочетании со специальными знаниями и музыкальным вкусом руководителя хора по­могут найти наиболее интересную, образную и звучащую партитуру хора.

От руководителя требуется тем более знаний и художественной чут­кости, что партитура народной песни в нотной записи часто не 'отра­жает нюансов и исполнительских штрихов. От художественного вкуса ■и такта руководителя зависит ьо многом и исполнение хора и его кол­лективное творчество.

47 Пришло время для создания специальной методическоой работы по аранжировке для составов народных хоров.**"»-


6. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОРА

И ОТБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Организация самодеятельного народного хора начинается с выявления местных песенников, любящих и знающих русскую народную песню. При этом важно привлекать в хор не только отдельных молодых певцов с хорошими, звонкими голосами, но и пожилых певцов — знато­ков и мастеров народного пения. Целесообразно вовлекать в хор так­же целые спевшиеся группы певцов из одного села, общежития, брига­ды, известные по бытовому любительскому музицированию.

Выявить способности певцов можно путем наблюдения за самодея­тельным пением в поле, в клубе, на массовках, на домашних вечерах. Особенно внимательно следует отнестись к семейным ансамблям, не­редко представляющим интересные, а главное спевшиеся коллективы. «Певческие» семьи порой хранят ценные образцы народных песен и прочные традиции их исполнения.

Известно, что любовь к хоровому пению прививается с детства ив этом случае остается на всю жизнь. Интересно, например, что один из вариантов песни «Сибирские частоговорки», исполняемой Омским рус­ским народным хором, записан В. Назаровой в 1952 году в поселке Екатерининском Тарского района Омской области от четырехлетнего мальчика Сережи Марамчииа. В семье Марамчиных все три поколе­ния — большие любители народной песни.

Характерен также случай, описанный Л. Христиансеном: «Любовь к хоровому пению прививается детям с. самого раннего возраста. Когда я записывал одну старинную песню у жены Липнягова Антонины Пав­ловны и ее дочери Марии Александровны Скурихиной, шестилетний внучек, внимательно слушавший пение, поправил бабушку и тетю, опу­тавших текст песни»48. _

В последнее время некоторые Дома народного творчества и органи­заторы музыкальной самодеятельности стали уделять особое внимание формам домашнего музицирования, имеющим огромное значение в при­общении людей к музыке, к пению уже с детства. Так, на Всероссий­ском совещании в Москве в 1961 году был показан ансамбль русских народных инструментов, занимающийся в домашних условиях и достиг­ший известных успехов. Не менее важно стимулировать и развивать и хоровое пение в семьях, в ансамблях певцов одного предприятия, бри­гады, села. Именно из таких ансамблей в районной самодеятельности в конечном счете возникают интересные народные хоровые коллективы.

Обычно они создаются вокруг талантливых народных певцов, обла­дающих знанием русского песенного искусства и организаторскими спо­собностями. Именно так родился Крутинский хор Омской области,

48 X р и сти а нсен Л. На старом Уральском заводе. — «Советская музыка», № 8, 1952.

5* т


душой которого стала мастер народного пения А. А. Мартынова; хор села Александровки Чигольекого района Воронежской области возник из ансамбля, организованного замечательной русской певицей Анаста­сией Лебедевой, который так и назывался многие годы — ансамбль Лебедевой.

Для успешного роста нового народного хора очень важно, чтобы его руководитель был художественным' авторитетом для участников хора. Он должен знать народную песню, уметь петь в народной манере, обла­дать незаурядными музыкальными способностями. Надежным помощни­ком руководителя в творческой и организационной работе становится актив хора из ведущих певцов.

Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы привлечь в хор певцов с хорошими голосами. Для этого необходимо произвести отбор голосов.

Если коллектив только формируется, не обязательно начинать пер­вое занятие с индивидуального прослушивания голосов. Полезно начать его с исполнения известной песни. Это помогает сплотить коллектив, пев'цы привыкают друг к другу и к руководителю, а главное, прислу­шиваются к манере пения других. В то же время опытный руководи­тель сможет выявить в общем пении способных, активных песенников. Петь следует без инструментального сопровождения.

