Глава 1. История отечественного профессионального и любительского хорового исполнительства. Становление Русской школы хорового пения
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Двойнос, Л. И.
Д24 Методика работы с хором [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образо-вание» (профиль «Музыка» и «Дополнительное образование») / Л. И. Двойнос; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 106 с.
ISBN 978-5-8154-0249-2.
В учебном пособии рассматриваются исторические, теоретические и мето-дические аспекты отечественного хорового исполнительства и деятельности руково-дителя хора. Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музыка» и «Допол-нительное образование»), а также руководителям хоровых коллективов.
УДК 7.02+784
ББК 85.314я73
ISBN 978-5-8154-0249-2
© Л. И. Двойнос, 2012
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность учителя музыки в школе разнообразна и связана
с урочной и внеурочной практикой. Учитель музыки в школе должен орга-нично сочетать в себе лучшие качества педагога, музыканта, организатора и пропагандиста вокально-музыкального искусства. Все это обусловило содержание учебной дисциплины «Методика работы с хором», изучаемой студентами вузов культуры и искусств, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профилям подготовки «Музыка» и «Дополнительное образование». Используя достижения музыкознания, пе-дагогики и психологии, учебный курс «Методика работы с хором» не только расширяет теоретические знания студентов в области хоровой культуры, но и способствует формированию педагогического мышления, навыков вокально-хоровой работы.
Основные цели учебной дисциплины: подготовить студентов к учеб-ной дирижерско-хоровой практике; сформировать целостное представле- ние о принципах, методах и формах учебно-воспитательной работы
в хоровом коллективе; подготовить выпускников к организационной, педа-гогической и музыкально-хоровой деятельности, как в условиях общеобра-зовательной школы, так и в системе дополнительного образования.
Изучение дисциплины направлено на формирование у студентов следующих компетенций: - способность понимать значение культуры как формы человече-ского существования и руководствоваться в своей деятельности современ-ными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, об-ладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - способность выбирать и использовать оптимальные методы и приемы обучения в предметно-практической деятельности (вокально-хоровой).
В результате изучения учебного курса «Методика работы с хором» студенты должны:
знать:
- особенности реализации педагогического процесса в условиях по-ликультурного и полиэтнического общества;
- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере куль-туры и образования;
- методы и приемы обучения в хоровом коллективе;
уметь:
- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогическо-го процесса;
- системно анализировать и выбирать образовательные программы;
- использовать оптимальный комплекс методов и приемов в вокаль-но-хоровой работе; владеть:
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия
с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной обра-зовательной среды;
- способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
- знаниями, умениями, навыками вокально-хорового обучения. Методика работы с хором является педагогической дисциплиной,
которая воплощает логику развертывания содержания предмета, обобщает методы и формы работы с хоровым коллективом. Она опирается на много-вековой опыт хорового творчества, исполнительства, педагогики. Отечественная методика обучения хоровому пению имеет богатую историю и уходит своими корнями в глубокое Средневековье, когда вме-сте с православием на Руси стали появляться первые профессиональные церковные хоры. К XIX веку сформировалась русская школа хорового пе-ния, начала складываться система профессиональной подготовки учителей пения и хоровых дирижеров. С появлением учебных заведений, готовив-ших хормейстеров и учителей пения, постепенно стали систематизиро-ваться и обобщаться методические знания и опыт ведущих отечественных хоровых дирижеров.
В методике работы с хором применяются основные положения ди-дактики – науки об обучении и образовании. Методика работы с хором, являясь частной дидактикой, предлагает учителю музыки и руководителю
хорового коллектива определенные системы обучающего воздействия, которые реализуются в совокупности методов, средств и форм обучения.
Необходимо различать понятия «методика» и «педагогическая тех-нология». Во второй половине прошлого века термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.
В настоящее время «педагогическая технология» понимается шире, чем «технология обучения» и «технология воспитания». По мнению Л. П. Крившенко, педагогическая технология – это строго научное проек-тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогиче-ских действий. В отличие от методики обучения педагогические техноло-гии можно воспроизводить и тиражировать, добиваясь гарантированных результатов в учебно-воспитательном процессе. Вместе с тем методика, благодаря четкой выстроенности педагогического процесса и его результа-тивности в достижении поставленной цели, может быть доведена до уров-ня технологии.
Учитывая специфику хорового исполнительства и хоровой педагоги-ки: в них важную роль играет личность музыканта-педагога, дирижера-интерпретатора, – можно утверждать, что к уровню частнометодических технологий приближаются некоторые авторские методики известных рус-ских хоровых деятелей. Изданные в разные годы XX столетия учебно-методические пособия П. Г. Чеснокова, А. А. Егорова, В. Г. Соколова, А. И. Анисимова, С. А. Казачкова представляют собой обобщенный и сис-тематизированный (часто поэтапно, пошагово) авторский методический опыт работы с хором, которому следуют многие поколения молодых хормейстеров.
Большое количество отечественной научно-методической литерату-ры по работе с хором издавалось до начала девяностых годов прошлого столетия. Произошедшие политические изменения в стране отразились почти на всех сферах деятельности, в том числе и на издательском деле. В последние два десятилетия центральные издательства сократили до ми-
нимума тиражи нотной и научно-методической хоровой литературы. В библиотеках специальная литература, изданная 20–30 лет назад, стала
недоступной для широкого читателя. Это обстоятельство, в совокупности
с тем, что освещение многих важных вопросов методики работы с хором в изданиях прошлого века «разбросано» по различным источникам, стало значительно затруднять не только обучение студентов вузов, но и работу детских и взрослых хоров, особенно на периферии. Издаваемая в послед-нее время учебными заведениями учебно-методическая литература не мо-жет изменить ситуацию, так как из-за малого объема тиражей обмен подобными изданиями между вузами ограничен. Появление данного пособия вызвано именно недостаточностью со-временной специальной литературы, посвященной вопросам организации работы академических хоров (детских, юношеских и взрослых любитель-ских). Как известно, специфика работы учителя музыки связана не только с организацией и проведением занятий по учебному расписанию, но также
с кружковой работой с детьми во внеурочное время, с работой с учитель-скими и родительскими досуговыми вокально-ансамблевыми объедине-ниями. Именно поэтому мы посчитали необходимым в первой главе дан-ного учебного пособия обобщить опыт деятельности вокально-хоровой работы не только профессиональных, но и лучших отечественных люби-тельских коллективов.
Учебное пособие состоит из шести глав, последовательно раскры-вающих исторические, теоретические и методические аспекты отечествен-ного хорового исполнительства и деятельности руководителя хора: - в первой главе обобщается история профессионального и люби-тельского хорового исполнительства, выделяются основные этапы на пути становления русской школы академического хорового пения; - в последующих главах (2–6) рассматриваются основные вопросы методики работы с хоровым коллективом.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музы-ка» и «Дополнительное образование»), а также для руководителей хоровых коллективов.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|