Су _ да _ руш _ ка - де _ вуш . ка, да, ближ.ня .я су _ се. душ-ка. 6лнж_ня _ я, не даль-ня _ я да, на ли - цо ру . мя _на -я, Скрым-тым ны/л, тым, ным,тым,ным, да, на ян- цо ру . мя _на-я.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Песня сразу, что называется, «запала в душу», но что делать с текстом? В записанном Николаем Федоровичем варианте лишь четыре строфы были из этой песни, а остальные присочинены в устном бытовании позже и не соответствуют ее лирическому характеру.
Припев: Скрым-тым-ным тым, ным, тым, ным, да, На лицо румяная 64. Снарядился, подбодрился, Вдоль по улице пошел. Вдоль по улице пошел. До ее ворот дошел. Припев
64 В припеве повторяется последняя строчка строфы. У новеньких у ворот, да Он поторкался, У косящата окошка Пошабаркался. Припев Ни ответу, ни привету, Знать-то Маши дома нету. Если б дома бы была, да Вышла б встретила меня. Припев За праву руку взяла, Во горенку провела. Во горенку провела, Рюмку водки подала. Припев Выпил рюмку, выпил две -Зашумело в голове, Зашумело, загремело, Заподергивало И туда, и сюда, Во зеленые луга...
Вот что получилось после коллективного переосмысливаняя песни (опускаем первые четыре куплета, которые были сохранены): Тихо брякнуло окошко, Маша вышла на крыльцо. Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо. Припев: Скрым-тым-ным, тым, ным, тым, ным, да, Запылало все лицо. «Я принес тебе подарочек — Сиреневую шаль, За тебя, моя любимая, Головушки не жаль». Припев «Во горенку не приму,
К хороводу провожу. В хороводе красных девушек Не вздумай полюбить». Припев
Лицо белое пылает, Лента алая горит. Маша друга обнимает, Обнимая, говорит: Припев «Я не чаяла сегодня, Милый, видеться с тобой, Истомилося сердечушко Кручиною-тоской». Припев «Не тоскуй, моя зазнобушка, Сердечко не томи, Я пришел к тебе, желанная, Во горенку прими». Припев Получилось неплохо, но длинно. Снова работали, было создано еще несколько вариантов, пока не утвердили последнего. В нем и сценическая игра и ясность формы. А по стилю и народному языку эти куплеты явились естественным развитием записанной песни: Сударушка-девушка, Ближняя соседушка, Ближняя, не дальняя, На лицо румяная. Собой статна, чернобровая,, Приметливая, На работушку удалая, Приветливая. Снарядился, подбодрился Вдоль по улице пошёл, Вдоль по улице пошел. До ее ворог дошел. У новеньких у ворот Я поторкался, У косящата окошка Пошабаркался. Ни ответу, ни привету. Знать-то Маши дома нету, III Если б дома бы была, да. Вышла б встретила меня. Тихо брякнуло окошко. Маша вышла на крыльцо, Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо. Лицо белое пылает, Лента алая горит, Маша друга обнимает, Обнимая, говорит: «Я не чаяла сегодня. Милый, видеться с тобой, Истомилося сердечушко Кручиною-тоской». «Не тоскуй, моя зазнобушка, Сердечко не томи. Я пришел к тебе, желанная. Во горенку прими. Вот тебе, моя лебедушка, Порукою кольцо». Парень девушку целует, Провожает на крыльцо. Нередко в старинных русских песнях приходится заменять устаревшие, архаичные слова, малопонятные сегодня.
Так, русская народная песня «Во поле орешина» издана в сборнике П. Яркова «Песни Подмосковья» в таком варианте:
о по _ ле о _ ре _ ши - на, во по _ ле куд.ря _ ва _ я. , Все
Чер _ но _ бро _ ва _ я мо - я, тттт чер _ но _гла_за _ я мо -я,
Чер _ но - 6ро_ ва - я мо - я, Р Р'И чер_ но. гла _ за _ я мо
Припев: Чернобровая моя, Черноглазая моя. Ее ветер дует, Ее поддувает. Припев Что Иван-то Марью На руках качает. Припев Он ее качает, Ее величает. Припев Спи, моя милая, Радость дорогая. Припев Я поеду в город, Привезу подарок. Припев А я плису на капот, А я бархату на салоп. Припев На шеюшку яятари, Дороженьку не тори. Припев
песни: А я плису на капот, А я бархату на салоп —
Я поеду в город, Привезу подарок — исполнялись следующие слова: В косу ленту алую, В косу ленту алую. Золоченое кольцо, Золоченое кольцо. На шеюшку янтаря, Дороженьку не тори, Дороженьку не 'тори, Худой славы не клади. Песня эта свадебная, величальная. В ней — мысль о счастливой семейной жизни, прославление любви, семьи, доброго отношения. Партитура смешанного хора звучала полнее, а мужская группа подчеркивала слова величания: Спи, моя милая, Радость дорогая. Я поеду в город, Привезу подарок. Намек, данный в последнем куплете русской народной песни: На шеюшку янтари, Дороженьку не тори — был продолжен: • Дороженьку не тори, Худой славы не клади... Последние слова помогли певцам лучше осмыслить фразу «дороженьку не тори», и песня получила логическое завершение. Еще один пример работы над новым текстом в хоре. Самодеятельный композитор Е. Коньков принес в хор МОДНТ целый ряд своих песен. Среди них была очень хорошая обработка русской песни «У ворот Саша стоит» с характерными подмосковными переборами у баяна, с игровым, активным ритмическим пульсом.
А текст песни такой 65: У ворот Саша стоит, У ворот одна ли Саша стоит. Бело личико у «ей горит, да. Бело личико горит, да, Видно ее батюшка сердит, да, Видно батюшка сердит, да. Видно ее матушка.бранит, да, Видно матушка бранит, да. Не велит одной младой ходить, да. Вначале выучили песню с этим текстом. У Конькова была партитура только для женского хора: 65 Известен и другой вариант текста этой хороводной песни. 8. Калугина
сто ит у во _ рот од - на ли Са _ ша сто - ит. Затем сделали вариант для смешанного хора: «У ворот Саша стоит» распев народного хора
Песня нравилась хору, но и композитор и певцы чувствовали, что она была бы интереснее и жизненнее с современным текстом. Уж очень она активная, бодрая, радостная. Решили написать текст о себе, о Подмосковье. Привлекли к работе и самодеятельного автора А. Голубов-ского. Вот первый вариант нового текста:
Завивайся, хоровод, да, Завивайся, хоровод, да, Хорошо родной наш край живет, да, Хорошо родной наш край живет, да! Все мы трудимся с любовью, Все мы трудимся с любовью, Потому богато Подмосковье, Потому-то славно Подмосковье!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|