Лабораторная работа №2. Заполнение рельсовой книги формы ПУ-2. Цель работы. Инструмент. Место проведения работы. Исходные данные
Лабораторная работа №2 Заполнение рельсовой книги формы ПУ-2
В путевом хозяйстве ОАО «РЖД» существует большое количество учетных и отчетных документов. Для учета рельсов, лежащих в главных, приемо-отправочных и прочих станционных путях в ОАО «Российские железные дороги» в 2004 году утверждена учетная форма ПУ-2 «Рельсовая книга». В книге предусмотрено три раздела: «Ведомость рельсов, лежащих в станционных, специальных и подъездных путях», «Ведомость рельсов, лежащих в главных путях», «Отметки о проверке книги». Рельсы, лежащие в главных путях, учитываются позвенно. Цель работы Изучить учетную форму ПУ-2 «Рельсовая книга», научиться правильно заполнять все разделы книги. Научиться производить измерение износа головки рельсов, смятия стыков. Научиться получать информацию о рельсах по итогам визуального осмотра. Инструмент 1. Дорожный курвиметр Nedo 703; 2. Штангенциркуль путевой ПШВ Путеец; 3. Линейка длиной 1 метр, ГОСТ 427-75.
Рисунок 2. 1 Инструмент, необходимый для выполнения лабораторной работы №2
Место проведения работы Железнодорожные пути учебного полигона СамГУПС. Исходные данные
Теоретическая часть Ведомость рельсов, лежащих в главных путях, состоит из следующих разделов: 1. «КМ» Указывается номер километра, на котором уложен рельс. 2. «ПК» Указывается номер пикета, на котором уложен рельс. Если рельс расположен на границе двух пикетов, то его относят к тому пикету, где звено начинается (по счету километров). 3. «Метр начала звена» Указывается метр начала звена, измеренный от пикетного столбика. 4. «Звено» Указывается номер звена. Количество звеньев учитывается в пределах пикета.
5. «Нить» Указывается сторонность нити. Сторона нити определяется по ходу километров. 6. «№ стрелочного перевода, № плети» В случае если рассматриваемый рельс является частью рельсовой плети, указывается номер плети по проекту. Данный номер также указывается в маркировке рельсовой плети, которая наносится белой краской на шейке рельса с внутренней стороны на расстоянии 1 метра от начала плети. В случае, если рельс является частью стрелочного перевода, указывается номер стрелочного перевода, согласно схеме станции. 7. «Год прокатки» Указывается год прокатки (производства) рельса. Год и месяц прокатки указывается на самом рельсе в виде выпуклых цифр. Месяц указывается римскими цифрами, а год – арабскими. 8. «Дата укладки» Указывается дата укладки рельса в данный участок пути. 9. «Тип рельса» Указывается тип рельса. Тип рельса обозначается буквой «Р» и цифрой, обозначающей примерную массу одного погонного метра рельса. Типы рельсов, уложенные на отечественных железных дорогах, указаны в таблице 2. 3. Тип рельса указывается на шейке рельса выпуклыми символами. Таблица 2. 3 Типы рельсов
10. «Признак укладки» В данном разделе указывается буква: «Н» – если укладывается новый рельс; «П» – если рельс ранее был уложен на другом участке пути и был переложен в данный участок пути. При производстве капитального ремонта пути (и других видов ремонта) производится сплошная замена рельсошпальной решетки. После снятия решетки ее перевозят в ПМС (путевая машинная станция), где производится ее демонтаж. После демонтажа рельсы подлежат сортировке, в результате которой отбираются рельсы, пригодные к повторной укладке в путь.
11. «Характеристики переложенных рельсов. Вид ремонта» Данный раздел заполняется только для переложенных рельсов. Указывается вид ремонта рельса после изъятия его из пути. «П» – при производстве шлифовки головки рельса в РСП. При сварке старогодных рельсов в плеть или повторном использовании рельсовых плетей, рельсы из ПМС отправляются в РСП (рельсосварочный поезд). Старогодные рельсы, относящиеся по пропущенному тоннажу к группам годности I, II, III, но по другим показателям не соответствующие требованиям таблицы 4, предварительно ремонтируют в РСП с целью повышения группы годности рельсов, а затем направляют для профильной обработки их головки строжкой или фрезеровкой. При наличии в рельсах дефектов 10, 11, 14, 17, 18 глубиной более 2 мм, а также 20, 21, 24, 25, 26. 3, 27, 30В, 30Г, 46. 3, 50, 52, 55, 56. 3, 60, 62, 65 производят их вырезку на расстоянии 10 см от краев дефекта. При распространении вышеуказанных дефектов и дефектов 40, 41, 43 по всей длине рельса старогодные рельсы переводят в IV группу годности. Рельсы с дефектами 85, 86. 3 подвергают правке, а при невозможности их выправки производят вырезку дефектов. Старогодные рельсы с дефектами 59, 69, 74 на репрофилирование не направляются. Перед вырезкой дефектных мест, обнаруженных при дефектоскопировании, необходимо светлой краской повторить маркировку на всех кусках рельса, которые будут направлены на фрезеровку, строжку или сварку. Куски рельсов длиной менее 3 м, оставшиеся после резки, отбраковывают в металлолом, длиной от 3 до 6 м - используют в качестве концевых при формировании мерных рельсов длиной 25 м, а от 6 м и более - отправляют на фрезерование, строжку или сварку для формирования 25-метровых рельсов с последующей их строжкой или сварку рельсов в бесстыковые рельсовые плети. Старогодные рельсы после удаления вышеперечисленных дефектов и проведения ремонта должны быть отнесены к соответствующей группе годности в зависимости от их состояния по другим показателям.
