История, современное состояние и тенденции развития отечественного любительского хорового исполнительства
Русское хоровое исполнительство исторически развивалось в не-скольких взаимосвязанных направлениях: крестьянское и городское быто-вое пение, профессиональное искусство – церковное и светское, школьные и любительские хоры. Большой вклад в становление и развитие любительского хорового исполнительства России внесли традиции, заложенные, с одной стороны, профессиональными коллективами – Придворной певческой капеллой
и Синодальным хором; а с другой – различными формами домашнего ансамблевого музицирования, усадебными и университетскими хорами. Появлению первых русских любительских хоров во второй половине XIX века во многом способствовало открытие общедоступных музыкаль-но-просветительских учебных заведений для малоимущих: музыкальных школ, народно-певческих классов, курсов певческой грамотности и др. В Петербурге в 1862 году открылась Бесплатная музыкальная школа (БМШ) – музыкально-образовательное учреждение, основная цель которого заключалась в приобщении к музыкальной культуре студентов, служащих, рабочих. Среди преподавателей школы великие музыканты – М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков. Важную роль в становлении смешанного хора Бесплатной музыкальной школы сыграл выдающийся дирижер Г. Я. Ломакин (1812–1885). Он был известен как вокальный пе-дагог, композитор, автор научных трудов по вокальной и хоровой педаго-гике, но более всего его известность была связана с руководством капел-лой графа Шереметева. По воспоминаниям очевидцев, хоровые занятия Ломакина в Бесплатной музыкальной школе в 1862–1868 годах посещали от 100 до 200 участников. Позднее с хором работали И. А. Помазанский, Г. О. Дютш, В. М. Куткин. Бесплатная музыкальная школа закрылась в 1917 году. Последний публичный концерт с участием хора состоялся в 1898 году. О высоком уровне исполнительского искусства любительско-го хора Бесплатной музыкальной школы можно судить по репертуару. В концертных программах звучали хоровые произведения Мусоргского, Бородина, Глинки, Даргомыжского, фрагменты из «Высокой мессы» Баха, «Реквием» Моцарта, хоровой финал из «Девятой симфонии» Бетхо-вена и др. Римский-Корсаков посвятил хору БМШ «Шесть хоров без со-провождения» (соч. 16) и «Четыре вариации и фугетту на тему русской песни» (соч. 14).
С 1890 по 1903 год в Петербурге существовал любительский коллек-тив, именовавшийся «Бесплатный хоровой класс И. А. Мельникова под управлением Ф. Ф. Беккера». Ученик Г. Я. Ломакина, известный оперный певец, вокальный педагог, большой любитель хорового пения И. А. Мель-ников (1832–1906) организовал хоровой коллектив и содержал его вначале на собственные средства. Согласно установке организатора, Бесплатный хоровой класс имел целью «дать возможность любителям заняться свет-ским хоровым пением и распространить в обществе любовь к хоровому
пению» [цит. по: 6, с. 72]. Благодаря мастерству певцов и дирижера Ф. Ф. Беккера (1851–1901), хор, занимаясь один раз в неделю, готовил до-вольно сложные концертные программы. В репертуар хора входили в ос-новном сочинения русских композиторов. Чайковский посвятил хору со-чинения: «Без поры, да без времени», «Не кукушечка во сыром бору», А. Т. Гречанинов – «Над неприступной крутизной», А. С. Аренский – «Се-ренаду», «Жемчуг и любовь», Ц. А. Кюи – шесть хоров (соч. 53) и др.
В Москве с 1897 по 1917 год массовую музыкально-просвети-тельскую работу вели Пречистенские рабочие курсы. Организованные по типу рабочего университета, курсы были призваны не только давать знания, но и воспитывать, приобщать к мировой культуре трудящиеся мас-сы. Пречистенские рабочие курсы имели в своем составе различные круж-ки: драматический, хоровой, народных инструментов. До 1904 года работа хорового кружка была нерегулярной. С приглашением к руководству хо-ром ученика С. И. Танеева, известного хормейстера В. А. Булычева (1872– 1959), удалось проводить систематические занятия. Булычев был известен по работе с организованной им Симфонической капеллой, в которой пели не только профессионалы-вокалисты, но и любители. Благодаря активной организационной и профессиональной деятельности нового руководителя хор Пречистенских рабочих курсов смог исполнить оратории И. Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира», сочинения С. И. Танеева. Сергей Иванович посвятил хору один из лучших своих циклов – «12 хоров на сти-хи Я. П. Полонского».
