Глава 8. Нарушения общения и возможные пути
Их устранения Сложности общения всегда сопровождаются высоким внутренним напряжением, нарушением вегетатики, моторики, речи партнеров по общению. Это проявляется в неуверенности, застенчивости, трудности в достижении согласия, робости собеседника или собеседников. Если своевременно не устранить возникающие сложности в общении, то впоследствии это может привести к нарушению общения. Нарушения общения проявляются в болезненном взаимодействии, когда в ходе контакта систематически обращается внимание на те стороны личности партнера, которые он не осознает, и зачастую они находятся в противоречии с его представлениями о самом себе. Нарушения межличностного общения наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям, они трудно устранимы и требуют вмешательства психолога, коррекции через осознание и изменение системы отношений. Нарушения общения чаще всего проявляются в форме конфликтных отношений. «Конфликт социально-психологический - это столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп». [18] Общение, как уже отмечалось выше, сложный и многогранный процесс. Вступая в контакт, участники межличностного или делового общения всегда преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать, а могут и отличаться. Цели эти являются следствием действия определенных мотивов, которые тоже всегда имеются у участников общения и достижение которых предполагает использование разнообразных способов поведения.
Несовпадение целей, интересов, желаний, влечений участников общения может привести к межличностному конфликту. Межличностный конфликт – столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, интересы, ценности, нормы поведения или методы работы взаимно исключают друг друга или мешают, противодействуют, несовместимы в данной ситуации.[19] В системе межличностных отношений существуют определенные нормы поведения в зависимости от их статуса или позиции в обществе. Поведение, которое продиктовано определенным положением в обществе и отвечает определенным общественным требованиям и правилам, - это есть ролевое поведение. В процессе общения человек строит свое поведение в рамках самых различных социальных ролей. В зависимости от сферы взаимодействия и от окружения человек принимает на себя определенный вид роли общения, чтобы получить желаемый результат. Если поведение субъекта, либо объекта общения не соответствует данной роли, то это может способствовать возникновению ролевого межличностного конфликта. Ролевой конфликт наиболее часто имеет место в процессе делового общения. Свидетелями ситуации нарушения способа поведения, принятого в обществе, практически всегда бывают другие лица. Стремясь сохранить свой социальный статус любыми средствами, человек доводит ситуацию до конфликтной. Конфликт как трудноразрешимое внешнее и внутреннее противоречие, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями личности, бывает разных видов. В зависимости от критериев, которые лежат в основе классификации конфликтов, последние можно разделить на: 1) личностные и групповые (по носителю конфликта). Личностные конфликты, в свою очередь, могут быть подразделены на внутриличностные и межличностные; групповые – на межгрупповые, внутригрупповые (межличностные, деловые, ролевые); 2) конструктивные и деструктивные конфликты (по эффектам разрешения);
3) инициированные и ситуативно-реактивные (по наличию намерения – является ли субъект инициатором конфликта или находится в ситуации реагирования на конфликтные предъявления); 4) открытые (явные) и скрытые (замаскированные) – (по степени выраженности, когда по тем или иным признакам противоречие либо отчетливо выступает, либо обнаруживается); 5) реальные и иллюзорные конфликты (по степени объективности). Иллюзорный конфликт – это неверно приписываемый, сложный конфликт, который возникает из-за ошибок восприятия, без подлинно объективных причин; 6) скоротечные и затяжные (хронические) конфликты (по временному параметру); 7) целенаправленные и нецеленаправленные конфликты (по наличию целей); 8) объективные и субъективные конфликты (по детерминированности, т.е. причинной обусловленности). В социальной психологии выделяют четыре типа общения: интимное, личное, официальное и публичное. Внутри каждого типа взаимодействие должно соответствовать определенным социальным ролям и определенным характеристикам, иначе общение может стать затрудненным. Интимное общение – происходит между самыми близкими людьми, обсуждающими вещи, не предназначенные для чужих ушей, имеющие смысл только для двоих. Диапазон интимной дистанции до 30 см. Такое общение требует тихого голоса – до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не говорится, а только подразумевается. Личное общение – имеет место между знакомыми людьми. Диапазон личной дистанции от 40 см до 1 м. Это нормальная дистанция для повседневного общения. В диапазоне личного общения голос негромкий, общение свободное, неофициальное. Здесь позволяются некоторые шутки, демонстрирующие факты близости партнеров по общению и выражающие индивидуальность человека. Официальное общение людей должно происходить в строгом соответствии с их социальной ролью. В этом случае люди обращаются друг к другу не как личность к личности, а как должность к должности в соответствии со всеми установленными правилами субординации. Диапазон официальной дистанции от 1,4 до 4 м. Близкая фаза (1,5м) характерна для взаимоотношений между начальником и его непосредственным подчиненным. На этой дистанции происходит деловое общение, решаются проблемы. Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключает недоговоренности. Все должно быть сказано открытым текстом, а каждое предложение должно быть договорено до конца.
Публичное общение – общение с группой. В зависимости от размера группы диапазон колеблется от 4 до 8 м. Такой тип общения требует значительного изменения поведения человека, демонстрации им поведения оратора, голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом особая отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, каждое предложение строится правильно и договаривается до конца. Таким образом, для того чтобы правильно организовать общение, необходимо видеть ситуацию взаимодействия в целом, вести беседу соответствующим данной ситуации тоном. Только тогда можно добиться положительных результатов в совместной деятельности и избежать конфликтов. Можно выделить следующие причины, приводящие к межличностному конфликту: · Проявление одной из сторон знаков собственного превосходства в открытой и даже грубой форме (обвинение, высмеивание, критика). · Несоответствие коммуникативного поведения ролевым ожиданиям, предъявляемым партнерами друг другу. · Ущемление амбиций собеседника. · Попытка разделить общий, исходно неделимый объект притязаний. · Психологическая несовместимость людей. · Незнание, неумение или нежелание учитывать при общении индивидуально-психологические, возрастные, половые особенности собеседника (собеседников). Выход из конфликтной ситуации может быть адекватным и неадекватным: в первом случае вытесняются и устраняются сами причины конфликта, а во втором - причины конфликта не устраняются, поэтому нужно различать конструктивное и разрушительное воздействие конфликта. При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этими конфликтами необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В специальной литературе, посвященной проблеме конфликта, на сегодняшний день выделяется три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|