Методика использования точечного массажа.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Массаж биологически активных точек как один из методов рефлекторного воздействия. Функциональная связь биологически активных точек с мышцами артикуляционного аппарата. Определение местоположения биологически активных точек, используемых в логопедическом массаже, их характеристика. Основные приемы точечного массажа: поглаживание, разминание, захватывание, вибрация. Комплексное использование приемов точечного массажа. Дифференцированное использование приемов точечного массажа. 8. Использование приемов логопедического массажа при различных речевых нарушениях. Выбор приемов массажа в зависимости от природы речевого нарушения. Дифференцированный выбор приемов массажа при разных клинических формах дизартрии; при невротической и неврозоподобной формах заикания; при нарушениях голоса, ринолалии. Специфика проведения логопедического массажа при ринолалии и при нарушениях голоса. Общие рекомендации по проведению массажа при ринолалии в постоперационном периоде. Техника массажных движений, направленных на активизацию мышц нёбной занавески, нёбно-язычных и нёбно-глоточных мышц. Дополнительные методы воздействия. Пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц. Использование точечного массажа при проведении фонационной гимнастики. Специфика проведения логопедического массажа при заикании. Влияние логопедического массажа на эмоциональное состояние заикающихся. Комплексное использование приемов классического и точечного массажа. Выбор приемов и методики массажа в зависимости от клинической формы заикания. Организация логопедического занятия с заикающимся с включением приемов логопедического массажа.
Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии. Дифференцированное использование приемов логопедического массажа в зависимости от формы дизартрии. Использование «рефлекс запрещающих» позиций при проведении логопедического массажа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Использование приема перекрестного точечного массажа при гиперкинезах артикуляционной мускулатуры. Сочетание приемов массажа и пассивной гимнастики. Особенности использования логопедического массажа при стертой форме дизартрии. Использование приемов самомассажа в логопедической практике. Использование приемов самомассажа в структуре групповых логопедических занятий. Сочетание приемов самомассажа и артикуляционной гимнастики при коррекции нарушений звукопроизношения. Использование приемов самомассажа при проведении различных режимных моментов в условиях детского сада.
ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. - М., 1997. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М., 1998. Блыскина И.В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. — СПб., 1995. Бортфельд С. А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. — Л., 1986. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — СПб., 1997. Вербов А. Ф. Лечебный массаж. — М., 1997. Дедюхина Г. В., Могучая Л.Д., Янъшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1996. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Недорезова Е. П. Методическое руководство по вопросам речевых патологий у детей с врожденными расщелинами нёба и губы. — М., 1995. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. - 1999. - Вып. 5. Репина З.А., Балахонов А. С. О проведении массажа мягкого нёба с помощью тренажера //Дефектология. — 1992. — № 5 —6. Рогачева Е.И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. — Л., 1977. Семенова К.А., Махмудова A. M. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. — Ташкент, 1979. Семенова К.А., Махмудова A. M., Смуглин Н.М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М., 1987. — Т. 1. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека. — М., 1990. — Т. 2. Тенк Г. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. — Таганрог, 1995. Чарели Э.М. Учитесь говорить. — Свердловск, 1991. Чарели Э. М. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. — Свердловск, 1990. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей: Детская речь, норма и патология. — Самара, 1993. Штеренгери А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. — Киев, 1992. Serizawa К. TSUBO. Vital Points for Oriental Therapy. Japan Publ., 1976.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие....................................................................................................................3 Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений.................................5 Показания к применению массажа в логопедической практике...................5 Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия.................................................................................................................... 5 Физиологическое действие массажа...............................................................6
Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения........................................8 2.1. Голова и шея...............................................................................................8 2.2. Полость рта................................................................................................12 2.3. Шея.............................................................................................................14 2.4. Кровоснабжение лица и шеи....................................................................15 2.5. Нервы головы и щей................................................................................. 17 Глава 3. Предварительная диагностика.................................................................19 Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа.....................25 4.1. Методические указания к проведению массажа....................................25 Виды массажа, используемые в логопедической практике.........................25 Противопоказания к назначению массажа....................................................25 Общие рекомендации к проведению массажа..............................................25 Подготовка к массажу.....................................................................................26 Положения тела при массаже.........................................................................26 4.2. Основные приемы массажа.....................................................................27 4.3. Гимнастика............................................................................................... 29
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|