Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передвижения команды и тактика проблем пространственного и временного характера.




Глава 2.

 

Передвижения команды и тактика проблем пространственного и временного характера.

Продолжим мысль, начатую в главе 1. Мы различаем игроков по их положению в отношении мяча, и получается три основных группы игроков, различающихся своими областями задач: игрок с мячом, игроки в позиции помощи и игроки страхующие.

Обратимся к ядру проблемы и попытаемся ответить на вопрос: в каком отношении друг с другом находятся эти три области задач?

Мы уже видели, что не нужно допускать, чтобы игрок с мячом определял позицию своих партнеров проведением своих «гениальных передач»

(рис. 39). Что касается протекания данной последовательности, происходит обратное: есть игроки, стоящие в положении помощи, которые благодаря своим коллективным передвижениям без мяча определяют направление передачи и выбор игрока, которому должна быть адресована данная передача (рис. 40). Это будет легче понять, если оценить стратегические цели коллективной игры, которые можно определить как:

  1. Оберегать мяч.
  2. Двигаться в направлении ворот противника.
  3. Забивать голы.                        Рис. 39.                                                Рис. 40.
  4. Оборонять:                                

 

 

* Игрок с мячом.                                                                                                                          

- Проведение профилактической защиты (мы владеем мячом).

- Сужать пространство для противника (противник владеет мячом).

- Завладевать мячом.

- Предотвращать удары противника по воротам.

Каждая футбольная команда должна в любой момент игры пытаться функциональным пластическим способом достичь стратегических целей, которые постоянно в вариативной форме чередуются.

Цели 1 и 2 выражаются в развитии и построении игры, конечной целью которой является пункт 3, т. е. забивание голов. Эти три пункта объединяются в пункте 4 (оборона), так что командная игра является в любой фазе динамичной интеграцией потребностей нападения и защиты. Кроме того, это нам позволяет понять значение оценки нашего риска в соотношении с риском противника.

 

2. 1. – Место действия и тактические формы поведения команды.

 

Мы уже говорили о том, что важнейшим мотивом для коллективной игры является совместное выдвижение в направлении ворот противника. Наряду с этим существует концепция пространства, а точнее, пространственных зон, каждая из которых несет особое значение.

Пространственные зоны в первую очередь следует понимать в отношениях связи риск – преимущества.

Различают 4 основные зоны (рис. 41).

Красная зона (повышенный уровень риска). В ней нужно производить уверенное создание положений помощи, которые делают возможной защиту.

Рис. 41.

     
 

 


                                                                                                                          

Целесообразнее занимать позиции помощи по диагонали с острого угла. Кроме того, необходимо с большой осторожностью проводить короткие вертикальные передачи, а также передачи с флангов в центр поля. Рискованно также проводить высокие или средние по высоте передачи, потому что их тяжело принимать. Следует избегать технической единоличности и творческого мастерства; например, дриблинг нужно проводить лишь в случаях полной уверенности, но стараться дриблинговать как можно меньше.

Оранжевая зона. Игра должна быть простой и целенаправленной. Дриблинг проводить только в случаях, когда противник к этому не готов, потому что он в этот момент занимает позицию для помощи своему партнеру. Высокие передачи, как неизбежность, можно начать производить.

Желтая зона. Принимается во внимание риск без неиспользуемых издержек. Это важная зона для прессинга, потому что таким образом у противника отбирается возможность организовать игру и одновременно с этим, если удастся завладеть мячом, неподготовленный противник будет застигнут врасплох.

Зеленая зона.  Здесь увеличивается введение творческих, инструктивных действий, имеющих первичную цель – озадачить противника. Исходя из этих причин, некоторые неиспользованные издержки достигаются в пределах определенной границы.

Следует обратить внимание на то, что вышесказанное не следует рассматривать как настоящие правила. Эти 4 зоны игрового поля лишь создают отправные точки для футболистов, при помощи которых они усвоят разумную и творческую стратегию игры.

 

2. 2 – Построение игры и выигрывание пространства: основополагающие действия.  

