Институциональные структуры капитализма: рыночная экономика в России.
Экономическая наука рассматривает государство и рынок как двух антагонистов, действующих каждый из своих интересов. Однако работы в области социальных наук демонстрируют другой сценарий их взаимодействия. Исследования Ф.Блока, Б.Каррутеса, П.Эванса посвящены вопросам взаимодействия государства и рынка на микро- и макроуровнях, взаимообусловленности институциональных структур и стратегий промышленно-торговых организаций, а также логике государственной политики. Этот подход рассматривает взаимовлияние экономических и политических процессов – участие государства в конструировании рынка и активное воздействие рынка на структуры власти. Политические и государственные структуры утверждаются и воспроизводятся друг через друга. Результатом этого процесса является появление структур управления и институционализированных правил, в которых интегрированы как частные, так и государственные интересы [Радаев, 2008]. При этом экономсоциологи не стремятся дать универсальное описание и объяснение процесса, а исследуют его специфичность в каждом конкретном случае. Это порождает сравнительную направленность анализа мировой экономической системы второй половины XX – начала XXI вв., которую называют «монополистическим капитализмом» [Baran, Sweezy, 1966] или «транснациональным капитализмом» [Sunkel, 1973]. Как результат появляется концепция множественности типов капитализма, выявляющая особенности капиталистических систем стран Европы, Азии и Латинской Америки (К.Кроуч, В.Штрек, Ф.Доббин). А концепции мирового хозяйства и глобальных товаропроизводящих цепей (Ф.Борншир, К.Чейз-Данн, Г.Джереффи) продолжают ряд исследований проблемы [Bornschier, Chase-Dunn; 1985 Gerrefi, 1989]. Они являются развитием концепции миро-системного анализа И.Валлерстайна, но с акцентом не на идее воспроизводства экономических отношений господства и подчинения, а на встраивании фирм и отраслей в глобальные производственные цепи.
По мнению Н.Флигстейна, роль государства как учредителя правил очень велика, в частности, оно регулирует деятельность производителей и выступает как источник финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, а также как заказчик новой разработанной продукции. Так именно государство и сформированные им рыночные институты, по мнению Флигстейна, оказали наибольшее влияние на развитие Силиконовой долины, монополистических ИТ компаний, в противовес наиболее распространенному убеждению о решающей роли в этом вопросе предпринимателей и сетевой структуры организаций небольших игроков отраслевых рынков [Fligstein, 2005]. Идея активной роли национального государства в рыночных процессах утвердилась в социальных науках благодаря К.Поланьи. Согласно ей, созданию национального (единого) рынка предшествует участие государства – в формировании и регулировании законодательной базы, финансовых и страховых институтов. Он утверждает, что переломным моментом, повлекшим за собой появление современной рыночной экономики в истории Европы нового времени, стало создание меркантилистского (торгового) государства с внутренними (национальными) рынками. Создание российского рынка в 1990-х гг. происходило преимущественно на основе формальных институтов, импортированных из стран с развитой экономикой, или сформированных в результате российской экономической практики и отраженных в законодательстве Российской Федерации. Речь идет о законодательных нормах, закрепленных в Гражданском Кодексе РФ, Трудовом Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об иностранных инвестициях» и др. «Пробелы» в нормативных актах с течением времени были заполнены неформальными институтами, широко применяемыми участниками российского рынка.
