Основные функции и цели информационного права. (хуевый вопрос. Импровизирую)
Информационное право представляет собой структурно-сложную комплексную отрасль права, состоящую из норм, регулирующих общественные отношения по поводу информации (в аналоговом и электронно-цифровом виде) и связанных с нею объектов информационной деятельности. Цель науки информационного права рассматривается как производство и организация знаний в области существующих закономерностей информации и всего многообразия смежных с нею систем, в том числе права. Функции: 1. Изучение информации как объекта правоотношений; 2.Изучение правовых режимов доступа к информации; 3.Изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения 4.Изучение различных видом информации ограниченного доступа (гос., служебная, коммерческая, банковская тайна); 5.Исследование основных институтов ИП как комплексной отрасли (интернет –права, правового регулирования электронного документооборота, массовых коммуникаций); 6.Исследование роли и места ИП в системе права и системе юридических наук, ее связи с другими отраслями российского права; 7.Изучение информационных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в кибернетическом пространстве; 8.Исследование практики применения норм информационного законодательства; 9.Изучение правовых проблем информационной безопасности.
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ. Информационно-правовая норма - это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и обязанностей субъектов и осуществлением информационных процессов при обращении информации (процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации).
Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов — участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом. Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности. Так, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» устанавливаются права и обязанности читателя и библиотекаря по предоставлению информационных услуг, по пользованию такими услугами. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах. ВИДЫ: 1.В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные(нормы-определения; нормы-принципы, нормы-цели) 2.В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными. Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством. Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере. 2.Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия): · нормы федерального уровня и действия; · нормы субъектов Российской Федерации; · нормы органов местного самоуправления.
3. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы: · общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям; · межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов; · отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти; · на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|