Кукла «Коляда». Кукла «Купавка». Кукла «Масленица». Кукла «Кукушка». Мужская кукла «Крестец»
Кукла «Коляда» Кукла «Коляда» была тряпичной, на основе крестовины. Вся одежда на ней должна была быть белого цвета. Такую куклу с песнями носили из дома в дом, чтобы она принесла людям счастье богатство. Кукла «Купавка» Кукла «Купавка» символизировала начало периода, когда дозволялось купаться. Эта кукла праздников Аграфены Купальниц и Ивана Купала (ранее, по повсеместно бытовавшим поверьям, купаться было непозволительно). Куклу сплавляли по воде, при этом считалось, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Такое значение придавалось очистительной силе воды. Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывали крест-накрест. На верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывали лямки сарафана из яркой ткани. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесёмки из ткани. Это была кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Кукла «Масленица» Это большая кукла с соломенными ручками и лицом. Делали её в конце зимы, в период масленичной недели. Такую куклу не хранили, но сжигали сразу же после изготовления, чтобы снять с себя накопившиеся за зиму неблагоприятные наслоения. Обрядовую куклу «Масленица» изготавливали из соломы или лыка и обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Кукла непременно должна была быть одетой. Кукла «Кукушка» Необходимо отметить тот чрезвычайно важный для традиционной культуры момент, что куклы присутствуют в обрядах инициации. Так происходило во время обряда «похороны кукушки», в ходе которого происходило посвящение двенадцатилетних девочек в девушки, что знаменовало вступление их в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующем: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились (становились назваными родственницами). В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и специально сделанной для этой цели куклой.
Потом девочки хоронили её (не обязательно закапывали, но – прятали, избавлялись от неё). Тем самым они избавлялись от тех отрицательных качеств, которые, по традиционным представлениям, присущи кукушке, как принято считать, подбрасывающей яйца в гнёзда других птиц и не заботящейся о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, обряд демонстрирует отказ от «кукушества» и провозглашает значимость материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства «не быть кукушкой». Кукла «Кукушка» считалась и помощницей от тоски и одиночества. На неё наговаривали свои проблемы, а потом сжигали. На территории совместного проживания коми и хантов (Шу-рышкарский район Тюменской области) женщины с помощью тряпичных кукол избавлялись от наваждения плохих снов: у подножия священной березы устраивали трапезу, в ходе которой женщины пересказывали друг другу свои сны. Неподалеку от берёзы вырывали ямку, в которую ритуально хоронили специально сшитых для этого тряпичных кукол. Мужская кукла «Крестец» Некоторые русские праздники сопровождались ряженьем. По глубокому убеждению крестьян, надевание масок таило в себе серьёзную опасность. Вместе с маской в человека вселялась нечистая сила, от которой впоследствии можно было освободиться, только совершив определённые ритуальные действия.
«... Святки – в некотором смысле пора безвременья, когда врата между мирами открыты, и через них к нам проникают добрые, и недобрые силы. Их-то и изображают колядовщики одевая нелепые, то пугающие, то смешные маски-хари, всем своим непривычным видом указывая на то, что они есть как бы пришлецы из чужого мира. Мира Мёртвых. Мира предков («Полетье»-2006). Самым надёжным способом очищения считалось купание в проруби 19 января после водосвятия. Верили, что при омовении человека в освященном источнике нечистая сила выскакивает из тела. Чтобы при купании злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь ещё, изготавливали куклу-заместителя и втыкали в снег на краю проруби. Яркие ленточки привязывали к крестовине, чтобы привлечь внимание злых сил. В «ряжении» так же, как в купании, участвовали молодые здоровые парни, поэтому считалось, что кукла «Крестец» символизировала мужчину. «Очистительные» куклы использовали и при лечении. Так, известно, что куклу-столбушку делали из бересты, её вымачивали воде, в которой мылся больной, а затем закапывали в землю. Считалось, что когда кукла сгниёт, больной исцелится. Также при лечении использовались очистительные удмуртские куклы-закрутки и куклы-треноги. Условием было изготовление из личных вещей больного. Такую куклу приносят в глухое мест или специальные «бросальные» места, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека. Просто так в подобные места обычно не ходят, потому что, побывав там, «можно заболеть или принести домой зло». Специалистам по традиционной культуре удмуртов известны и другие способы избавления от болезней при помощи кукол. Кукол бросали в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. В случае болезни кого-либо из родственников женщины шили тряпичную куклу и проводили обряд её захоронения в земле. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов. Чтобы сделать такую куклу, требовалось найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|