На втором или третьем занятии можно приступить к проверке голо­сов, постепенно знакомясь со всеми участниками и распределяя их по партиям или группам. Разумеется, после первого же занятия нужно от­странить людей с плохим слухом.

Руководитель должен стремиться к тому, чтобы принять в хор наи­более музыкальных певцов, обладающих хорошими, молодыми голо­сами. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать и стариками: нередко они становятся в хоре ценнейшими помощниками, консультантами бла­годаря знанию народных песен и местных традиций их исполнения. Бели пожилой певец уже не может петь в хоре, следует использовать его опыт для работы в творческой группе.

Важно, чтобы певцы будущего хора пели в народной манере, то есть просто, естественно, так, как поют в быту люди, не проходившие спе­циальной постановки голоса. Само собой разумеется, что необходимо проверить музыкальные данные певца, как и в любом другом 'коллек­тиве.

В профессиональных и самодеятельных народных хорах с известны­ми традициями проводится тщательный отбор вновь поступающих пев­цов.

Руководители прежде всего выявляют музыкальный слух и. память прослушивающегося. Для этого можно напеть или наиграть мелодию, незнакомую певцу, и предложить повторить ее уже без инструмента. Чистоту интонирования хорошо проверить в исполнении песен без со­провождения, а также меняя тональность одной и той же песни.

Выше уже подчеркивалось, что певец в народном хоре Должен петь музыкально, в естественной народной манере, без крикливости. Тяже­лый крикливый звук часто появляется у молодежи, подражающей пло­хим эстрадным певцам. Это наносит огромный вред молодым голосам и уродует вкусы. Наоборот, подлинно народное пение не терпит крик­ливости, показной выразительности. Поэтому руководитель должен пре­жде всего следить за естественностью самого звукоизвлечения. Естест­венный звук — естественный говор. Желательно, чтобы вновь поступа­ющий певец пел именно в той местной, областной манере, в которой поет данный коллектив. Надо сказать, что местная певческая манера

ед


наиболее явно проявляется у женских голосов. В отдельных случаях способная певица даже воспринимает манеру пения, несколько отлич­ную от ее природной манеры.

При прослушивании участников хора можно определить не только голос, но и степень владения народным вокальным мастерством: по­просить певца спеть спокойную песню широкого дыхания из местного репертуара или из общеизвестных русских песен, например, «Славное море, священный Байкал» или «Вижу чудное приволье» для мужчин, а для женщин — «За горою у колодца», «Черемуха» или любую из распевных песен, знакомых исполнительнице.

На этих песнях, особенно спетых без сопровождения, можно выявить и манеру пения и владение дыханием, словам, почувствовать вырази­тельность исполнения и чистоту интонирования.

Целесообразно попросить певца исполнить частушку или другую скорую песню, требующую подвижности звука, отчетливой дикции и умения донести смысл, содержание в сжатой форме. Задорно и выра­зительно исполнить частушку может не каждый певеЦ: нужен и звон­кий голос, и юмор, и живость исполнения.

Исходя из того, что народное хоровое исполнительство — не только собственно пение, а часто игра, игровое действие, руководитель должен выявить, какими дополнительными средствами народного исполнитель­ства, помимо пения, владеет певец, — умеет ли он водить хоровод, иг­рать на народных инструментах, плясать, «играть» песни. Для этого при прослушивании необходимо создать спокойную обстановку, способ­ствующую максимальному раскрытию творческих и исполнительских возможностей.

Естественно, что на специальном прослушивании (в профессиональ­ных хорах устраиваются конкурсы певцов) исполнитель не может по­казать всех своих способностей, которые развиваются постепенно уже в самом коллективе.

Так, когда-то в Волжский русский народный хор был принят моло­дой паренек В. Бурыгин, который участвовал лишь в оркестре хора и мог хорошо играть на саратовской гармошке с колокольчиками. В кол­лективе развились многие стороны его дарования. Сейчас он создает тексты для Волжского хора, среди них одна из популярных песен на музыку Г. Пономаренко «Пораскинулись русские степи». Бурыгин иг­рает на народных инструментах, подпевает в хоре, очень мягко «обыг­рывает» песни и, кроме того, ведет программу хора.