Чтобы прорваться в зеленую зону, т. е. достичь выигрывания пространства, игроки явно должны втянуть в это и игроков противника. Какими же средствами они располагают?

В основном двумя: передача и дриблинг.

Мы придерживаемся точки зрения, и никто не будет в этом сомневаться, что пас является основополагающим действием в игре. В главе 1 мы рассматривали, что пас, если мы хотим рассматривать футбол как игру коллективную, не следует рассматривать как голую технику исполнения, а как ключевую фазу предшествующей ей деятельности, в которую входят: занятие позиции помощи и свободное передвижение.

 

2. 2. 1 – Позиция помощи: относящееся сюда тактическое содержимое.

Она определяется как: передвижения, которые совершает на поле игрок, в зависимости от позиции игрока с мячом, для достижения цели команды.

Качество позиции помощи будет выражаться в тактическом соответствии и своевременных перемещениях.

Перемещения и тактическое соответствие предполагают тактическую возможность обоюдности, благодаря которой игрок в позиции помощи будет находиться в поле зрения игрока с мячом. Позиция помощи должна в любой игровой ситуации соответствовать следующим требованиям: в каком направлении? На каком расстоянии? К какому моменту времени?

1. Какое тактически правильное направление передачи задает игрок, стоящий в позиции помощи, игроку с мячом?

Как мы уже рассматривали, игрок, стоящий в позиции помощи, должен сделать первый шаг к проведению передачи, а не игрок с мячом.

Прилагаем следующий пример.

На рисунке 42 игрок неправильно выбирает позицию помощи, если он займет позицию А, потому что здесь игроки противника смогут легко с ним справиться. Когда действие происходит в зоне повышенного риска, нужно применять такие варианты действий, которые гарантируют защищенность и уверенность. Правильным вариантом в данной ситуации будет занятие позиции В, тогда вратарь сможет передать ему мяч.

Так мы понимаем, что, касаемо направления передачи, между игроками должно быть полное взаимопонимание, и что в первую очередь это зависит от игрока без мяча.

Рис. 42.

 

 

2. Правильно ли выбрана дистанция для положения помощи?

Это тоже действие, которое производится по критериям преимущественной адаптации к ситуации. Оно зависит от контекста действий и тесно взаимосвязано с техническими способностями. Это не будет преимуществом, если игрок для позиции помощи займет такую позицию, которая будет требовать проведения очень точной передачи, а игрок с мячом не обладает такими техническими задатками.  

3. Выбрать определенный промежуток времени?

Это положение связано с перемещением игроков. Игрок, стоящий в позиции помощи должен на практике дважды столкнуться с выбором правильного временного промежутка и эти оба раза скоординировать. Первый – это когда противник атакует игрока с мячом, а игрок выбирает позицию для помощи; второй - непосредственно выбор определенного момента для действий.

Если время для занятия позиции помощи выбрано правильно, то у игрока с мячом будет не менее двух возможностей: дриблинговать или делать передачу (рис. 43).

Если позиция помощи (специально проведенное для этого перемещение) будет занята слишком поздно (рис. 44), то защитник противника D вступит в схватку один на один с игроком с мячом, и, вполне вероятно, что ему на помощь придет еще один партнер, и они будут проводить двойное закрывание игрока с мячом. В этой ситуации у игрока с мячом не будет альтернативы: ему остается дриблинговать (отдать пас назад).

Предположим, что игрок наоборот слишком рано переместился на позицию помощи (рис. 45). В этом случае можно перейти к «разумному построению игры», но эффективность будет значительно ниже, чем при правильно выбранном моменте времени, потому что у противника будет время принять адекватные меры. Если мы сравним рисунки 43 и 45, то увидим, что в первом случае противник игрока А игрок F будет застигнут врасплох и на некоторое время потеряет шанс атаковать.

Вспомним о том, что игроку нужно лишь несколько секунд, чтобы из положения, когда он не готов к атаке, начать проводить многообещающую акцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...