С. Ермаков. Неигрушечный мир народных кукол
Стр 1 из 12Следующая ⇒
Москва 2007
Серия основана в 2001 г. Издатель А. В. Головастов Главный редактор С. Э. Ермаков Зинаида Ивановна Зимина Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 64 с., ил. (Русская Традиция). Народная текстильная кукла хранит и передает зрителю не только информацию духовного плана, но творческую энергию народа, который её создавал и бережно хранил. В книге представлена удивительная часть славянской традиции – текстильные обрядовые куклы. Их шили и использовали в семейных и календарных обрядах вплоть до середины XX столетия (а местами и по сей день). Книга богато иллюстрирована схемами по технологии изготовления и фотографиями текстильных кукол и даёт возможность не только сохранить этот исчезающий пласт народной культуры, но и показывает пути его использования, то есть имеет как познавательное, так и сугубо практическое назначение. Кратко изложена история тряпичных ритуальных кукол, представлен иллюстративный материал, рассказана семантика ритуальных кукол. В практической части приведены схемы устройства и последовательность изготовления кукол, даны рекомендации тем, кто захочет воспользоваться материалом книги для практической работы. ББК 63. 5 (86. 41) 3622 15ВН 978-5-94494-043-8
© 3. И. Зимина, текст, иллюстрации, 2007 © С. Э. Ласточкин, обложка, 2007 © Издательство «Ладога-100», 2007 Содержание С. Ермаков. Неигрушечный мир народных кукол Введение............................................................................................................. Волшебство славянских кукол.................................................................. Текстильные обрядовые куклы......................................................................
Кто изготавливал............................................................................................... Как их делали..................................................................................................... Ритуальный характер изготовления кукол.. Заговоры и молчание....................................................................................... Время изготовления........................................................................................ Что делали с куклами....................................................................... Композиции из кукол........................................................................... Величина кукол..................................................................................... Где хранили куклы............................................................................... Сколько времени хранили.................................................................. Как приобретали................................................................................... Безликость обрядовых кукол............................................................. Женские и мужские образы в куклах Гадания на куклах................................................................................ Волшебные куклы в фольклоре......................................................... Национальные куклы........................................................................... Классификация кукол.......................................................................... Продуцирующая магия кукол Защитная магия кукол Очистительная магия кукол Заместительная магия кукол Технология изготовления текстильных обрядовых кукол Материал Куклы-закрутки («скрутки», «мотанки») «Пеленашка»............................................................................ «Лихорадки», «Лихоманки», «Трясовицы» |«Столбушка» «Столбушка» с детками................................................................................. Украинская «Мотанка».................................................................................. «Столбушки» на берестяной основе Куватки» «Куватка» Куклы «День и Ночь» «Десятиручка» Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремесел Сложная «куватка» Куклы из тканевых квадратов
«Вепсская кукла» «Зерновушка» Рекомендации Литература Цикл тематических семинаров «Обрядовые куклы» Неигрушечный мир народных кукол Чтобы почувствовать цену того, чем вы владеете, представьте, что вы это потеряли. Плутарх Все дети играют. Все дети играют в куклы. Вот только выросши, отнюдь не все из них узнают, что именно они делали в детстве. И неважно, каковы эти куклы – роскошные нерусские Барби и потрёпанные мишки у девчушек или радиоуправляемые трансформеры и старые пластмассовые солдатики у мальчуганов. Неважно! Даже если играешь с кусочком ветоши и палочкой, подобранной во дворе... Стоп! А ведь именно о таких игрушках и идёт речь в этой небольшой книге. Вот только – об игрушках ли? Замечено давно и отнюдь не досужими наблюдателями: дети играют в игры, подражающие занятиям, которые взрослые почитали в далёком прошлом весьма серьёзными. Дети неведомым образом хранят память о полузабытых, казалось бы, временах. Народные потешки и сказки, прибаутки и считалочки, уличные забавы и подвижные игры. Многовековые пласты народной культуры пусть в таком усечённо-обрезанном виде, но сохранили древние мифы нравственные устои, обряды и обычаи наших пращуров. Увы! То, что называется современной городской средой, чрезвычайно неблагожелательно относится к этим накоплениям. Если тридцать-тридцать пять лет назад во двориках спальных московских районов ещё игрывали в лапту, чижа, кричали «чур меня! » и (поверить страшно! ) матерная ругань была исключением, чем правилом (мы словно бы чувствовали запретность этих отголосков древней культовой лексики), то нынешние дети... Да нет, не они стали хуже, Время изменилось. Его жернова сделали ещё один оборот, грозя безжалостно перемолоть в труху остатки нашей родовой памяти и коренного уклада. По крайней мере, в городах. Тем важнее для нас с вами должна быть эта небольшая книга, которую вы держите в руках, и которую непременно стоит принести домой, прочитать и поставить на полку, дабы внукам в наследство досталась. Но вообще-то я не об этом. Я – о куклах. Итак, все мы играли некогда в куклы, не задумываясь о той глубинной роли, которую куклы сами могут играть (невольный каламбур! ), да и играли в повседневности наши предков. В те не столь далёкие времена, когда восточные славяне и их соседи вели преимущественно «ритуальный образ жизни», куклы были и средством отправления обрядовых действий, и магическими операторами и даже особого рода «устройствами» психотерапевтического свойства.