В 1953 году был принят в Омский хор шофер Л. Шароха с крепким, сочным голосом. Тогда еще никто не мог предположить, что через не­сколько лет он станет интереснейшим интерпретатором народных песен, со своей ярко индивидуальной манерой, большим артистизмом, острым юмором, что проявляется и в его сольных выступлениях без инструмен­тального сопровождения. Мало того, за годы участия в коллективе он научился играть на балалайке и жалейке, на фортепиано, свободно мо­жет петь и в теноровой и в баритоновой партии, отлично обыгрывать песни, прекрасно петь в мужском ансамбле. Сейчас Л. Шароха — за­служенный артист РСФСР, лауреат Всероссийского конкурса.

Одно из самых ценных качеств народного певца — способность к творчеству, то есть умение сочинить частушку, текст или напев песни, придумать вариант мелодии. Непосредственно, по-народному опреде­лила подлинную ценность певца известная руководительница самодея­тельного хора А. Р. Лебедева: «Тот певец из певцов, кто умеет разукра­сить песню, а не тот, что за другими тянет»49. Тот, кто может лишь

*9 Цит. но кн.: Милославов П. М. Хоровой кружок. М., 1952, с. 67.

вй


«водить голосом за другими», приносит мало пользы в коллективном творчестве. И наоборот, лучшими певцами будут те, которые при рас­певе песни «на голоса» могут создать не один, а несколько вариантов мелодии.

В профессиональном хоре приходилось встречаться с такими народ­ными певцами, для которых пение по закрепленной партии было очень трудно, даже мучительно. Творческая фантазия талантливых народных певцов не может быть скована рамками раз навсегда выученной пар­тии. Нет-яет да и прорвется иной мелодический ход, иной ритмический распев слова или возникнет новый подголосок.

Для того чтобы определить музыкально-творческие способности участников хора, при прослушивании полезно предложить певцу найти, подстроить второй голос —втору к известной и несложной мелодии, на­пример, «Тонкая рябина», «Под окном черемуха колышется» и другим.

Итак, принимая певца в хор, не нужно требовать от него музыкаль­ных знаний и умения петь по нотам, но необходимо обязатель­но выявлять его способности к творчеству в самых разнообразных формах. В профессиональных хорах даже при приеме в танцевальную или инструментальную группы поступающим предла­гается, кроме технической и исполнительской стороны, показать еще способность к импровизации. Это существенно потому, что импровиза­ция — важнейший художественный принцип русского народного испол­нительства. Часто в самом коллективе песня получает окончательную хоровую обработку. Поэтому так ценится умение певца распеть песню, обогатить ее новыми вариантами и подголосками.

Руководителю необходимо знать, на что способен каждый участник, уловить творческую «искорку» в исполнителе, помочь ему проявить се­бя наиболее многогранно. В процессе работы руководитель должен за­ботиться о развитии индивидуальных способностей участников коллек­тива.

Правильный отбор певцов способствует повышению исполнительской культуры народных хоров.


7. ПЕВЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Значение и методы вокального воспитания ■ народных певцов

Народное вокальное мастерство создано длительным певче­ским трудом многих поколений народных.исполнителей. От старших к, младшим, от более способных и опытных к менее творчески само­стоятельным, от умельцев — к ученикам — таков непрерывный процесс освоения навыков народного певческого искусства. Естественно,' что метод вокального воспитания в народной среде чисто интуитивный. Он предполагает лишь постепенное перенимание мастерства одних певцов от других и является стихийным процессом.

В современных народных хорах метод интуитивного восприятия или копирования не может быть основным. Прежде всего нужно стре­миться к тому, чтобы молодые певцы сознательно овладева­ли вокальными навыками. Поэтому в народных хорах исполь­зуется два метода певческого воспитания. Первый предполагает пе­ренимание опыта и отдельных вокально-чшполнительских приемов от лучших народных певцов в хоре. Второй — систематическую тренировку в формировании певческих навыков под контролем руково­дителя.