Систему законодательства, созданную для конструирования институциональной структуры рынка РФ, можно оценить как отвечающую преимущественно интересам крупного бизнеса (в т.ч. естественных монополий). Специального законодательства в отношении субъектов крупного иностранного (транснационального) бизнеса создано не было. Их экономическая деятельность должна регулироваться таким же образом, как и любой другой иностранной компании, что представляет собой довольно распространенную мировую практику. На сегодняшний день в России не создано специального кодекса, регулирующего деятельность ТНК. Согласно Веберу, существование рынка невозможно без конкуренции, даже если она носит односторонний характер [Weber, 1978: 635, 637]. И значит, для развития рыночных отношений в России, необходимо было развивать конкуренцию. В этом направлении в законодательстве РФ было сделано несколько решительных шагов. До 2006 г. отношения конкуренции в Российской Федерации регулировались, в частности, двумя законами: Законом РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и его поправками и Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Прежде всего, Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определял «организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции» и был направлен «на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков» [ст.1]. Действие закона распространялось как на российских, так и иностранных юридических лиц, а также на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и физических лиц. Ключевым моментом закона стало определение доминирующего положения участника рынка как «исключительного положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее – определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам». При этом субъект может занимать доминирующее положение в двух случаях: во-первых, если его доля рынка определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, если субъект докажет, что его положение не является доминирующим, несмотря на превышение данной величины; во-вторых, если доля субъекта на рынке составляет менее 65%, но это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли субъекта, а также долей рынка, принадлежащих конкурентам, возможности входа новых конкурентов и иных критериев товарного рынка. Субъект, доля товара которого занимает на рынке менее 35%, не может считаться субъектом, занимающим доминирующее положение [ст.4.].
В Разделе II «Монополистическая деятельность» указаны предмет злоупотреблений участником рынка доминирующим положением и соглашения или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию на рынке. Прежде всего, надо обозначить, какая деятельность, согласно данному закону, считается монополистической? Это действия или бездействия, противоречащие антимонопольному законодательству или другим органам власти РФ, которые направлены на «недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Важный момент статьи составляет п.2, согласно которому все перечисленные выше действия могут признаваться правомерными, если субъект, сумеет доказать, что положительный эффект от его действий, в частности, в социально-экономической сфере, превышает негативный эффект для данного рынка. Помимо этого, запрещаются и признаются недействительными любые соглашения между не конкурирующими участниками рынка, если один из них занимает доминирующее положение на рынке, а второй является его поставщиком, покупателем или заказчиком, при условии, что их действия могут ограничить конкуренцию [ст.6 п.2]. А также запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность объединениям коммерческих организаций (союзам и ассоциациям) хозяйственным обществам и товариществам, которая может привести к ограничению конкуренции [ст.6 п.4]. Нарушение требований закона является основанием для ликвидации предприятия по иску федерального антимонопольного органа (его территориального органа).
Далее в российском законодательстве появляется другой закон – Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», где вводится уже другая норма в отношении конкуренции на товарном рынке. Так существование естественной монополии рассматривается как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [ст.3]. Предметом естественной монополии признается транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также транспортировка газа, железнодорожные перевозки и услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, и далее услуги по передаче электрической энергии (с 2003 г.), услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (с 2003 г.), услуги по передаче тепловой энергии (с 2003 г.), услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (с 2005 г.), услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (с 2005 г.). Государство осуществляет регулирование и контроль в сферах естественной монополии, в частности, ценовое регулирование, путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня, а также определяет круг потребителей и уровень их потребления, с учетом прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности страны, природы и культурных ценностей [ст.6]. Стоит отметить, что естественные монополии традиционно охранялись государством; это находило отражение как в системе законодательства советской эпохи, так и современной российской. В 1999 г. выходит Федеральный закон от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Предметом его регулирования становятся отношения, оказывающие влияние на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг [ст.1.]