Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление индивидуальных особенностей педагогического общения (поиск стиля общения).




1. Полезны упражнения на определение стиля общения коллеги (по А.А. Леонтьеву). Посетите с кем-нибудь из коллег занятие не­знакомого вам и ему педагога, желательно в другом учебном заведении. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого педагога на занятии, пользуясь следующей схемой:

а) доброжелателен, держится ободряюще – недоброжелателен;

б) стимулирует инициативу, допускает выражения собствен­ного мнения, свободного поведения учащегося - авторитарен, третирует учащихся, не терпит возражений, высказывания собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и все время держит участников педагогического общения под жестким контролем;

в) заинтересован, активен, выкладывается - безразличен, себе на уме;

г) открыт, не боится выражать свои чувства, показывать свои недостатки - думает только о престиже, носит маску, старается во чтобы то ни стало держаться за свою социальную роль;

д) динамичен и гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, тушит возможные конфликты - не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;

е) вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинства, индивидуализирует общение с различными учащимися - обращается только сверху вниз одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения;

ж) может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему (конфликт) его главами, создает у говорящего ученика чувства, что его правильно понимают – все видит только «со своей колокольни», не внимателен к говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;

з) активен, все время находится в общении, держит класс в тонусе - пассивен, пускает общение на самотек.

Оцените эти стороны педагога по пятибалльной системе.
Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случае
расхождения попытайтесь вместе вспомнить, какие отдельные
слова, поступки и т.д. привели вас или его к тому или иному
выводу.

Упражнения первой группы проводятся таким образом, чтобы схватились различные элементы педагогического общения. Постепен­но вводятся синтетические упражнения, в которых взаимодействуют отдельные элементы, отработанные ранее, а также упражнения из второй группы целостного педагогического тренинга.

Второй цикл тренинга – обучение целостному процессу педагогического общения.

Построение коммуникативного задач на занятиях (моделирование предстоящего общения).

Ведущий выдвигает педагогическую задачу предстоящего занятия, а участники поочередно предлагают методические, а затем коммуникативные средства ее решения. К составленному конспекту занятия предлагает­ся составить коммуникативный план с указанием особеннос­тей общения с группой в целом и с отдельными учащимися.

Организация процесса общения.

Проигрывают следующие стадии общения:

1. Ориентирование и выбор объекта.

2. Привлечение к себе внимания.

3. Зондирование особенностей объекта и его расположенности к
общению.

4. Собственно вербальное общение.

5. Обратная связь

Вначале эти стадии осуществляются медленно, затем темп увеличи­вается, отрабатываются отдельные стадии общения: как речевые, так и невербальные.

Управление педагогическим общением.

1. Представьте себе, что вы педагог, отвечающий за воспитательную работу с группой, и вам необхо­димо сразу после занятий мобилизовать группу на какое-то общественное мероприятие.

2. На дискотеке вечере учащаяся отказалась танцевать с одногруппником. Она ответила на его приглашение грубо - поговорите с ней.

3. Учащийся отказывается заниматься одним из предметов общекультурного цикла: не учит материал, пропускает занятия, мотивируя это тем, что он избрал себе техническую специальность, и эти предметы ему не нужны. Вы стараетесь его переубедить.

4. На перемене старший по возрасту учащийся обидел того, кто значительно младше его. Поговорите со «старшим».

Наблюдение за работой педагога.

1. Пронаблюдайте за тем, как ваш коллега учитывает особенности восприятия познавательного материала учащимися данного возраста на занятиях, как он использует запланированные методы.

2. Проанализируйте логику решений целей занятия, какие приемы общения использует педагог, и насколько они адекватны методике препо­давания и методической структуре воздействия в целом.

3. Сравните план занятия и процесс его непосредственного развития, найдите отклонение, определите, насколько соответствует запла­нированным методам система общения на занятии. Попытайтесь опреде­лить стиль общения педагога с аудиторией и степень управления им педагогическим процессом.

4. Попытайтесь определить настроение педагога на занятии и его возможности в управлении своим самочувствием, настроение учащихся.

5. Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогическо­го переживания в общении на занятии.

6. Определите виды трудностей в общении и способы их преодоления.

Эти наблюдения проводятся в учебном заведении, но можно использовать специально отснятые кинофрагменты.

В этот же раздел мы включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и вни­мания при наблюдении. Можно проводить все эти упражнения в одной и той же группе, т.е. лучшее знание учащихся способствует устра­нению шаблона в педагогической деятельности.

Тренировка педагогической наблюдательности.

1. Определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния - удо­вольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждение, неудача, хитрость, розыгрыш и т.п.).

2. Определите эмоциональное состояние детей с помощью фотографий и специально менявшегося текста, прилагаемого к снимкам.

3. Определите эмоциональное состояние группы детей, эмоциональ­ное состояние учащихся во время занятия, эмоциональное состояние отдельных учащихся. Сопоставьте свои наблюдения с информацией других педагогов, работающих с данной группой. Последнее задание особенно сложное, ибо ситуация динамична. С другой стороны, наблюдается возможность опознавать эмоции через анализ ситуации общения.

Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.

1. Что вы будите делать, если учащийся опоздал на занятие, отвле­кается во время объяснения нового материала, мешает другим и т.п.

2. В начале занятия оказалось, что все учащиеся не поняли домаш­нее задание. Что вы будите делать?

3. Учащиеся плохо слушают объяснение нового материала - определите возможность причин и предложите план действий.

4. Учащиеся устроили Вам проверку (натерли доску мылом, стул мелом). Что Вы будите делать?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...