Певческое воспитание народного хорового коллектива требует осо­бенно тщательного и умелого подхода. Если руководитель хора сам яв­ляется мастером-умельцем, каким был, например, Ярков или руководи­тели известных самодеятельных хоров Лебедева, Медянцева, Мартыно­ва, то процесс воспитания молодых певцов прост и естествен. Петр Глебович Ярков, как мастер-запевала, сам прекрасно владел народным распевом, широким дыханием, обладал импровизационным ансамбле­вым чутьем. Обычно он постепенно спевался с одним-двумя певцами, а затем и с большой группой певцов, чтобы песня звучала стройно, воз­никающие подголоски сливались в единый народно-хоровой ансамбль, умело были показаны тембры голосов. Тавдим образом осуществлялось, обучение народному вокалу «с голоса».

Если руководитель сам не является народным певцом, он должен серьезно и вдумчиво изучать искусство народных певцов, чутко вслу­шиваться в их манеру пения. Это позволит ему увидеть лучшее в тра­диционном исполнительстве и найти пути правильного воспитания своего коллектива. Естественно, что руководитель, не овладевший на­родной манерой пения, не может научить певцов народному вокально­му искусству. И заниматься «постановкой народного голоса» такому руководителю не только не нужно, но даже вредно. Только длитель­ное и всестороннее изучение местной манеры пения и говора воспиты­вает «вокальное ухо» руководителя, что' позволяет ему контролировать звучание хора или отдельного голоса и самому демонстрировать тот или иной звук. Практика показывает, что опытный, чуткий хормейстер может в известной мере овладеть певческой манерой своего хора и

эт


быть действительно учителем-вокалистом для на/родных исполнителей. Причем, даже если он вырос не в народной среде и прошел профессио­нальную школу иного, академического направления. Так, частично ов­ладели народной манерой основатель и первый руководитель Ураль­ского русского народного хора Л. Л. Христиансен, Омского русского народного хора—Е. В. Калугина. Большая практика, любовь и вдум­чивое отношение к народному вокалу помогши Н. К. Метко освоить и подмосковную манеру народного пения и северную. Такой же путь дли­тельного изучения и познания прошли Н. Кутузов в Москве, В. Захар-ченко в Новосибирске, М. Чумаков в Куйбышеве, А. Миютюков в Ли­пецке и Воронеже.

Жизнь все настойчивее требует от хормейстеров овладения осно­вами народной вокальной школы.

Единая манера пения. Говор

В разделе «Жанровые особенности народного хора» мы да­ли общее понятие о народной манере пения, как комплексе вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе областных певческих традиций. Формируется народная манера пения в опыте кол­лективного ансамблевого пения и имеет определенную областную ха­рактерность. Поэтому мы можем и должны говорить не только о спе­цифичности народной певческой манеры и отличии ее от академиче­ской, профессионально выработанной; мы должны различать ее и по местным или областным (в широком смысле слова) певческим стилям: север, юг, средняя полоса России. Разумеется, мы не рассматриваем сейчас всю массу разновидностей и узколокальных выражений этих манер, которым нет числа. Этот вопрос требует специального исследо­вания. Укажем только на самые характерные особенности звучания го­лосов в различных областях.

Север. Звукообразование со свободным резонированием в грудном и головном регистрах; сдержанность в подаче звука, что можно объяс­нить климатическими условиямия. Поют в основном в помещении. Пе­ние на открытом воздухе с массовыми гуляниями, хороводами-несвой­ственно жителям северных районов Росаии. Суровый климат, обшир­ные лесные пространства создали и свои особые условия для певчес­ких традиций. Мягкость, легкость высоких голосов и сдержанность, даже суровость • глубоких, почти «баритональных» альтов. Для пения большинства районов русского Севера характерна экономность звука.

Средняя и южна я полоса России представляют много­образную картину певческих стилей. Так, в Подмосковье и близлежа­щих областях поют (так же как и говорят) легко, певуче, без ярких низких народных альтов. Манера пения очень ясная, «разговорная». Почти всюду можно услышать пение «тонкими» голосами в первой по­ловине второй октавы.

Чем южнее, там «просторнее», сочнее звучат голоса. Открытое, «по­левое» пение естественно в лесостепных и степных районах. Особенно широко здесь пользуются певицы грудным регистром, в нем с наиболь­шей полнотой раскрывается звонкое народное «альтовое» пение. Так поют в Курской и Воронежской, в Белгородской и Брянской областях.

