Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мо - лод - цу плыть не _ да _ леч _ ко.




| '. Г I1 * М I1 |1 1.Г ' 1

Необходим был тщательный отбор найденных голосов, чтобы песня могла исполняться. Вообще при распеве задача заключается не только в создании новых вариаитов, но и в их качестве. И от руководителя зависит, будет ли песня художественно совершенной, так как качество хоровой обработки определяется и талантливостью самих певцов, и му­зыкальным вкусом руководителя.

Творческие, группы^

Творческие группы объединяют наиболее одаренных и опыт­ных участников коллектива из всех его групп — хоровой, музыкальной и плясовой. Вместе с руководителями хора они обдумывают репертуар, вносят свои предложения по музыкальной, поэтической или сценической обработке отдельных песен, массовых сцен и плясок.

Творческие группы принимают участие и в отборе репертуара. Так, при Захарове ни одна песня не принималась и не исполнялась сразу всем хором имени Пятницкого. Предварительно она разучивалась не­большой группой в восемь-девять человек.

Значительна роль наиболее способных певцов в хоровом распеве. Они творчески активны и объединяют вокруг себя более молодых пев-


цов, обучая их с голоса вокально-исполнительским приемам народного мастерства. Такую работу в хоре имени Пятницкого проводят А. Про-кошина, в Воронежском — М. Мордасова.

Кроме того, творческие группы занимаются сценическими постанов­ками. Так, воронежский хоровод в хо(>е имени Пятницкого поставлен А. Прокопшиой, прекрасно знающей воронежскую песенно-танцеваль-ную культуру. М. Мордасова вышла из народной среды. Сама мастер исполнения частушек, она занимается в Воронежском хоре с группой частушечниц и пением, и текстами, и характерными движениями.

Ансамбль, исполняющий современные частушки в Северном хоре,— тоже участники творческой группы, они сами подобрали напев, тексты и поставили этот концертный номер. Известная Духовницкая кадриль в Волжском хоре поставлена артистами плясовой группы.

И таких примеров множество. Импровизации и музыкальные обра­ботки оркестровых партитур делаются нередко участниками профессио­нальных народных коллективов, чаще баянистами.

Работа над текстом

В народном хоре ставится задача воспитать у артистов ак;, тивное отношение к музыке и текстам песен и вообще к предлагаемому репертуару. Конечно, в коллективах есть одаренные люди в области композиции или поэзии, способные выразить в песне идею, сюжет, чув­ство. Они-то и направляют творчество коллектива. Широко известен музыкальный дар Оленичевой, на многие годы определившей творче­ский «почерк» Омского хора. Немало способных создателей текстов пе­сен и частушек: Мордасова в Воронеже, Фомин в хоре имени Пятниц­кого, Бурыгин в Волжском хоре, Жуков—омич, автор текста «Сибир­ская полечка», и многие другие.

Особенно большую активность проявляют участники творческих групп в создании и редактировании песенных текстов. Нередко текст русской народной песни содержит слишком большое для концертного исполнения количество куплетов. Иногда текст малохудожествен из-за присочинения к нему в устном бытовании чуждых по содержанию куп­летов, иногда отдельные слова устарели.

К редактированию текстов нужно подходить очень внимательно, что­бы сохранить идейно-художественную основу песни, особенности на­родной речи, сделать ее пригодной для концертного исполнения.

Разумеется, сокращение песенных текстов не должно производиться механическим «отсечением» куплетов.

Приведем пример. Песня-баллада, записанная в Ставропольском крае, «Как летела пава»:

«Как летела пава» народная баллада Ставропольского края


Драматическое повествование содержит девятнадцать четверости­ший.


1. Как летела пава Через три поля, Уронила пава С крыла перушку.

2. Мне не жалко павы, Жалко перушку. Мне не жалко отца, Жалко молодца.

3. Отец дома живет, Сын во службу идет, А на третий год На побывку идет.

4. Как сострела его мать Посреди поля, Про его жену Стала жалиться.

5. Уж ты, сын ты, мой сын, Сын возлюбленной мой. Как твоя, сын, жена Увесь дом прожила.

6. Вороных она коней Пораспродывала, А сады зелены Позасушивала.

7. А ясных соколов Пораспускивала, А меды-сахары Порасхарчивала.

8. Как сострела его сестра Посеред села, Про его да жену Стала жалиться.

9. Уж ты, брат ты, мой брат. Брат возлюбленной мой, Как твоя, брат, жена Увесь дом прожила.

10. Вороных она коней Пораспродывала, А сады зелены Позасушивала


11. А ясных соколов Пораспускивала, А меды-сахары Порасхарчивала.

12. Как сострела его жена Посред двора, Вынул молодец Шашку вострую.

13. Срубил жене Буйну голову, Покатилась голова Как маковочка.

14. А он сам пошел Во конюшенку, А там кони стоят, Овес, сено едят.

15. Как пошел молодец Во зеленый сад, А сады зелены Зеленеются.

16. А ясны соколы Распеваются, А меды-сахары Разливаются.

17. Как пошел молодец В светлу горницу, А там люлька висит, В ней дите кричит.

18. Баю-баюшки, Моя деточка, Твоя бабушка, Моя матушка.

19. Ох, не мать она мне, Не родительница, А змея она мне,-Разорительница.


Что здесь может быть исключено без ущерба для логики и смысла баллады? Прежде всего можно сократить эпизод встречи с сестрой, рассказывающей то же, что и мать (четыре куплета). Кроме того, мож­но отбросить строчки, ничего не меняющие в рассказе:

Уж ты, сын ты, мой сын. Сын возлюбленной мой,

Можно сократить повторение слов «Как пошел молодец». Тогда пес­ня обретает большую цельность и компактность. В репертуаре она мог­ла бы быть использована для женского дуэта.


I. Как летела пава Через три поля, Уронила пава С крыла перушку.

2. Мне не жалко павы, Жалко перушку. Мне не жалко отца, Жалко молодца.

3. Отец дома живет, Сын во службу идет, А на третий год На побывочку идет.

4. Как сострела его мать Посеред поля, Про его жену Стала жалиться.

5. Как твоя, сын, жена Увесь дом прожила. Вороных она коней Пораспродывала.

6. А сады зелены Позасушивала, А ясных соколов Пораспускивала.

7. А меды-сахары Порасхарчивала. Как сострела его жена Посеред двора.


8. Вынул молодец Шашку вострую. Срубил жене Буйну голову.

9. А он сам пошел Во конюшенку, А там кони стоят, Овес, сено едят.

10. А сады зелены Зеленеются. А ясны соколы Распеваются.

11. А меды-сахары Разливаются. Как пошел младец В светлу горницу.

12. А там люлька висит, В ней дите кричит. Баю-баюшки, Моя деточка.

13. Твоя бабушка, Моя матушка, Ох, не мать она мне. Не родительница.

14. Ох, не мать она мне, Не родительница, А змея она мне, Разорительница.


Покажем процесс работы над текстом старинной русской народной песни «Сударушка-девушка». Очаровательная, нежная, целомудренная мелодия была записана от известного собирателя и знатока сибирской песни Н. Ф. Чернакова:



«Сударушка-девушка» народная песня Омской обл.

Мягко, задушевно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...