Дикционно-орфоэпическая работа в хоре
Хоровое пение представляет собой синтез музыки и слова. Донесе-ние до слушателя литературного текста хорового произведения зависит от дикции певцов (лат. diction – произношение). Для того чтобы слушатели поняли содержание литературного текста, певцы хора должны не только
четко, но и грамотно, в соответствии с требованиями орфоэпии, произно-сить слова, а также правильно выстраивать логику поэтической речи.
В работе неопытных хоров часто встречается такой типичный недос-таток в дикции, как невнятное произношение слов, вялая работа артикуля-ционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве звука, кото-рый становится тусклым, маловыразительным. Причиной этого явления может быть малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, не-достаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Использование упражнений, как правило, помогает устранить эти недостатки. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать хору упражнения на слоги «ба», «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут способствовать активности губ. Для этой же цели могут использоваться губные гласные «о», «у». В работе над преодолением вяло-сти и малоподвижности языка могут быть использованы упражнения на слоги «ля», «ле», «даль», «соль». Во время произнесения согласного звука «л» певцам необходимо следить за работой кончика языка, который дол-жен активно ударяться о корни передних резцов, в твердое небо. Носители певческого звука – это гласные. Работе над ними в процес-се обучения пению уделяется много времени, так как именно гласные зву-ки позволяют раскрыть все краски певческого голоса. В русском языке шесть основных гласных звуков – а, о, у, э, и, ы (гласный звук «ы» рас-сматривается как «и» дальнего образования). Четыре йотированных глас-ных звука – я, е, е, ю – в произношении образуются от сочетания основ-ных гласных и полугласного звука «й». Роль гласных в пении и речи неодинакова: в речи они участвуют в смысловом оформлении слова; в пе-нии гласные, кроме этого, являются носителем вокального звука (тембра, силы, длительности звучания). Гласные в академической манере пения звучат более округло, единообразно у всех певцов хора, обладая при этом необходимой звонкостью и распевностью.
В хоровой практике на этапе обучения участников основам пения традиционно используются упражнения, направленные на выравнивание гласных звуков. Для этого хормейстеры подбирают такие сочетания глас-ных, которые способствовали бы формированию единообразной артикуля-ции и не препятствовали естественной вокализации. В начинающих хорах чаще всего используют «цепочку» гласных, начинающихся с «ю» или «у»,
«я» или «а». Например: «у-а-у»; «я-о-а» и т. д. В подвинутых хорах ис-
пользуют более объемные комплексы гласных в упражнениях: «и, е, а, о, у» и «а, е, и, о, у». Первая последовательность строится как постепенный переход от позиционно более высокого звука («и») к позиционно более низкому («у»); вторая – от наиболее открытого («а») к более прикрытому («у»). При составлении упражнений для выравнивания гласных в пении хормейстер может воспользоваться опытом А. В. Свешникова. Алек-сандр Васильевич составил специально подобранные цепочки гласных звуков, с целью удобства их выравнивания и поиска новых тембровых красок [цит. по: 6, с. 107].
Работа над вокальностью гласных сочетает в себе естественность и грамотность произнесения текста с соблюдением орфоэпических норм: - безударные «а» и «э» ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные (дорога, этаж);
- безударное «о» произносится как «а» (дорога, голова), кроме ино-странных слов; - безударная «я» произносится как «яе», но в конце слова всегда должна звучать чисто (лягушка, поля);
- безударное «е» с примесью «и», принятое в разговорной речи, в пе-нии допускается лишь на очень коротких длительностях (лесник);
- редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением этого звука (пепел, студень).
Хормейстеру следует обращать внимание на произношение двух гласных внутри слова, между словами. На стыке слов два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно. Согласные звуки придают речи осмысленность и четкость. Соглас-ные звуки разделяются на звонкие (в образовании которых участвует го-лос) – б, в, г, д, ж, з, м, н, л, р, й – и глухие (в образовании их голос не уча-ствует) – п, ф, к, т, ш, с, ц, х, ч. Согласные – л, м, н, р – называются сонорными (от лат. sonorus – звучный, звучащий), так как в них звук пре-обладает над шумом. Сонорные хорошо интонируются, поэтому исполь-зуются для выработки кантилены в пении, для настройки голосов на высо-кую позицию. Глухие согласные являются направляющими, а не звучащими. На глухих согласных гортань не функционирует, поэтому ис-пользование, например, слогов «ку», «па» на этапе разучивания произве-дения поможет избежать форсированного звучания и создать условия для объемного и рельефного звучания литературного текста.
Одновременность произношения согласных – одно из основных условий достижение дикционного и ритмического ансамбля. Наиболее трудными для произношения признаются согласные «р» и «с» («р» обычно удваивается в пении, а «с» произносится предельно кратко).
Основные орфоэпические правила произношения согласных в пении:
- звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствую-щие им глухие (снег – снек); перед глухими согласными звонкие «оглуша-ются» (бабка – бапка); - зубные согласные (д, з, с, т) перед мягкими согласными смягчаются (д(ь)венадцать, каз(ь)нь, гос(ь)тить);
- «ж» и «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо (преж-де, вешние); - в ряде слов сочетание «чн», «чт» произносится как «шн», «шт» (ко-нечно – конешно, что – што);
- выпадение в речи согласных в словах сохраняется в пении (груст-но – грусно, солнце – сонце).
В работе над дикцией следует обращать внимание на четкое произ-ношение согласных в окончаниях слов, на интонирование согласного на высоте следуемого за ним гласного звука.