. В основных моментах он схож с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В том же году вводится новый Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» взамен закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1008). Целью данного закона является привлечение и эффективное использование иностранных ресурсов (материальных и финансовых), инновационной техники и технологий и управленческого опыта; а также предоставление гарантии прав иностранным инвесторам на инвестиции и доходы (прибыль) от них, обеспечение стабильности условий для предпринимательской деятельности и соблюдение соответствия правового режима нормам международного права. Предметом закона являются иностранные инвестиции или «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» [ст. 2]. Данная законодательная норма приписывает следующий правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Прежде всего, правовой режим деятельности для иностранных инвесторов не может быть более благоприятным, чем для российских инвесторов. Все изъятия стимулирующего характера в виде льгот могут устанавливаться, при условии, что они будут способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции от имени его иностранного юридического лица (головной организации) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. В этом случае головная организация несет имущественную ответственность по принятым ею обязательствам на территории Российской Федерации. Правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными в соответствии с данным законом, пользуется иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная в Российской Федерации, с долей собственности не менее 10%, при осуществлении ими реинвестирования. В противоположность тому, дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями таким правами не обладают. Статус коммерческой организации с иностранными инвестициями приобретает та российская коммерческая организация, которая включает в свой состав иностранного инвестора; и она пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом; и утрачивает их с момента выхода иностранного инвестора из их состава [ст.4.]. Статьи 5 – 15 вводят ряд гарантий для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Это гарантия: · «правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; · использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации; · перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; · компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; · от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации; · обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации иностранным инвестором; · использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; · права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; · права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; · участия иностранного инвестора в приватизации; · предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество». В то же время иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство, не ограничивать конкуренцию на рынке своей деловой практикой, в том числе путем «создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара, либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах)» [ст.18]. Более весомых требований к деятельности коммерческой организации иностранного инвестора на территории Российской Федерации документ не содержит. Как уже отмечалось, специального законодательства в отношении субъектов крупного иностранного бизнеса – транснациональных корпораций создано не было. Вся их экономическая деятельность регулируется выше описанным законом. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» отменил действие предыдущих, объединив нормы для каждого из них. Его целями выступили «обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков» [ст.1. п.2]. Содержание закона отразило не только стремление к развитию законодательства, но и результаты столкновения интересов влиятельных групп. Разработка и принятие нового законодательства стали реакцией на недостатки действовавшей до 2006 г. системы антимонопольного законодательства. Речь идет как о скромных успехах в области борьбы с картелями и злоупотреблением доминированием, что обусловлено низкими санкциями (так, верхний уровень штрафов, помимо изъятия полученной прибыли в результате ограничения конкуренции, составлял 5 тыс. МРОТ, т.е. 0,5 млн. руб). Но и о результатах по контролю сделок слияний, оказывающих влияние на конкуренцию (критерии контроля были неадекватны в определении сделки экономической концентрации и выбора минимального масштаба сделок. Однако, в закон было внесено не так много изменений под воздействием представителей бизнеса. Это объясняется фактом незнания предпринимателями возможностей применения отдельных норм закона. Основная реакция была получена от угрозы РСПП и других объединений предпринимателей добиваться уведомительного порядка слияний. В 2002–2004 гг. РСПП как представитель бизнеса выдвинул идею заменить разрешительный порядок сделок экономической концентрации на уведомительный. В ответ на это разработчики законопроекта модернизировали действующий порядок предварительного контроля. Теперь неотъемлемым