Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История отечественного профессионального и любительского хорового исполнительства. Становление Русской школы хорового пения




Двойнос, Л. И.

 

Д24 Методика работы с хором [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образо-вание» (профиль «Музыка» и «Дополнительное образование») / Л. И. Двойнос; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 106 с.

 

ISBN 978-5-8154-0249-2.

 

В учебном пособии рассматриваются исторические, теоретические и мето-дические аспекты отечественного хорового исполнительства и деятельности руково-дителя хора.

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музыка» и «Допол-нительное образование»), а также руководителям хоровых коллективов.

 

УДК 7.02+784

 

ББК 85.314я73


 

 

ISBN 978-5-8154-0249-2


 

© Л. И. Двойнос, 2012

 

© Кемеровский государственный университет

 

культуры и искусств, 2012

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность учителя музыки в школе разнообразна и связана

 

с урочной и внеурочной практикой. Учитель музыки в школе должен орга-нично сочетать в себе лучшие качества педагога, музыканта, организатора и пропагандиста вокально-музыкального искусства. Все это обусловило содержание учебной дисциплины «Методика работы с хором», изучаемой студентами вузов культуры и искусств, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профилям подготовки «Музыка» и «Дополнительное образование». Используя достижения музыкознания, пе-дагогики и психологии, учебный курс «Методика работы с хором» не только расширяет теоретические знания студентов в области хоровой культуры, но и способствует формированию педагогического мышления, навыков вокально-хоровой работы.

 

Основные цели учебной дисциплины: подготовить студентов к учеб-ной дирижерско-хоровой практике; сформировать целостное представле-

ние о принципах, методах и формах учебно-воспитательной работы

 

в хоровом коллективе; подготовить выпускников к организационной, педа-гогической и музыкально-хоровой деятельности, как в условиях общеобра-зовательной школы, так и в системе дополнительного образования.

 

Изучение дисциплины направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

- способность понимать значение культуры как формы человече-ского существования и руководствоваться в своей деятельности современ-ными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

 

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, об-ладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- способность выбирать и использовать оптимальные методы и приемы обучения в предметно-практической деятельности (вокально-хоровой).

 

В результате изучения учебного курса «Методика работы с хором» студенты должны:

 

знать:

 

- особенности реализации педагогического процесса в условиях по-ликультурного и полиэтнического общества;

 


- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере куль-туры и образования;

 

- методы и приемы обучения в хоровом коллективе;

 

уметь:

 

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогическо-го процесса;

 

- системно анализировать и выбирать образовательные программы;

 

- использовать оптимальный комплекс методов и приемов в вокаль-но-хоровой работе;

владеть:

 

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия

 

с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной обра-зовательной среды;

 

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

 

- знаниями, умениями, навыками вокально-хорового обучения. Методика работы с хором является педагогической дисциплиной,

 

которая воплощает логику развертывания содержания предмета, обобщает методы и формы работы с хоровым коллективом. Она опирается на много-вековой опыт хорового творчества, исполнительства, педагогики.

Отечественная методика обучения хоровому пению имеет богатую историю и уходит своими корнями в глубокое Средневековье, когда вме-сте с православием на Руси стали появляться первые профессиональные церковные хоры. К XIX веку сформировалась русская школа хорового пе-ния, начала складываться система профессиональной подготовки учителей пения и хоровых дирижеров. С появлением учебных заведений, готовив-ших хормейстеров и учителей пения, постепенно стали систематизиро-ваться и обобщаться методические знания и опыт ведущих отечественных хоровых дирижеров.

 

В методике работы с хором применяются основные положения ди-дактики – науки об обучении и образовании. Методика работы с хором, являясь частной дидактикой, предлагает учителю музыки и руководителю

 


хорового коллектива определенные системы обучающего воздействия, которые реализуются в совокупности методов, средств и форм обучения.

 

Необходимо различать понятия «методика» и «педагогическая тех-нология». Во второй половине прошлого века термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.

 

В настоящее время «педагогическая технология» понимается шире, чем «технология обучения» и «технология воспитания». По мнению Л. П. Крившенко, педагогическая технология – это строго научное проек-тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогиче-ских действий. В отличие от методики обучения педагогические техноло-гии можно воспроизводить и тиражировать, добиваясь гарантированных результатов в учебно-воспитательном процессе. Вместе с тем методика, благодаря четкой выстроенности педагогического процесса и его результа-тивности в достижении поставленной цели, может быть доведена до уров-ня технологии.

Учитывая специфику хорового исполнительства и хоровой педагоги-ки: в них важную роль играет личность музыканта-педагога, дирижера-интерпретатора, – можно утверждать, что к уровню частнометодических технологий приближаются некоторые авторские методики известных рус-ских хоровых деятелей. Изданные в разные годы XX столетия учебно-методические пособия П. Г. Чеснокова, А. А. Егорова, В. Г. Соколова, А. И. Анисимова, С. А. Казачкова представляют собой обобщенный и сис-тематизированный (часто поэтапно, пошагово) авторский методический опыт работы с хором, которому следуют многие поколения молодых хормейстеров.

 

Большое количество отечественной научно-методической литерату-ры по работе с хором издавалось до начала девяностых годов прошлого столетия. Произошедшие политические изменения в стране отразились почти на всех сферах деятельности, в том числе и на издательском деле.

В последние два десятилетия центральные издательства сократили до ми-

 

нимума тиражи нотной и научно-методической хоровой литературы. В библиотеках специальная литература, изданная 20–30 лет назад, стала

 


недоступной для широкого читателя. Это обстоятельство, в совокупности

 

с тем, что освещение многих важных вопросов методики работы с хором в изданиях прошлого века «разбросано» по различным источникам, стало значительно затруднять не только обучение студентов вузов, но и работу детских и взрослых хоров, особенно на периферии. Издаваемая в послед-нее время учебными заведениями учебно-методическая литература не мо-жет изменить ситуацию, так как из-за малого объема тиражей обмен подобными изданиями между вузами ограничен.

Появление данного пособия вызвано именно недостаточностью со-временной специальной литературы, посвященной вопросам организации работы академических хоров (детских, юношеских и взрослых любитель-ских). Как известно, специфика работы учителя музыки связана не только

с организацией и проведением занятий по учебному расписанию, но также

 

с кружковой работой с детьми во внеурочное время, с работой с учитель-скими и родительскими досуговыми вокально-ансамблевыми объедине-ниями. Именно поэтому мы посчитали необходимым в первой главе дан-ного учебного пособия обобщить опыт деятельности вокально-хоровой работы не только профессиональных, но и лучших отечественных люби-тельских коллективов.

 

Учебное пособие состоит из шести глав, последовательно раскры-вающих исторические, теоретические и методические аспекты отечествен-ного хорового исполнительства и деятельности руководителя хора:

- в первой главе обобщается история профессионального и люби-тельского хорового исполнительства, выделяются основные этапы на пути становления русской школы академического хорового пения;

- в последующих главах (2–6) рассматриваются основные вопросы методики работы с хоровым коллективом.

 

Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Музы-ка» и «Дополнительное образование»), а также для руководителей хоровых коллективов.

 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...