Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиции из кукол. Величина кукол. Где хранили куклы




Композиции из кукол

Обрядовые куклы представляет собой несложные конструкции из основы и ткани. Обрядовых кукол можно разделить на «одетые» и «неодетые». Первые, как следует из названия, представляют собою куклы, одетые в одежду. Одежда даёт половозрастную характеристику. Вторые – просто символическое изображение.

Помимо одиночных обрядовых кукол – наиболее распространённых, изготавливали также парные куклы, и даже многопредметные композиции из текстильных обрядовых кукол. Так, по общеславянским представлениям, особой сакральной продуцирующей силой обладал спорыш – сдвоенное зерно или двойной колос. В Псковской губернии из спорышей делали куклу-спорынью. Из них сплетали «бороду», посвящённую святым Косьме и Дамиану (парным святым). В честь этих же святых делали и текстильную парную куклу на одной руке.

Парная кукла «Мировое древо»   Помимо «Кузьмы и Демьяна», двойные куклы изготавливали и к свадебному обряду. К кукольным композициям относятся кукла «Богатство» с привязанными к ней небольшими куклами-младенцами, а также целые серии из тринадцати специальных кукол-«трясовиц». Парную куклу «Мировое древо» для свадебного пирога выполняли на веточке с развилкой.

Величина кукол

Обрядовые текстильные куклы имели размер ладони, пальцев, иногда достигали длины руки до локтя. Так, «трясовицы-сестрицы» были размером с мизинец, а «Кумоха» – высотой в указательный палец.

Кукла, которую повитуха клала на свадьбе невесте на колени, была размером в полено. «Вепсская» кукла, куклы «Богатство», «Утешительница» – высотою в ладонь. Размер тайной женской куклы «На веретене» определялся размером веретена. Обрядовые текстильные куклы использовали как для семейных, так и общественных обрядов. В зависимости от этого они могли различаться по величине. Например, «Малая Масленица», предназначенная для семейных обрядов, была небольшой, около 30 – 40 см в высоту, а высота «Большой Масленицы», изготавливаемой для народных гуляний во время Масленицы, превосходила человеческий рост. В Поморье, когда муж уходил в море, жена делала в рост мужа куклу-заместителя и одевала её в одежду мужа. Такую куклу кормили, с ней советовались.

Где хранили куклы

Картина мира предков представляет нам пространство дома как живое, одухотворённое. Между людьми, живущими в доме, и его духом шёл диалог. Часто через кукол. Ритуальную куклу, на которую наговорено заклинание, славяне тщательно берегли. Ей отводили специальное сокровенное место в избе, ставили в красный угол, прятали в сундук, клали в приданое. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от тёмных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол.

Так, в красном углу всю зиму обычно стояла кукла «Крупеничка», которая хранит силу урожая. Там же стояла и Очистительная куколка. Чтобы сохранить мир в доме, хозяйка после ссоры символически выметала ей ссору из дома.

Защищающие от болезней куклы «Трясовицы» хранили рядком на печке. Печная труба наряду с окном, дверью, подполом, чердаком в традиционной культуре представляется как открытая граница, посредник между этим и потусторонним мирами. Согласно славянским верованиям, через трубу пролезают в дом, духи болезней, духи судьбы. «Трясовиц» и располагали на этой границе.

Третьи куклы могли менять своё место нахождения. Обычно хранимые в избе, такие куклы в определённые моменты обряда меняли место («Малую Масленицу» хранили в красном углу, но во время масленичной недели выставляли на окно).

К таким куклам относится и тряпичная кукла «Куватка», которую за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала в колыбель, чтобы кукла «согрела» её. После рождения ребёнка её вешали над кроваткой. Считалось, что она отгоняет злую силу.

Известно также о существовании специальной куклы, которую женщина делала только для себя («кукла на веретене»). Такая кукла хранилась в потаённом месте, её мужчинам её строго запрещалось видеть и трогать. Для этого у женщины был сундук, закрытый на ключ.

В традиционной культуре уральского народа манси местом наивысшей сакральной значимости является чердак. Там хранятся семейные пубы – духи-покровители дома и семьи. В том числе и куклы «итерма» из ткани, дерева и монеты. Их, как и у славян, изготавливали женщины. Так как у манси существует запрет на посещение чердака женщиной, жертву приносили (кормили кукол) только мужчины. Они же и просили предков о помощи.

Заместительных кукол иногда прикрепляли на внешней стороне дома. Так делали на Русском Севере, когда парень уходил в армию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...