Хорошая дикция зависит от четкой работы артикуляционного (рече-вого) аппарата. В работе начинающих хоров встречается типичный недос-таток – вялая работа артикуляционного аппарата. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недос-таточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Устранить эти недостатки в детском хоре может помочь артикуляци-онная гимнастика, которая обычно проводится перед распеванием, с целью активизации всех органов артикуляционного аппарата.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
1) покусывание кончика языка, с целью активизировать работу слюнных желез и естественно увлажнить полость рта; 2) «шинкование» языка;
3) «жевание» языка на коренных зубах одной и другой стороны рта; 4) языком-«иголочкой» проколоть внутреннюю поверхность щек, губ; 5) языком, как зубной щеткой, почистить верхние и нижние зубы;
6) легкое покусывание верхней и нижней губ;
7) губами, вытянутыми вперед, постараться поцеловать нос и подбо-родок; 8) губами, вытянутыми вперед, нарисовать различные геометриче-ские фигуры или цифры.
9) вывернув нижнюю губу, изобразить обидевшего ребенка;
10) изобразить сердитую собаку, «оскалив» верхние и нижние зубы;
11) используя легкое поглаживание и постукивание ладонями, сде-лать массаж лица. Для раскрепощения нижней челюсти в вокальных упражнениях мо-гут использоваться слоги «ба», «ма», для преодоления вялости языка – слоги «ле», «ля», «даль», «соль» и др. В репетиционной и концертной практике руководителю хора необходимо рекомендовать певцам пользо-ваться едиными приемами артикуляции и дикции.
От дикции зависит вокальная сторона исполнения. Дирижеру хора необходимо помнить, что формирование слова в пении должно быть таким же выразительным и эмоционально окрашенным, как в речи. Одним из важных шагов к осмысленной передаче литературного текста является верная расстановка цезур и логических ударений в партитуре (смысловых
акцентов). Остановимся подробнее на основных правилах расстановки ло-гических ударений, сложившихся в русском языке:
- в простом предложении может быть только одно ударение (травка зеленеет);
- логические ударения в большинстве случаев приходятся на имена существительные (утром солнышко встает); - в сочетании из двух существительных ударным будет существи-тельное в форме родительного падежа (сила волн);
- логическое ударение ставится на глаголе, если он является смысло-вым словом (ты не жди напрасно сына, не вернется);
- прямая речь обычно рельефнее выделяется, чем слова от автора.
В пении смысловые акценты часто предопределяются музыкой. Од-нако музыкальный текст допускает варианты интерпретации, поэтому в расстановке смысловых акцентов дирижеру хора следует руководствовать-ся закономерностями логики прочтения литературного текста. Важную роль в работе над логикой певческой речи играет умение участников хора выделять ключевые слова в музыкальной фразе, а также ударные слоги в словах, что помогает донести до слушателя основную мысль. Напомним, что в зависимости от того, как располагается ударение в слове, оканчивающем поэтическую строку, рифма называется мужской или женской. Если строка оканчивается ударным слогом, рифма называет-ся мужской (На солнце темный лес зардел). Если поэтическая строка окан-чивается безударным слогом, то рифма называется женской (В долине пар белеет тонкий). Женское окончание требует смягченного звучания послед-него слога в пении.
Вокальная дикция преследует цель не только четко и грамотно доне-сти до слушателя поэтические слова, но и передать их смысл и эмоцию. Замечено, что в произведениях драматического склада слова произносятся артикуляционно отчетливо, «крупно» и динамически насыщенно. В темпо-вых произведениях, передающих жизнерадостное настроение и полет ду-ши, произношение легкое и «близкое», с небольшой силой звука и малыми движениями артикуляционного аппарата.
Формирование элементов хоровой звучности тесно связано с уров-нем вокальной подготовки певцов и их слуховым воспитанием. Развитие ансамблевых, интонационно-строевых и дикционных качеств исполни-тельства зависит от систематичной вокально-хоровой работы, от опыта коллектива.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные приемы работы над темповым и метро-ритми-ческим ансамблем.
2. Охарактеризуйте основной метод работы над тесситурным ан-самблем.
3. Назовите приемы работы над фактурным ансамблем.
4. Охарактеризуйте способы работы над тембровым ансамблем в хоре.
5. Назовите основные приемы работы над мелодическим и гармони-ческим строем.
6. Укажите причины зависимости хорового строя от звукообразова-ния певцов.
7. Охарактеризуйте понятия «выравнивание гласных» и «редуциро-вание гласных». Назовите способы работы над дикцией. 8. Каким законам орфоэпии подчиняются гласные и согласные в пении?
9. Назовите правила, сложившиеся в русской речи, которыми следует руководствоваться при расстановке логических ударений в литературном тексте хоровой партитуры?
Рекомендуемая литература
1. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре: учеб. пособие / К. П. Вино-
градов. – М.: Музыка, 1967. – 223 с.
2. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: учеб. пособие /
Г. А. Дмитревский. – 3-е изд. – СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.
3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:
учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 136–193.
4. Казачков С. А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков. –
Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 222–256.
5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.:
Владос, 2003. – 302 с
6. Романовский Н. В. Принципы работы над строем в хоре / Н. В. Романов-ский // Хоровое искусство. – Л.: Музыка. 1967. – С. 73–96.
7. Семенюк В. О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства: моногра-
фия / В. О. Семенюк. – М.: Композитор, 2008. – 328 с.
8. Чесноков П. Г. Хор и управление им: учеб. пособие / П. Г. Чесноков. –
М.: Музгиз, 1961. – С. 58–109.
Глава 5. РЕПЕРТУАР ХОРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|