А еще южнее^—на Дону, Кубани, в Ставрополье манера плотная, зычная, ярко открытая. Здесь часто народная песня звучит в поле, на уличном гулянии. Даже свадьбы в большинстве случаев происходят на" улице, где и накрываются свадебные столы.


На Урале нам доводилось наблюдать исполнение известной ураль­ской «топтуши» на огромном лугу на берегу красавицы Ка'мы. В та­ком народно-массовом пении молодежи принимало участие до ста че­ловек. Естественно, манера пения открытая, звонкая, «полевая». В по­мещении поют значительно мягче и теплее.

В западных областях Сибири, манера пения старожилов спокойная, не звучная, говорком. Открытое, широкое, звучное пение встречается гораздо реже (опять климатические условия). И совсем не приходи­лось наблюдать нам пение в хороводах, кругах, на массовых гуляниях.

Одна из самых первых серьезных вокальных задач в организован­ном народном хоре — /выработка единой манеры пения у всех артистов.

Как часто строй, ансамбль, тембровое звучание хора страдает от пестроты вокальной манеры его участников! Единое звукообразование обеспечивает тембровый и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Местная манера пения является вокальной основой любого област­ного, районного или сельского хорового коллектива. Создать хор из певцов, поющих в единой, родственной манере, легче в сельской мест­ности, где люди живут с детства и уже в семье начинают петь так, как поют их родители и бабушки. Но как быть с городскими хорами? В го­роде живут уроженцы разных областей, которые приносят в хор и свои певческие навыки. Трудности вокального порядка возникают в тек хо­рах, которые создаются в областях с переселенческим населением, где нелегко найти единые областные традиции пения и говора, например, в Московской, Волгоградской, Новосибирской, Ленинградской и других. В таких случаях нужно все-таки определить наиболее устойчивую мест­ную манеру пения хотя бы у части певцов. И, опираясь на ее тради­ционные свойства у певцов-старожилов данной области, обучать ос­тальных. Конечно, в хоре сформируется уже своя, во многом новая манера при опоре на певцов из старожильческих районов, составляю­щих большинство хора.

Какими же приемами добиваться единой манеры пения?

Прежде всего руководитель сам должен отчетливо представлять, какую именно народную манеру культивирует хор, и учитывать это уже при подборе певцов в коллектив, то есть специально подбирать участ­ников с ярко выраженными местными традициями пения.

Немалую роль для певческой речи, манеры имеет говор певцов. Основных говоров в русском языке три: «окающий», «акающий» и

«якающий». Московская речь, как одна из наиболее характерных рус­ских, звучит на певучем «акающем» говоре. Северные, Приволжские, Уральские, Сибирские области разговаривают и поют на «окающем» говоре. Более яркое и сочное о звучит у северян, плотное, твердое о — у уральцев; сибиряки и волжане говорят на мягком, слегка акающем говоре. В Курской, Белгородской, Воронежской областях и на Дону — на «якающем» говоре.

Нельзя искусственно изменять говор народных певцов — это естест­венный способ выражения их разговорной и певческой речи.

Приходилось слышать от иных эстетов, что местный говор есть признак малой культурности хора. Думается, что это глубоко неверно. М. Горький всю жизнь «окал», и от этого не был менее культурным человеком. Сохраняя естественный говор певцов, нужно помнить, что искусственно насаждать и культивировать е-го там, где он не имеет традиционной устойчивости, нельзя.


Особенное внимание следует уделять манере пения, тембровой окраске голосов в молодежных современных хорах, еще не имеющих певческих традиций. Если голос певицы не обладает яркой тембровой окраской, она может приобрести ее, прислушиваясь к голосам с кра­сивым тембром, с ярко выраженной манерой пения. Поэтому перени­мание «е голоса» манеры пения — один из методов вокального вос­питания. Частично в хорах он осуществляется стихийно, при общении более опытных певцов с молодыми участниками. В отдельных случаях целесообразно поручить ведущему певцу или певице позаниматься «с голоса» с группой начинающих певцов своей партии. В профессиональ­ных хорах этот метод также используется. Там есть свои мастера на­родной вокальной школы. Об этом мы будем говорить в разделе «Про­фессиональные русские народные хоры».