У рельсов отрезают концевые участки на расстоянии не менее 10 см от края последнего бокового отверстия, включая отверстия под штепсельные соединители и дроссельные перемычки. Старогодные рельсы, имеющие по всей длине рельса дефект 11, а также дефект 10 с глубиной отслоений и выкрашиваний более 2 мм длиной до 10 мм, репрофилированию не подлежат, а переводятся в группу годности III-5 с укладкой в пути 5 класса. Технология фрезерования предусматривает за один проход рельса длиной от 6 м и более формирование ремонтного профиля обработкой поверхности катания и боковой выкружки комплектом специальных фрез, оснащенных неперетачиваемыми твердосплавными пластинами. Допускается в зависимости от величин поверхностных дефектов производить фрезерование головки рельсов на глубину до 2 мм за два и более проходов.
Таблица 2. 4 Признаки, определяющие группу годности старогодных термически упрочненных рельсов типов Р75 и Р65, отремонтированных с профильной обработкой головки в стационарных условиях РСП
12. «Характеристика переложенных рельсов. Группа годности» Указывается группа годности снятого с пути рельса, которая определяется по его характеристикам, указанным в таблице 2. 5.
Таблица 2. 5 Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов.
Нормативная наработка тоннажа Тн для рельсов первой укладки составляет: - для термоупрочненных рельсов: Р65 - 600 млн. т бр. (звеньевой путь) и 700 млн. т бр. (бесстыковой путь); Р75 - 700 млн. т бр. (звеньевой путь) и 800 млн. т бр. (бесстыковой путь); Р50 и легче - 400 млн. т бр.; - для нетермоупрочненных рельсов нормативная наработка тоннажа уменьшается в 1, 5 раза и составляет для рельсов типа: Р65 - 400 млн. т бр. (звеньевой путь) и 470 млн. т бр. (бесстыковой путь); Р75 - 470 млн. т бр. (звеньевой путь) и 530 млн. т бр. (бесстыковой путь). 13. «Завод изготовитель» Указывается буква, обозначающая завод, на котором изготовлен рельс. К – Новокузнецкий металлургический комбинат; Т – Нижнетагильский металлургический комбинат; А – Металлургический завод «Азовсталь», расположенный в городе Мариуполь, Украина; Д – Днепровский металлургический завод, расположенный в городе Днепродзержинск, Украина. М – Муромский стрелочный завод; Н – Новосибирский стрелочный завод.
В настоящее время производится укладка рельсов производства Новокузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов, но в пути можно также встретить ранее уложенные рельсы остальных заводов. Буква, соответствующая заводу изготовителю, указывается на шейке рельса в выпуклом виде. 14. «Категория качества» Указывается категория качества рельса. По категории качества рельсы, произведенные по ГОСТ 51685-2000, подразделяются на: В – рельсы термоупрочненные высшего качества; Т – рельсы термоупрочненные; Н – рельсы нетермоупрочненные. 15. «Группа» Для термоупрочненных рельсов установлено две группы качества. Категория и группа качества устанавливаются для каждого рельса в отдельности после окончания производства и термоупрочнения, после измерения твердости и прямолинейности поверхности катания рельсов (таблица 2. 6).