Вот удивительное наблюдение, которым хочется поделиться. Автор этих строк не то чтобы скептик в части действенности разного рода различных атрибутов. Просто годы изучения славянских волшебных традиций и огромное количество «честных жуликов» в этом пространстве научили быть крайне осторожным. Получив несколько месяцев назад от Зинаиды Ивановны некого «помощника в делах», сотворённого по обычаю и искону, я думать о нём забыл. И лишь месяца через два обратил внимание: ой, а работается-то легче, дела-то спорятся... Не всё, не во всём. Но... Отнюдь не самовнушение, поверьте! Да если бы и самовнушение – что в нём плохого, когда результат налицо? Есть и другие примеры, которые для меня оказались весьма убедительным свидетельством действенности «детских игрушек». Непростая они вещь, ох, непростая. Отсюда мой вам искренний совет – не пожалейте часа-другого, «поиграйте» с этими куклами. Помня, конечно, что они отнюдь не игрушки. Время, потраченное на освоение искусства делать «закрутки», «куватки» или «зерновушки», потраченным впустую язык назвать не поворачивается. Иной раз нет-нет и пожалеешь, что не мужицкое оно дело – кукол крутить. Надо сказать, у этой книги есть один очень большой недостаток: она слишком маленькая. Но, по большому счёту, это не беда, а если и беда – то поправимая. Ходят слухи, что перед вами – предвестник, «сигнал» большого исследования. Ну да когда ещё оно появится... Так что пока надо пользоваться тем, что есть, и получать удовольствие и извлекать уроки от прикосновения к собственной глубинной памяти. И ещё. Зинаида Ивановна – очень хороший человек. Плохой бы такую книгу написать просто не смог бы. За что ей особое спасибо. Станислав Ермаков, главный редактор
Издательства «Ладога-100» Введение В кругу людей, которые говорят на разных языках, мы радостно выделяем и узнаём родной язык. Он нам понятен и удобен. Как и язык, нам удобна, привычна и радостна бытовая славянская культура. В простых на первый взгляд предметах быта заложена многослойная вековая житейская мудрость, многоплановая информация. Эти предметы наполняют особой духовностью, одухотворяют жизнь человека. Речь в книге пойдёт о текстильных обрядовых куклах, которым принадлежит особое место в материальной культуре славянских народов. Они относятся к бытовой традиции, которая всегда регламентирует неизменность формы и содержания обрядового предмета. Поэтому обрядовые куклы являются своеобразным способом хранения информации о ритуальном способе существования и чертах архаического сознания человека далёкого прошлого. Тряпичные куклы бытовали как обрядовые предметы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания. Так, двойная кукла «Козьма и Демьян» отражает представления славянского мифа о «близнецах», известного едва ли не всем индоевропейским космогоническим системам. Ещё одним символом сходного охвата, нашедшим отражение в тряпичной свадебной кукле, явилась модель Мирового древа. Как отмечает целый ряд отечественных и зарубежных исследователей, символ Мирового древа присутствует у всех индоевропейцев, да и не только у них. Мировое древо – это своеобразная модель Вселенной, где присутствуют и Небесный мир, и Земной, и Подземный. В кукле для свадебного пирога на веточке с двумя развилками расположены фигурки жениха и невесты. Текстильные обрядовые куклы бытовали как медитативные предметы в семейных и календарных обрядах. Волшебство славянских кукол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|