Метод массажа в коррекции речевых нарушений
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Е. А. ДЬЯКОВА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 — Логопедия
2-е издание, исправленное
УДК 616.899 (075.8) ББК74.3я73 Д931 Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей
Руководитель программы — доктор педагогических наук Н. М. Назарова Научный консультант — доктор медицинских наук, профессор Л.И.Белякова Рецензенты; кандидат педагогических наук, доцент Г. В. Бабина; кандидат педагогических наук О. Г. Приходько; врач-невролог 1-й категории, мануальный терапевт А.Л. Королев
Дьякова Е. А. Д931 Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 96 с, [8] л. ил.: ил. ISBN 5-7695-0543-5 Вучебном пособии представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. Книга дает представление о различных приемах логопедического массажа. Подробно излагается методика его проведения, даются четкие методические рекомендации о различных приемах, используемых в логопедическом массаже, а также представлены диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 — Логопедия. Может быть полезно также дефектологам, медицинским работникам (невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
УДК 616.899(075.8) ББК 74.3я73 Учебное издание Дьякова Елена Александровна Логопедический массаж Учебное пособие
Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор С.А.Шаренкова. Технический редактор О.С.Александрова. Компьютерная верстка: Г. А. Берковский. Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Л. В. Мельникова
Изд. Хо A-427-II. Подписано в печать 29.10.2004. Формат 70x100/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 7,8, в т.ч. цв. вкл. 0,65 л. Тираж 5100 экз. Заказ 14044.
Лицензия ИД Х° 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. © Дьякова Е. А., 2003 ISBN 5-7695-0543-5 © Издательский центр «Академия», 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Несмотря на то, что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебного пособия, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии. Цель данного учебного пособия — описание методики и техники логопедического массажа, в пособии также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям [И.И. Панченко, 1979; Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; Е.Е. Шевцова, 1993; Е.П. Недорезова, 1995; И. В. Блыскина, В.А. Ковшиков, 1995; О.Г. Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике. Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой. Учебное пособие адресовано студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее переиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ra.
Глава 1 МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|