Таблица 2. 6 Категории качества рельсов, произведенных по ГОСТ 51685-2000
16. «№ плавки» На рельсах наносят шифр плавки. Маркировочные знаки имеют высоту 12 мм, и глубину 0, 8-1, 5 мм. Шифр плавки включает в себя: - обозначение способа выплавки стали (К – конверторный, Э - электропечной); - условное обозначение стали (Х – низколегированная, V – микролегированная ванадием, Т – микролегированная титаном); - обозначение сталеплавильного агрегата и номер плавки. 17. «Вид рельса» Указывается вид рельса: Б/П – рельс, входящий в сварную плеть бесстыкового пути; ЦК – цельнокатанный рельс звеньевого пути; С – сварной рельс звеньевого пути (длиной до 100 м); УР – уравнительный рельс; ПР – переходной рельс; ПК – рельс переводной кривой; РР – рамный рельс; О – остряк; ВЫЛ – передний вылет крестовины (усовик); КРС – сердечник крестовины; ХРК – ходовой рельс контррельса. Расположение рельсов, входящих в состав стрелочного перевода, указано в Приложении 5. 18. «Длина рельса» Указывается длина рельса в метрах, с точностью до сантиметра (например, 12, 48). В бесстыковом пути указывается длина каждого рельса, сваренного в плеть. 19. «Дата промера» Указывается дата промера износа. Промер износа головки рельса производится два раза в пять лет, в начале первого и третьего годов. На участках наиболее интенсивного износа рельсов (устанавливаются начальником дистанции пути), промер производится раз в год. 20. «Величина износа. Вертикальный» Указывается величина вертикального износа. Износ измеряется при помощи штангенциркуля путевого «Путеец». Способ измерения износа указан в приложении 4. Величина износа измеряется в трех местах: в начале рельса, в середине и в конце рельса. Записывается среднеарифметическое от трех величин. 21. «Величина износа. Боковой. Рабочей грани» Указывается величина бокового износа рабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Способ измерения указан в приложении 4. Величина износа измеряется в трех местах: в начале рельса, в середине и в конце рельса. Записывается среднеарифметическое от трех величин. 22. «Величина износа. Боковой. Нерабочей грани» Указывается величина бокового износа нерабочей грани, измеренная штангенциркулем путевым. Износ нерабочей грани указывается при перекладке рельсовых плетей со сменой рабочего канта. 23. «Величина износа. Смятие и провисание стыка» Указывается величина смятия стыка. Способ измерения указан в приложении 6. 24. «Величина износа. Волнообразный износ» Указывается максимальная величина волнообразного износа. Волнообразный износ проявляется в виде небольших (порядка десятых долей миллиметра) выступов, распределенных более или менее равномерно на поверхности катания. Расстояние между ними 5-7 сантиметров. Вершины их имеют металлический блеск, а впадины темные пятна. 25. «Дата наплавки» Указывается дата проведения наплавки рельсов. Наплавка рельсов производится при возникновении следующих отступлений: – смятие рельсовых концов; – выкрашивание рельсовых концов (дефект по рисункам 17 и 18), (рисунок 2. 2); – пробуксовка рельсов (дефект по рисунку 14), (рисунок 2. 3).
Рисунок 2. 2 Выкрашивание торца рельса
Рисунок 2. 3 Пробуксовка рельса
При возникновении вышеуказанных дефектов, необходимо произвести наплавку рельсов, для восстановления его первоначального профиля, что повлечет продление срока службы рельса. Процесс наплавки представляет собой нанесение металла на поверхность рельса при помощи электродуговой сварки. 26. «Дата шлифовки» Указывается дата последнего проведения шлифовки рельса. 27. «Вид шлифовки» Указывается вид шлифовки. Шлифовка рельсов, осуществляемая рельсошлифовальными поездами, шлифовальными тележками и шлифовальными станками. Шлифовка бывает двух видов: – профильная (П) – данный вид шлифовки осуществляется шлифовальными поездами. При данном виде шлифовки головка рельса шлифуется по всему ее периметру. Профильная шлифовка может быть назначена по следующим причинам: а) при шлифовании новых рельсов - для удаления обезуглероженного слоя и заводских геометрических неровностей до уровня требований в соответствии с максимально разрешенными скоростями на данном участке. Первоначальное шлифование новых рельсов выполняется в наиболее короткий срок после укладки и выправки пути в плане и профиле. Шлифование новых рельсов осуществляется за 2-3 прохода РШП. При этом обрабатываются поверхность катания и рабочая грань головки рельса; б) при шлифовании рельсов с наработкой тоннажа до 150 миллионов тонн брутто – для формирования очертания головки рельса согласно заданному ремонтному профилю, ликвидации волнообразного износа и продольных неровностей либо их уменьшения до норм, устанавливаемых для данных участков пути; в) при профильном шлифовании рельсов с наработкой более 150 миллиона тонн брутто наряду с удалением продольных неровностей - для восстановления формы головки рельса в зоне рабочей выкружки или ее изменения, в том числе и для недопущения появления в рельсах дефектов контактно-усталостного характера. – шлифовка (Ш) - предназначена для устранения неровностей на поверхности катания рельсов, либо на рабочей грани рельсов. 28. «Код дефекта» В случае если рельс имеет дефект, указывается его код, согласно НТД/ЦП-2-93. 29. «Изолирующий стык» В случае, если к рельсу прилегает изолирующий стык, в данном разделе указывается номер изолирующего стыка. Изолирующие стыки, относящиеся к светофору, нумеруются номером светофора и записанной через тире цифрой 1 (правый стык) и цифрой 2 (левый стык). Изолирующие стыки на стрелочных переводах нумеруются следующим образом: – стык рамного рельса правый – 1, левый – 2; – стык соединительного пути правый – 3, левый – 4; – стык переводной кривой правый – 5, левый – 6; – стык съезда правый 7, левый – 8. 30. «Пропущенный тоннаж. До переукладки» Указывается для старогодных рельсов тоннаж, пропущенный до укладки его в данный участок пути. 31. «Пропущенный тоннаж. После укладки» Указывается для рельсов, лежащих в пути тоннаж, пропущенный с момента укладки. Данная информация обновляется ежегодно по состоянию на 1 января. Пропущенный тоннаж до укладки – это количество груза, пропущенного по данному рельсу. Пропущенный тоннаж измеряется в миллионах тонн брутто. 32. «Дата замены» Указывается дата замены рельса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|