условием режима предварительного согласования является обязательство антимонопольного органа размещать на сайте информацию о рассматриваемой сделке. Также новый закон предоставил ФАС (Федеральной антимонопольной службе) дополнительные инструменты проведения антимонопольной политики (особенно в части противодействия сговору, ограничению конкуренции и злоупотреблению доминирующим положением). Остро был поднят вопрос о противодействии хозяйственным субъектам, ограничивающим конкуренцию путем заключения соглашений (картелей). Прецеденты подобной практики не заставили себя ждать. Пример тому дела против компаний «Заволжский моторный завод» (2007 г.) и «Балтика» (2008 г.) [Авдашева, Шаститко, 2007]. Закон изменяет и вводит новые критерии оценки экономического положения хозяйственного субъекта как доминирующего. Важно подчеркнуть, что данные показатели относятся ко всем участникам рынка товарного рынка, за исключением финансовых организаций. Так доля определенного товара на рынке должна превышать 50% (против 65% в старой версии закона), если только органами государственного контроля не будет установлено, что, несмотря на превышение данной величины, положение хозяйственного субъекта на рынке не является доминирующим. Во-вторых, доля определенного товара на рынке составляет менее 50%, но антимонопольным органом установлено, что рынок товара подвержен малозначительным изменениям относительно размера долей хозяйствующего субъекта и долей, принадлежащих его конкурентам, возможности входа на рынок новых конкурентов и других критериев. Положение хозяйствующего субъекта не может считаться доминирующем, если его доля на рынке товара составляет менее 35%, за исключением особых случаев. Так, федеральными органами могут устанавливаться случаи признания положения хозяйственного субъекта доминирующим, при том что его доля на рынке составляет менее 35%, но превышает доли других субъектов на данном рынке и может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке. В новом законе изменена норма в отношении согласованных действий хозяйственных субъектов. В статье 12 допускаются «вертикальные» соглашения, т.е. соглашения между хозяйствующими субъектами, не конкурирующими друг с другом, когда один покупает товар или является его потенциальным покупателем, а второй продает товар, или является его потенциальным продавцом (т.е. отношения производитель-дистрибьютор). Соглашения должны быть оформлены в письменной форме, если они представляют собой договоры коммерческой концессии, а доля каждого субъекта на рынке товара должна составлять не более 20%. Данная норма не распространяется на финансовые организации. Иные формы «вертикальных» соглашений между хозяйствующими субъектами запрещаются. В целом, действия хозяйствующего субъекта признаются допустимыми, если не создается возможность устранения конкуренции на рынке товара, а на других участников рынка не накладываются никакие ограничения. Именно развитая конкуренция является признаком состоявшегося рынка в экономической системе. В настоящее время Департаментом развития конкуренции при Министерстве экономического развития РФ разработана специальная Программа развития конкуренции. Она создана по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр, в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В программе представлены основные проблемы рыночной среды и предложены меры по их решению. Цели программы развития конкуренции обусловлены практикой неформальных рыночных институтов, проводимой в жизнь хозяйствующими субъектами. Речь идет, прежде всего, о такой распространенной неформальной практике, как откат, реализуемой в рамках института коррупции. Зависимость представителей бизнеса от решений чиновников государственных служб является серьезной преградой для осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Административные барьеры существенно снижают стимулы входа новых хозяйственных субъектов на рынок, увеличивают отпускную цену товаров и услуг, а также создают условия для возникновения «административного ресурса»: «Откат, как правило, имеет место в двух случаях: при работе с государственными службами и крупной частной компанией. В случае получения госзаказа, недобропорядочный чиновник, используя служебное положение, не только передает заказы дружественной ему компании, но и способен завысить расценки на товары и услуги, с которых, впоследствии, берет откат. Подрядчик представляет реальную цену товаров и услуг, а чиновник завышает цену. Но поскольку самое важное для подрядчика получить работу, он невольно соглашается на такие условия. Ведь подрядчик получает с выполненной работы, а все издержки по получению заказа он, при необходимости, может спрятать в товаре или конечной услуге. Случай с крупной частной компанией аналогичен. За тем исключением, что она является посредником при предоставлении госзаказа. Малый и средний бизнес уязвим перед чиновником. Чтобы выжить, он, как правило, использует три стратегии. Во-первых, он находит нишу, в которой не надо конкурировать. Во-вторых, пользуется покровительством госструктур. В противном случае, у него появляются проблемы в лице налоговой инспекции, пожарной инспекции, милиции; фирму могут просто отказаться регистрировать или не сертифицировать ее продукцию. Как правило, для поддержки своего бизнеса ищут родственников в госструктурах. Родственники