Слабо вокально подготовленных певцов нужно рассадить среди ис­полнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения. И, что особенно важно, установить непрерывный контроль за молодыми певцами. В коллективе, созданном -на основе определенной певческой манеры, новички постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора.

Вырабатывая единую манеру пения, руководителю целесообразно заниматься не только со всем хором, но и с небольшими группами од­нородных голосов. На звучании лучших певцов учится вся группа. Не­обходимы и индивидуальные занятия с певцами, не владеющими мане­рой пения хора.

Лучше всего строить индивидуальную работу по выработке певче­ской манеры хора на знакомом хоровом репертуаре, где «(вокальное ухо» молодого певца уже привычно улавливает характерное звучание всего хора.

Нельзя механически объединять в одном хоре певцов с академиче­ской и народной манерой пения. Это всегда создает фальшивое звуча­ние и наносит вред голосам. Лишь в отдельных случаях опыт приема в народный хор певцов с вокальным образованием дает положитель­ные результаты. Оговоримся, что разница певческих манер (академи­ческой и народной) особенно сказывается у женских голосов. Опыт приема певцов, в основном мужчин, со специальным вокальным обра­зованием проведен в хоре имени Пятницкого, Омском, Волжском, хоре Всесоюзного радио и телевидения. Были приняты певцы с манерой пения, близкой народному вокалу, то есть со светлым, ярким звуком и очень незначительной вибрацией. Практика показывает, что в отдель­ных случаях в коллективе певцы могут овладеть народной манерой, но за ними нужен постоянный контроль, с тем чтобы певцы не углубляли, не перекрывали звук. Тогда манера пения этих певцов, при некотором изменении пользования резонаторами, при сознательном анализирова­нии самими певцами позиции и качества звука, приближается к ма­нере хора. Решающим же в этом опыте является непрерывное общение певцов с целым хоровым коллективом, поющим в единой манере. В свою очередь профессиональные певцы вносят в хор музыкальную культуру и сознательное отношение ко всему процессу работы.

Конечно, освоение единой певческой манеры не исчерпывает всей вокально-художественной работы с хором.

Основная задача певческого воспитания — обучение мастерству пе­ния, то есть совершенствование вокально-технических и исполнитель­ских средств, которыми пользуются мастера народного искусства для наиболее выразительной передачи главного — песни.


Работа над дыханием, звуком н дикцией

Некоторые руководители самодеятельных хоров считают, что поскольку певцы с детства овладевают народной манерой, говором, ес­тественно поют в своем природном диапазоне, постольку нет необходи­мости специально заниматься вокальным воспитанием певцов в кол­лективе. Это — ошибочная точка зрения. Народная манера пения не равнозначна народному вокальному мастерству. Певец может петь в народной манере, но иметь отдельные вокальные дефекты: крикливый, углубленный или тусклый звук, короткое дыхание, вялую дикцию.

Еще М. И. Глинка— певец и педагог — говорил, что «все голоса (про­стые и сложные) от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос»50.

Неверно было бы предположить, что все певцы, даже профессио­нального народного хора, особенно в коллективах с молодым составом., являются мастерами народного пения, безукоризненно владеющими дыханием, звуком, дикцией. Ведь принимается туда молодежь. Ни при­родные данные, ни личный певческий опыт артистов хора до поступле­ния в коллектив еще не обеспечивают роста вокальной куль­туры профессионального хора. Это способно выполнить лишь си­стематическое певческое воспитание.

В певческом воспитании руководитель отталкивается от общих ха­рактерных черт звучания народного голоса:

— естественный, «близкий» звук,

— незначительная вибрация голоса,

— дикция, близкая разговорной речи,,

— естественное головное резонирование, без яркого прикрытии го­лоса,

— плотное грудное звучание.
Постараемся оказать об этом более полно.

Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звуча­ние. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта, «на губах». Известно, что умелые народные певцы никогда не поют резким, крикли­вым или глубоким звуком (исключая пение на открытом воздухе), наоборот, звук их обычно яркий, но в то же время мягкий и по-своему округленный.

Для народных голосов характерна очень незначительная вибрация, которая придает звуку только тембр. Тем более в хор не принимаются певцы с такими отрицательными качествами, как качание, резкое виб­рирование.