В 1900 году талантливый музыкант и организатор И. И. Юхов (1871–1943) создал интересный в художественном отношении коллектив из рабочих подмосковного Мытищенского вагоностроительного завода и рабочих Щелковской фабрики. Этот хор вел большую просветительную работу, исполняя в концертах русские народные песни, популярные хоро-вые произведения русских и зарубежных композиторов. Хор под управле-нием Юхова участвовал в симфонических концертах, в частности под управлением С. А. Кусевицкого. В 1919 году коллектив был преобразован в Первый государственный хор. Он выступал на сцене, на радио, участво-вал в театральных постановках, озвучивал кинофильмы. В 1942 году на ба-зе этого хора была создана Республиканская академическая русская хоро-вая капелла.
Пробудившаяся в XIX веке инициатива любительского хорового исполнительства к началу XX века охватила многие регионы России. Интересный пример приводит Б. В. Асафьев в статье «Народнопевческое дело в Пермской губернии». Анализируя отчет руководителя народных хо-ров Пермского попечительства за 1913 год, автор статьи отмечает, что семнадцатилетняя энергичная деятельность наблюдателя хоров А. Д. Го-родцова способствовала созданию в двенадцати уездах губернии 290 хо-ров, причем 207 из них – сельские. Хоры исполняли музыку Чайковского, Бородина, Балакирева, ставили сцены из оперы «Иван Сусанин» Глинки.
Русские любительские хоры второй половины XIX – начала XX века оставили богатое репертуарное наследие и опыт многих просветительских начинаний для последующих поколений музыкантов-любителей.
Впервые термин «рабочая самодеятельность» был использован в га-зете «Правда» 7 июня 1912 года. Позднее проявление сознательной твор-ческой деятельности народа в сфере искусства было определено как худо-жественная самодеятельность. После 1917 года, в связи с изменившимися общественно-политиче-скими условиями жизни страны, все виды самодеятельного творчества и исполнительства были направлены на воспитание и просвещение народа в русле социалистической идеологии. Основные формы самодеятельного хорового исполнительства этого времени: массовое пение (на митингах, празднествах, гуляниях), детские и взрослые хоровые кружки. Репертуар хоров состоял в основном из народных и революционных песен. В 1926 году в Москве состоялась первая конференция, посвящен-ная музыкальной политико-просветительской работе. На ней впервые был поставлен вопрос о создании массовой музыки и массовой песни, близкой народу. После конференции в репертуаре самодеятельных хоров стали появляться сочинения Д. Васильева-Буглая в жанре «агитмузыки», хоро-вые песни А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, А. Александ-рова и др.
Важную роль в активизации любительского искусства в 20–30-е го-ды сыграли творческие олимпиады. С 1927 по 1938 год по инициативе ле-нинградских профсоюзов в городе на Неве ежегодно стали проводиться музыкальные олимпиады, кульминацией которых были выступления свод-ных хоров. Эту новую форму хорового исполнительства стали называть
«хоровые массивы». Главным дирижером многотысячных сводных хоров был доцент Ленинградской консерватории И. В. Немцев (1885–1939).
Инициативу ленинградцев по проведению олимпиад подхватила вся страна. В 1932 году в Москве была проведена 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, а в 1936 году – 1-я Всесоюзная хоровая олим-пиада, в которой участвовали 29 профессиональных и любительских хоров (1500 человек).
Хоровая самодеятельность в эти годы становится богатейшим резер-вом для пополнения профессионального искусства отдельными наиболее одаренными исполнителями, а иногда и целыми коллективами. Известно, что из самодеятельных хоров выросли Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова, Республиканская академическая русская хо-ровая капелла им. А. Юрлова, Русский народный хор имени М. Пятницко-го, Северный русский народный хор и др.
После Великой Отечественной войны в СССР отмечается бурный всплеск художественной и особенно хоровой самодеятельности. Этому во многом способствовала деятельность хоровых кафедр, открывшихся
в 1957 году в Ленинградском, а в 1959 в Московском библиотечном инсти-тутах (с 1964 года институты культуры), которые готовили клубных ра-ботников и руководителей самодеятельных хоровых коллективов. В 1957 году было организовано Всероссийское хоровое общество, учредительный съезд которого состоялся в 1959 году. ВХО проводило большую работу по развитию и пропаганде хорового искусства. Его пер-вым председателем стал видный хоровой деятель – профессор А. В. Свеш-ников (1890–1980). ВХО имело во многих городах Российской Федерации активно действующие филиалы, которые проводили ежегодно масштабные смотры-конкурсы самодеятельных певческих коллективов.