надежнее хороших знакомых и третьих лиц, оказывающих услуги по помощи выхода на определенное государственное лицо. В-третьих, дело в месте расположения. Например, в центре города (Санкт-Петербурга, прим. автора) просто невозможно построить что-то больших габаритов. В действительности, самым важным моментом бизнеса является наличие хороших связей с чиновниками. Они позволят и найти свою нишу, и не допустить появления в ней конкурентов, установив барьер» [Материалы интервью с генеральным директором торговой компании, 2010]. Практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, необоснованные проверки, организация давления посредством использования административного ресурса на региональном и муниципальном уровнях используется довольно часто. Возможность влиять на бизнес путем его закрытия лицами административных органов часто является определяющим конкурентным фактором для малых и средних предприятий. Возможности органов власти широко используются и даже стали неотъемлемой частью конкурентной борьбы. Данное положение дел существенным образом уменьшает позитивный эффект от конкуренции и завышает издержки экономики в обществе. Распространенным видом барьера для выхода нового игрока на рынок является получение лицензии и сертификатов на продукцию. Сегодня эта процедура может искусственно затягиваться на неопределенный срок. Однако, в рамках административной реформы, политика государства в области развития конкуренции предполагает ряд мер, позволяющих снизить этот барьер: сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, часть из которых заменяется обязательным страхованием, упрощение порядка регистрации предпринимателей и организаций, сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, разработка уведомительного порядка начала осуществления для некоторых видов деятельности. Важное место занимает реформа технического регулирования, преследующая цель сокращения обязательных требований к параметрам и характеристикам товаров и услуг. Технические регламенты становятся важным элементом конкурентной борьбы на рынке. Так, отдельные требования, разработанные государством, могут становиться конкурентным преимуществом для одних хозяйствующих субъектов и обернутся сложностями и убытком для других. На практике подобные требования могут не представлять особой значимости для качества и безопасности товара или услуги. Предполагается усовершенствовать процедуру разработки технических регламентов, обеспечив публичность учета мнения широкого круга участников рынка, с целью увязки интересов государства и участников отрасли. Государственный контроль качества предполагается заменить. Его функции возможно переложить на других субъектов рынка, в частности, лаборатории, исследовательские и испытательские центры, аккредитованные в органах исполнительной власти. В отдельных случаях этим могут заниматься саморегулируемые организации или отраслевые объединения. Альтернативами технических регламентов, регулируемых действиями административных органов, могут стать обязательное страхование ответственности и упрощенные процедуры лицензирования. Что касается вопроса обязательной сертификации продукции, то его предполагают решить путем декларирования соответствия. Данные процедуры осуществляются при помощи электронных технологий, позволяющих значительно упростить взаимодействие хозяйствующих субъектов с регулирующими органами [www.economy.gov.ru/minec/activity…]. Развитие конкуренции в различных отраслях экономики Российской Федерации, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства, также ограничено действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части необоснованного ограничения доступа участников рынка к передаваемым правам в отношении государственного и муниципального имущества. Безусловно, важным и сложным моментом ведения бизнеса является получение заказа путем участия в тендере. Но,несмотря на четкую норму закона «О защите конкуренции» по требованиям проведения тендеров, запрете любых действий по ограничению или устранению конкуренции, эта деятельность регулируется, скорее, неформальными институтами. Вполне вероятно, это происходит в силу того, что ответственность должностных лиц за нарушение порядка проведения торгов не установлена: «Прежде всего, не каждой компании могут разрешить участвовать в тендере. Первоначально компания должна себя правильно зарекомендовать, внести денежный залог в зависимости от объема сделки. Если ты вызвался участвовать в тендере, выиграл, а потом отказался, внесенная сумма сгорает. Приход на рынок чужака воспринимается настороженно. Как правило, его не пускают к участию в тендере разными способами. Самой простой вариант – в канцелярии может пропасть его пакет документов. Но все же встречаются и недобросовестные компании, которые выигрывают тендер, снизив цену на работы. Потом, когда компания втягивается в работу и получает первый аванс, она предлагает заключить дополнительное соглашение на выполнение услуг, которые не были учтены во время формирования заказа при тендере. От этого допсоглашения идет откат чиновнику или крупной компании - заказчику. Если его не заключить, шансы на то, что работа будет выполнена очень и очень не велики. Новая компания вряд ли захочет браться за доработку проекта. Впрочем, вопрос соблюдения контрактов – отдельный. Если компания честно играет по правилам, то все