Но в работе хормейстеру попадаются не только хорошие голоса. Очень часто мы встречаемся с форсированием звучания, особенно у мо­лодежи. Исходя из того, что звук должен быть естественным, «близ­ким», прежде всего работаем над укреплением дыхательной основы. Ибо если мы не укрепим навыков дыхания, освобождение от излишней перегрузки голоса не даст еще нужного результата —- естественного звучания голоса, голос будет просто ослабевать.

Что должны знать певцы о дыхании? Прежде всего — технику поль­зования дыханием: бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спо­койное постепенное его расходование. Это общезначимо для любого хора. Главное — каждому певцу сознательно относиться к дыханию и

» Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М., 1951, с. 7.

Щ


практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. Не­обходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и пес­нях.

Так пением на одном, двух или трех звуках достигается навык мед­ленного расходования дыхания при динамической гибкости:

Упражнение для распевания



И_(Й)а_и.

 


 


Несколько слов о цепном дыхании. Большинство русских народных песен поется на. «едином» дыхании, и у каждого певца должно быть ощущение цельности, связности, «единого дыхания» песни. Навык цеп­ного дыхания полезно тренировать как на медленных песнях, так и на быстрых — безцезурных. Протяжная песня «Не бела-то березанька» вся — непрерывного хорового дыхания (см. пример 75). Интересно от­метить в ней один важный момент народного вокала — активность зву-коведения без спадов и филировки звука в концах фраз, что требует и непрерывного, активного хорового дыхания. Несколько своеобравныи вокальный прием рог1атеп1о, то есть «спада» дыхания и скольжения звука в концах фраз наблюдается в уральском и сибирском пении: «Дубровушка» народная песня Свердловской обл. Хор 62 Подвижно

про _ хо _ жу( - ми _ ло _ г'о все жду. Навыки правильного дыхания помогают освободиться от фороиров-ки звука. Народные певцы нередко «перебирают» дыхание и «запи­рают» его, зажимая тем самым звук. Чтобы избежать этого, прежде

- шка на _ ша, ду _ бро

Очень широко 4 =60 Одна


ву - шка,

«Ой ты, темная ночь» народная песня Новосибирской обл. Все


к;


всего нужно добиваться свободы и равномерности в пользовании ды­ханием, мягкой опоры, открытой, «распахнутой» гортани без утриро-ваниостя атаки звука. Приведем для примера запев песни А. Олени-чеоой «Ты, Сибирь, родная сторона»:



6* Широко


«Ты, Сибирь, родная сторона» слова и напев А. Оленичевой


Активность первого звука в напряженном регистре для альта тре­бует хорошей опоры дыхания, свободной гортани и активного направ­ления звука к головному резонатору. Певица стремится выразительно пропеть всю фразу ярким звуком на широком дыхании. Этот запев целесообразно попеть со всей хоровой группой.

Полезно потренировать дыхание, в том числе и цепное, и на мягком, тихом звучании, добиваясь легкости,, гибкости звуковедения:

 

«Не зеленая хмелинка»

Легко. Не затягивая народная песня Омской обл.

2?на,--. Все


&=^=^=Щ±=^^^^~^Г:::^

Важный момент в народном вокале — «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, — один из принципов народного исполнения. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мяг­кое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, то есть твердое нёбо и зубы и, разумеется, грудные резонаторы.

В основе народного вокала лежит ясность, выразительность пере­дачи слова. В народном пении спеть —значит произнести слова. По­этому дикция должна, быть чрезвычайно отчётливой, с таким произне­сением гласных и согласных, как и в разговорной речи, связанной' с •говором. Естественно, что этому помогает интонирование. самой мело­дии:

«Черемуха»
Не спеша уральская народная песня


ш



«Уезжал милый в дальню сторону» народная пецня Московской обл.



 


* (ра)

Иными словами, певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Ясное произнесение гласной —одно из условий яркого, звонкого, «близкого» звука.

Отчетливость пения гласных достигается как бы специальной ата­кой звука на каждую гласную:

Зе _ ле _ на _ я ро - щи _ ца

В народном вокале исключается «вливание» одной гласной или од­ного слога в другой. «Разговорность» создается пением как бы говор­ком с определенностью и отчетливостью каждого слова ради вырази­тельности с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...