В 50-х годах стали проводиться праздники песни и хоровые фестива-ли, а в рамках традиционных олимпиад – многочисленные смотры-конкурсы самодеятельного искусства. С этого времени в хоровой самодея-тельности утвердились следующие формы:
– массовое пение (хоры на митингах, слетах, съездах и т. д.);
– хоры первичных форм работы (начинающие хоры);
– хоры повышенного типа (любительские капеллы);
– хоровые массивы (сводные хоры).
В послевоенные годы лучшие любительские хоры Москвы и Ленин-града стали выезжать на международные конкурсы и фестивали. Многие из них получали призовые места: Хор московского автозавода, рук. В. Г. Соколов (Будапешт, 1949); Хор молодых рабочих Ленинграда, рук. И. И. Полтавцев ((Берлин, 1951); Хор московских студентов, рук. В. Г. Соколов (Бухарест, 1953); Московский хор ДК им. Горбунова, рук. Ю. М. Уланов (Венгрия, 1961); Ленинградский камерный хор ДК пи-щевой промышленности, рук. В. А. Чернушенко (Венгрия, 1970).
Начиная с 70-х годов самодеятельные хоры Сибири стали также активно участвовать и побеждать в международных конкурсах: Камерный хор Хорового общества Новосибирской области, рук. Б. С. Певзнер (Венгрия, 1978); Хор Кемеровского государственного университета, рук. Д. С. Шабалин, Н. В. Степанова (Чехословакия, 1987; Испания, 1994); Академический хор им. Ю. Брагинского Новосибирского государственно-го технического университета (Чехословакия, 1990) и др.
К концу 80-х годов самодеятельное хоровое пение в Советском Сою-зе приобрело массовый характер. В книге «Хоровая самодеятельность: Хроника. Документы. Материалы» составители Н. Волькович и Л. Шамина приводят список существовавших в это время хоров, имеющих звание «Народный самодеятельный коллектив». В этот список включены хоры академического и народного направления. Впечатляет перечень огромного количества непрофессиональных коллективов не только в центральных областях России, но особенно в провинции. Например, в Кемеровской области называется 35 лучших хоров, в Красноярском крае – 46, в Алтай-ском крае – 28, в Новосибирской области – 43 и т. д. Распад СССР, политическая и экономическая нестабильность в стра-не в 90-х годах прошлого века негативно отразились на культуре, на досу-говых объединениях. В это время закрылись многие промышленные пред-приятия, а вслед за ними и многие учреждения культуры. «По данным социологических исследований в эти годы проявились тенденции вытес-нения художественных ценностей и эстетических потребностей на послед-ние места в иерархии основных содержательных компонентов обществен-ного сознания» [10, с. 6]. Наметившаяся в начале XXI века политическая и экономическая стабильность в России стимулировала общественную жизнь в стране,
что положительно повлияло на активизацию деятельности учреждений культуры, объединений любительского творчества. С 2006 года культурная жизнь страны развивалась в соответствии
с Федеральной целевой программой «Культура России на 2006–2010 го-ды». В соответствии с федеральной программой Министерством культуры, Домами народного творчества осуществлялась поддержка государствен-ных учреждений культуры в организации и проведении фестивалей, кон-курсов, выставок народного творчества, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия, массового художественного твор-чества и реализацию творческого потенциала граждан в различных сферах деятельности. Эта поддержка активизировала творчество народов России, что положительно повлияло на организацию новых хоровых коллективов народного направления.
