Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий словарь основных понятий




 

Авторитет – проявление престижа человека, его слов для другого человека или группы людей.

Агрессивность – психологическое явление, выражающееся в стремлении доказать, во что бы ни стало свое мнение в процессе общения.

Азарт – эмоциональное состояние, проявляющееся как возбуждение, связанное с желанием доказать свое мнение.

Апатия – психологическое состояние, вызванное утомлением, потерей интереса и безразличием к обсуждаемым вопросам, событиям, явлениям и процессам.

Акцентуация – чрезмерное усиление, выделение отдельных сторон рассматриваемой проблемы, личностных качеств собеседника.

Акцентуация характера – понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Анализ – процесс расчленения, разложения предмета дискуссии на части и выявление их сути отдельно, поочередно.

Аналогия – установление сходства или различия процессов и явлений в межличностном общении.

Апперцепция – проявление избирательности восприятия в зависимости от общего психологического состояния человека, его опыта, профессиональной деятельности.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Барьер смысловой – отсутствие взаимопонимания между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл.

Барьер психологический – мотив, препятствующий общению с определенным человеком, группой людей (“хочу, но нельзя”, “надо, но не хочу”).

Беседа -один из общих методов речевого общения, предусматривающий прямое или косвенное устное получение информации.

Внушение – форма общения, при которой субъект усваивает идеи без их обдумывания; способ влияния на людей, когда они воспринимают эти идеи без борьбы мотивов.

Впечатлительность – свойство личности, выражающееся в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира явлений, в т.ч. межличностных отношений.

Доверительное общение – общение, основанное на высокой степени доверия одного из общающихся к другому или друг к другу.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усиление процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Духовное общение – высший уровень человеческого общения, основанный на чувстве равенства, благоговения собеседников друг к другу, когда на первый план выступают не деловые и личностные качества, а какая-то сила духа, воплощающая высшие начала человека.

Деловое общение – общение, когда партнеры объединены общим делом, совместным поиском решения возникших проблем в производственной, профессиональной деятельности, затрагивающие истинные интересы.

«Держать диалог» - особое качество, умение искусство партнеров вести разговор, диалог в целях достижения собственных интересов.

Затрудненное общение – выраженное проявление затруднений общения, требующее осознания разрешения, преодоления возникших субъективных или объективных, смысловых или психологических барьеров и преград, отталкивающих собеседников.

Интерактивная сторона общения – взаимодействие субъектов (сторон) в процессе общения.

Игровое общение -поведение человека, коммуниканта, когда преднамеренно выбирается стиль, способ участия, ведения диалога с различной смысловой, психологической окраской.

Интердикция – запрет на какие-то действия в процессе общения.

Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе.

Каузальная атрибуция – интерпретация субъектом причин и мотивов поведения другого человека, при котором другому приписываются те мотивы поступков, которые обычно присущи самому человеку в процессе общения.

«Казанская сирота» – позиция субъекта в процессе общения, при которой провоцируется поддержка от окружающих.

«Козел отпущения» – изображение субъектом общения видимости взятия на себя всех грехов, забот, хлопот, неудач.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Конвенциальность в общении – проявление культуры контакта в духе согласия, равноправия, внимания друг к другу в процессе общения.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Коммуникативный стиль личности – совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия – в беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия – выработка идей, принятие и формулировка решений, преодоление конфликтов.

Механизм социальной установки – выбор способа получения информации о собеседнике, при котором он воспринимается либо на основе собственного опыта либо на уровне слухов «о дурной славе».

Мотивационные трудности в общении – трудности, возникающие вследствие сокрытия коммуникатором собственных мотивов конкретного поведения или недостаточно ясных самому.

Манипуляция – направленность на получение односторонних выгод и преимуществ в процессе общения, стремление выиграть во что бы ни стало, или хотя бы психологически доказать свою позицию.

Маска – совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в социальной среде. Различают: “маску вежливости”, “маску удивления”, “маску безучастности”, “маску сочувствия”, “маску разочарования” и др.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к установлению психического контакта, основными сторонами которой являются: коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие субъектов), перцепция (взаимопознание, взаимовосприятие сторон общения).

Психологический барьер в общении – мотив, препятствующий взаимодействию субъектов в целях достижения определенных результатов, установлению психологического контакта.

Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

Прагматические трудности – трудности, возникающие в результате несовпадения эмоционально окрашенных вариантов значения того или иного понятия, выпячивания определенных выгод.

Проксемика – сокращение психологической дистанции в общении (например, пристальный взгляд коммуниканта, его физическое прикосновение, которые в зависимости от обстановки могут расцениваться как одобрение, поддержка или восприниматься тревожно, болезненно, создавать неудобства).

Профессиональное выгорание – состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

Рефлексия – процесс самопознания, самооценки субъектом своих мыслей, переживаний, того, что говорит, сообщает, воспринимает в процессе общения.

Ригидность – затрудненность вплоть до неспособности субъектом изменить намеченную программу деятельности, отказаться от того, что хотел сказать, сообщить коммуниканту в изменившихся условиях общения.

«Смысловой барьер» – способ воздействия одного из партнеров, когда специально, преднамеренно вводятся понятия, затрудняющие процесс общения, вынуждающие новые толкования, пояснения, дающие дополнительную информацию.

Ситуативные трудности общения – трудности, возникающие из-за различного понимания, толкования, интерпретации смысловых, психологических преград, барьеров в общении.

«Святая простота» -способ, позволяющий коммуникатору снять с себя ответственность и переложить ее на собеседника (своей позицией, мимикой выражения своего наигранного состояния).

Трудности общения – переживаемые, не удовлетворяющие человека психологические, интеллектуальные, личностные контакты с другими людьми, коммуникантами.

Упрямство – проявляющееся в общении свойство личности, когда притязания, действия, стремления доказать, утвердиться являются неосознанной настойчивостью.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное непреодолимыми препятствиями, или кажущимися непреодолимыми, в процессе общения, достижения желаемой цели, проявляется как внутренний конфликт.

Эффект стереотипизации – ориентация субъекта по общению оценить собеседника со сложившимся стереотипом повседневной жизни относительно возраста, пола, профессии, национальности, статуса.

Эмпатия (сопережевание) – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека и соответствующий эмоциональный отклик на них.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...