Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синдром «выгорания» в профессиях системы




«человек – человек»

Вводные замечания. Интерес к синдрому “психического выгорания” возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и по настоящее время эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стресса.

Существуют различные определения “выгорания”, однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговремен­ная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром “психического выгорания” (burnout) обозначается рядом авторов понятием “профессиональное выгорание”, что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром “выгорания” наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий руководителей, менеджеров, выполняющих функции управления персоналом.

Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме “выгорания” играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе “человек-человек”, как, например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в трудовом коллективе.

Наиболее ярко синдром “выгорания” проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы “выгорания” увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом “выгорание” соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными и т. д.

В настоящее время хорошо известны три модели “психического выгорания” и соответственные им методы его оценки. Согласно первой, одномерной, модели, “выгорание” - это состояние физического и психического, и прежде всего эмоционального, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка пониманию “выгорания” как синдрома “хронической усталости”. В противоположность двум другим подходам, приверженцы одномерного подхода не ограничивают “выгорание” какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель принадлежит голландским исследователям. Они рассматривают “выгорание” как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, пациентам, коллегам), иногда и к себе лично.

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома “выгорания” американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью “выгорание” понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная состав­ляющая “профессионального выгорания” и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая - деперсонализация - проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, кли­ентам, подчиненным и др. Третий компонент “выгорания” – редукция личных достижений - может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Опросник ПВ (“психическое выгорание”), разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам. Интерпретация результатов производится с учётом следующих расценок”:

Уровни “выгорания”

Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0 – 16 17 – 26 27 и больше
Деперсонализация 0 – 6 7 – 12 13 и больше
Редукция личных достижений 39 и больше 38 – 32 31 – 0

Опросник ПВ

Инструкция.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа “человек-человек” рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом относительно вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 - никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства”.

Никогда – 0;

Очень редко – 1;

Редко –2;

Иногда – 3;

Часто – 4;

Очень часто – 5;

Всегда – 6.

Вариант П (для учителей и преподавателей)

 

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.

18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

КЛЮЧ к ОПРОСНИКУ ПВ

 

Субшкала   Номер утверждения   Сумма баллов (максимальная)  
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20  
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22  
Редукция личных достижений 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21  

 

Методика изучения аффилиации

 

Вводные замечания. Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с окружающими людьми. Данный опросник предназначен для ди­агностики двух мотивов, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страх быть отвергнутым другими людьми (СО). От уров­ня аффилиации зависит успешность профессионального взаи­модействия, особенно в тех профессиях, в которых объектом труда является человек (клиент, пациент, ученик и т. п.). Ве­лико значение аффилиации в деятельности педагога.

Оснащение. Опросник А. Мехрабиана, “ключ”, ответный лист. Опросник состоит из двух шкал: СП и СО.

Порядок работы. Испытуемому выдается ответный лист и опросник с инструкцией. Если в процессе работы у испытуемо­го возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентирован­ным этим разъяснением на тот или иной ответ. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция. “Опросник состоит из ряда утверждений, ка­сающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить сте­пень вашего согласия или несогласия с каждым из утвержде­ний, используйте следующую шкалу:

+3 – полностью согласен;

+2 – согласен;

+1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – нейтрален, затрудняюсь ответить;

­­–1 – скорее не согласен, чем согласен;

–2 – не согласен;

–3 – совершенно не согласен.

Прочтите утверждения опросника и оцените степень со­гласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В опроснике не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...