Несмотря на то что любительское академическое хоровое пение несколько уступило свои позиции по сравнению с доперестроечными годами, оно живет, развивается и сегодня, преодолевая все трудности. Современные академические любительские хоры отличаются по самым различным признакам: социально-демографическим, поло-возрастным, национальным, жанровым, количественному составу и др. В наше время среди академических любительских хоров преобладают в основном не-большие по составу коллективы камерного плана (до 30–40 певцов), боль-шие составы, в том числе и полные смешанные хоры, стали более редким явлением. Чаще всего любительские академические хоры существуют в среде учащейся и студенческой молодежи, интеллигенции, а также
в ветеранских организациях. В последние годы в любительском хоровом исполнительстве наметились тенденции к использованию фонограмм, микрофонного пения, театрализации. В наше время возрождается традиция хоровых обществ, хоровых объединений. Пример тому – новая форма добровольного, некоммерческо-го, самоуправляемого клубного объединения молодежных вузовских любительских хоров «Gaudeamus» г. Санкт-Петербурга. Целями клуба являются: взаимная помощь в решении насущных проблем; популяризация любительского хорового пения; содействие развитию хорового искусства в молодежной среде; привлечение в клуб новых членов из числа дейст-вующих коллективов; посильная помощь в создании новых хоровых кол-лективов в студенческой и молодежной среде; поиск спонсоров, в том чис-
ле информационных. Этот интересный опыт работы может быть примером для любительских коллективов в плане координации сил по преодолению организационных и финансовых трудностей. Хоровое любительское исполнительство в наше время является, по мнению Л. В. Шаминой, «органической частью художественного на-родного творчества – специфической формы деятельности широких масс, которая сочетает в себе идею массового культурного движения и обяза-тельно искусство» [12, с. 5].
Анализируя «информационную емкость» понятий «любительское»
и «самодеятельное» творчество А. С. Каргин отмечает: «Понятия эти раскрывают разные стороны явления, а не конкретные формы творчества. Народное творчество, любительское и самодеятельное по своему характе-ру, основывается на непринужденной, свободной, нерегламентируемой деятельности, которую стимулирует духовная потребность индивида». И далее: «Тем не менее, эти понятия несут определенный социальный от-тенок в характеристике творчества. Любительское связывается со стихий-ностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью быто-вого или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановость, уча-стие различных социальных институтов в представлении условий для раз-вертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развивать-ся в иных условия. …Наименования “любительское” и “самодеятельное” стали употребляться в известном смысле как равнозначные. Они могут оставаться приемлемыми на современном уровне состояния понятийного аппарата в теории народного творчества, что не снимает необходимости их дальнейшего уточнения» [4, с. 161, 163]. Профессиональное и любительское хоровое исполнительство России связаны общей историей и традициями. Профессиональное хоровое искус-ство задает своеобразный эталон для любителей в плане интерпретации произведений, манеры исполнения, сценического поведения, способов просвещения публики и др. Любительство приобщает к традициям русской школы хорового пения широкие народные массы, прививает им любовь к музыке, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.
Контрольные вопросы
1. Какие традиции народного пения были положены в основу рус-ской вокально-хоровой школы?
2. Назовите старейшие профессиональные хоры России.
3. Какое влияние оказало церковное многоголосное пение на станов-ление отечественной школы хорового пения? 4. Назовите автора музыкально-теоретической работы о партесном
пении.
5. Какое влияние претерпела русская школа пения со стороны запад-ноевропейского музыкального искусства?
6. Когда окончательно сформировалась русская вокально-хоровая
школа?
7. Охарактеризуйте методы вокальной работы М. И. Глинки и А. Е. Варламова. 8. Какое влияние на развитие русской хоровой школы, на ваш взгляд, оказал опыт тембризации Синодального хора? 9. Назовите певческие коллективы XIX века, заложившие традиции любительского хорового исполнительства в России. 10. Когда любительское искусство стало именоваться самодеятель-
ным?
11. Какие профессиональные хоры первой половины XX века вы-росли из самодеятельных коллективов? 12. Какими средствами выразительности и новыми формами испол-нительства пополнилась в XX веке русская школа хорового исполнитель-ства?
Рекомендуемая литература
1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 65 с. 2. Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании / В. Васильев. –
Л.: Музыка, 1991. – 118 с.
3. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры / В. Ильин. – М.: Сов. композитор, 1985. – 230 с. 4. Каргин А. С. Народная художественная культура / А. С. Каргин. – М.: Гос. республиканский Центр рус. фольклора, 1997. – 288 с. 5. Ковалев К. Бортнянский / К. Ковалев. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 249 с. 6. Локшин Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки / Д. Л. Локшин. – М.: Музгиз, 1963. – 213 с.
8. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.: Владос, 2003. – 302 с.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 10. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие /
В. А. Самарин. – М.: Академия, 2002. – 352 с.
11. Хоровая самодеятельность Российской Федерации: Хроника. Докумен-
ты. Материалы / сост.: Н. Волькович, Л. Шамина. – М.: Сов. компози-
тор, 1989. – 280 с.
12. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом /
Л. В. Шамина. – М.: Музыка, 1983. – 176 c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|