Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод массажа в коррекции речевых нарушений




Е. А. ДЬЯКОВА

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

 

Допущено

Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031800Логопедия

 

2-е издание, исправленное

 

 


 


УДК 616.899 (075.8)

ББК74.3я73

Д931

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология»

для педагогических вузов и колледжей

 

Руководитель программы — доктор педагогических наук Н. М. Назарова

Научный консультант — доктор медицинских наук, профессор Л.И.Белякова

Рецензенты;

кандидат педагогических наук, доцент Г. В. Бабина;

кандидат педагогических наук О. Г. Приходько;

врач-невролог 1-й категории, мануальный терапевт А.Л. Королев

 

Дьякова Е. А.

Д931  Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —

2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 96 с, [8] л. ил.: ил. ISBN 5-7695-0543-5

Вучебном пособии представлено физиологическое обоснование целесообразности использо­вания массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизиро­ваны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических ме­ханизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. Книга дает представление о различных приемах логопедического массажа. Подробно излагается методика его проведения, даются четкие методические рекомендации о различных приемах, используемых в логопедическом массаже, а также представлены диагностические критерии необходимости на­значения логопедического массажа.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 — Логопе­дия. Может быть полезно также дефектологам, медицинским работникам (невропатологам, масса­жистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией. 

                                                                    

УДК 616.899(075.8)

ББК 74.3я73

Учебное издание

Дьякова Елена Александровна

Логопедический массаж

Учебное пособие

 

Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор С.А.Шаренкова.

Технический редактор О.С.Александрова. Компьютерная верстка: Г. А. Берковский.

Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Л. В. Мельникова

 

Изд. Хо A-427-II. Подписано в печать 29.10.2004. Формат 70x100/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 7,8, в т.ч. цв. вкл. 0,65 л. Тираж 5100 экз. Заказ 14044.

 

Лицензия ИД Х° 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

 

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.                                                                                   

© Дьякова Е. А., 2003

ISBN 5-7695-0543-5                                                                                               © Издательский центр «Академия», 2003

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тя­желых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его приме­нения служат работы М.Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, при­меняемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недоста­точно внедрены в широкую логопедическую практи­ку. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалис­тов не вызывает сомнения, особенно при таких тя­желых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.

Несмотря на то, что существуют отдельные публи­кации, в которых описываются различные виды мас­сажа при речевых нарушениях, до настоящего вре­мени не было учебного пособия, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.

Цель данного учебного пособия — описание мето­дики и техники логопедического массажа, в пособии также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наи­более полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по пуб­ликациям [И.И. Панченко, 1979; Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; Е.Е. Шевцова, 1993; Е.П. Недорезова, 1995; И. В. Блыскина, В.А. Ковшиков, 1995; О.Г. Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования масса­жа в логопедической практике.

Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждени­ях, используют приемы логопедического массажа в

своей работе и стремятся получить квалифицирован­ные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механиз­мов тех речевых расстройств, при которых целесооб­разно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подго­товки логопедов в Московском городском педагоги­ческом университете и проводится в виде специаль­ного семинара, в соответствии с разработанной учеб­ной программой.

Учебное пособие адресовано студентам педагоги­ческих институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинс­ким работникам, а также родителям, имеющим де­тей с речевой патологией.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее пе­реиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ra.

 

Глава 1

МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тка­ней периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представ­ляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализа­ции произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...