Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положения тела при массаже




Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента (рис. 18).

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента (рис. 19).


3. Положение массируемого аналогично указанному рисунку в пунк­те 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь ле­вой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверх­ности (рис. 20).

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и поколачивание.

5. Плотное нажатие.

 

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каж­дая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каж­дый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположен­ных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема погла­живания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомога­тельного приема граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движе­ние, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выпол­нять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на ре­цепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуж­дающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее дви­жение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью мас­сируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продоль­ном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограни­ченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процес­сы в тканях, повышается тонус мышц.

Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками ука­зательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладо­ни или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью со­гнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевид­ном направлениях.

3. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в об­ласти отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдав­ливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При размина­нии в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их со­кратительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недоста­точности мышц и сниженном их тонусе.

Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между поду­шечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осу­ществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются квер­ху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый об­мен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает то­нус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус. Поколачивание применя­ется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движе­ния различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выг­лядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

5. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообра­щение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы­хода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически актив­ные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, лю­бое поглаживание.

 

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви­гательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, по­колачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные при­емы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнас­тики, самомассажем.

 

ГИМНАСТИКА

 

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воз­действия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемежаются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения совершаются ребен­ком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполня­ются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить дви­жение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, од­нако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движе­ние, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение уп­ражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения сле­дует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплиту­ду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестети­ческие ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществ­ления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как пра­вило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнасти­ки является выработка полноценных движений. Формируются такие каче­ства движения, как полнота объема движения, его точность, интенсив­ность выполнения, дифференцированное включение в движение опреде­ленных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечево­го пояса, мимических и артикуляционных мышц. Активная артикуляцион­ная гимнастика широко представлена в логопедической литературе, по­этому в данном пособии приводятся лишь некоторые упражнения, кото­рые используются в сочетании с массажем.

 

Глава 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...