Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стиля своей профессионально-коммуникативной деятельности




( А.К. Маркова )

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

 

№ п/п ВОПРОСЫ Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план учебного занятия?   нет   да   нет   да
2. Вы планируете занятие лишь в общих чертах?   да   нет   да   нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана занятия?   да   да   да   нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или пробел в усвоении материала?     нет     да     да     да
5. Вы отводите большую часть занятия объяснению нового материала?   да   да   нет   нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?     нет     да     да     да
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?   нет   да   да   да
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого учащегося?   нет   нет   да   да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?   нет   да   да   да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?   нет   нет   да   да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?   да   да   да   нет
12. Вы часто меняете темы работы на занятии? да да нет нет
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?   да   нет   нет   нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?   да   нет   нет   нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?   нет   да   нет   нет
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время занятия вывести Вас из равновесия?     да     да     нет     нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?   да   да   нет   нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки занятия? нет нет да да
19. Вы строго следите да тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?   нет   да   нет   да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?   нет   да   да   да
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым учащимся?   да   нет   нет   нет
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?   да   да   да   нет
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?   нет   да   нет   да
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?   нет   да   нет   да
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?   нет   да   да   да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?   да   нет   нет   нет
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на занятиях?   да   да   да   нет
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на занятиях?   да   да   да   нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп занятия?   да   да   нет   нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?   нет   да   нет   нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на занятии?   нет   да   нет   да
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на занятиях?   нет   да   нет   да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на занятии?   нет   да   нет   да

 

Рекомендации по совершенствованию педагогом индивидуального стиля своей профессиональной деятельности

После того, как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой данного стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем Вам следующие рекомендации.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учащихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на занятиях. В результате у Ваших учащихся стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала без уверенности в том, что предыдущий усвоен всеми учащимися. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработка правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше отводите времени ответу каждого учащегося, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибавшийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподавать учебный материал, умение активизировать учеников, пробудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у Ваших учеников прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподавать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддерживанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуется чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Следовало бы больше проявлять нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не творческой деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к своим воспитанникам. В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к Вашему предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуется шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, учебные и фрагменты художественны фильмов на иностранном языке.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...