конфликты разрешают в суде. Но это происходит редко. Поэтому прибегают к «крыше» в лице отдельных чиновников, правоохранительных органов, силовых ведомств: милиции, прокуратуры. (Крышевание – это одноразовое или регулярное получение денежных выплат в целях защиты от закона). Если честно следовать закону, крыша не нужна. Чтобы не следовать правилам конкуренции на рынке, можно обратиться к коррумпированному чиновнику, чтобы он «разобрался». К примеру, препятствовал бы в распределении госзаказов, выборе победителей тендера или отобрал определенные материалы, сырьё для выполнения работы. Разумеется, получив за это откат. Есть еще один момент, почему компании стремятся соблюдать контракт – возможность потери репутации. Информация на рынке между участниками распространяется быстро, в особенности по части невыполненных обязательств. Компании, которые заинтересованы в своем росте, следят и за своей репутацией на рынке. Все вопросы по наведению контактов бизнесмена с чиновниками занимаются специальные люди, «свои парни» или «девочки с бородой», как их называют у нас. Это люди особой профессии, которые ведут все переговоры по части нахождения желаемых и удобных вариантов отката. Они получают хороший кусок от сделки, но, как правило, пропадают через 2 месяца еще до окончания сделки» [Материалы интервью с управляющим торговой компании, 2010]. Интересная ситуация складывается с системой госзаказов. Компания может являться доминирующей, не имея большой доли рынка и не выпуская свою продукцию в высокой ценовой категории. К примеру, российская компания «Полаир» (в прошлом советско-итальянский завод «Совиталпродмаш» (Волжск) по изготовлению холодильного оборудования для общепита, ориентированный на рынки стран — членов Совета экономической взаимопомощи) имеет долю на рынке торгового холода не более 8% [Эксперт №43, 2010], но вследствие его сильной фрагментации является одним из лидирующих игроков. Помимо «Совиталпродмаша» производственным активом компании является завод Рада в Саранске и производственная площадка Polair Europe (около города Тревизо, Италия), а рынками сбыта – регионы России и стран СНГ, Европы, Азии и Северной Африки. Важным этапом работы компании является сертификация ее продукции международными стандартами качества ISO, а также сертификация компанией PepsiCo. Для PepsiCo «Полаир» производит экологически безопасные холодильные шкафы европейского уровня Polair Eco. Такие же холодильники компания поставляет для Carlsberg Group. Вместе компании приносят «Полаир» только по данной позиции около 20% прибыли [Эксперт №43, 2010]. Опыт работы с крупными зарубежными партнерами, российско-итальянские производственные мощности и качество продукции, отвечающее международным стандартам, положительным образом влияют на репутацию компании, превращая ее де-факто в одного из лидеров рынка. Благодаря этим факторам, продукция компании превратилась в стандарт качества и цены в своей отрасли. В связи с этим любая котировочная заявка бюджетного предприятия, которая размещается на открытом аукционе в электронной форме в своем приложении имеет техническое задание, где указаны технические параметры продукции «Полаир». Сама марка холодильного оборудования не указывается, т.к. это противоречит условиям проведения госаукциона. Так что компании – исполнители либо вынуждены поставлять заказчику продукцию, не соответствующую техническому заданию, либо покупать ее у компании «Полаир». Неконкурентной рыночную среду в Российской Федерации делает и ситуация с инвестициями на рынке финансовых услуг. С точки зрения государства, наблюдается дефицит долгосрочных кредитных ресурсов. Именно они могли быть направлены на инвестиционные цели. Это является отрицательным фактором входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. Отмечается снижение конкурентоспособности российских предпринимателей по сравнению с иностранными конкурентами, имеющими большие возможности по использованию заемных финансовых ресурсов и более широкий выбор финансовых инструментов. «Российский рынок ценных бумаг практически перестал работать. Учитывая небольшую капитализацию фондового рынка, рыночные отношения идеального западного типа не работают, т.к. не работает главный инструмент привлечения дешевых (инвестиционных) денег. Не выплачиваются дивиденды, нет привлекательности для миноритариев (мелких вкладчиков). Получившие в собственность предприятия члены совета директоров не готовы делиться своей властью путем дополнительной эмиссии. Денежные средства привлекаются зачастую при помощи кредитов, что заведомо дороже инвестиционных денег. А финансовые издержки от получения дорогих денег сокращаются за счет задержки зарплат и отсутствия социальных программ для персонала. Предприниматель средний руки не может выпустить акции своего предприятия для привлечения инвестиционных денег. А поскольку брать кредит ему не выгодно, если это дальновидный предприниматель, конечно, то на помощь приходит товарный кредит. Товарный кредит позволяет отсрочить выплату по товарам и услугам, не прерывая работ по выполнению заказа. Цепочка задержек по платежам выглядит следующим образом. Если мы говорим о производстве, элементами цепочки являются: производитель сырья – производитель материалов – производственная компания – генподрядчик – частная компания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|