Управление хоровым коллективом
В предисловии к 2-му изданию книги П. Г. Чеснокова «Хор и управ-ление им» С. В. Попов отмечает: «Управлять хором – это значит, в первую очередь, организовать внутреннюю жизнь художественно-исполнитель-ского коллектива в ее многообразных проявлениях (повседневные репети-ционные занятия, вопросы трудовых взаимоотношений, идейно-воспита-тельная работа с хором, общественная жизнь и т. д.)» [7, с. 4]. Это выска-зывание известного деятеля хорового искусства актуально и сейчас, по прошествии пятидесяти лет.
Профессия руководителя хора – это целый комплекс деятельностей. Он должен быть образованным музыкантом, педагогом, психологом и ор-ганизатором творческой деятельности певческого коллектива. Ему необхо-
димо уметь проявлять инициативу и настойчивость на этапе организации хора. После комплектования хоровых партий руководителю необходимо создать благоприятный психологический климат в коллективе, выстроить доброжелательные взаимоотношения между участниками хора, создать творческую атмосферу и традиции. Он должен владеть методическими приемами проведения репетиций и концертов, уметь включаться в педаго-гический и исполнительский процессы, осуществлять контроль над всеми видами деятельности хора. И, наконец, ему необходимы нравственные убеждения и волевые качества руководителя, несущего полную ответст-венность за организационную и творческую работу коллектива.
В. Ф. Чабанный, специализирующийся на вопросах управления хоровым коллективом, выделил четыре основных стиля управления хором: либерально-безвольный; авторитарно-рациональный; авторитарно-эмоциональный; творческо-демократический.
Либерально-безвольный стиль управления коллективом отличают: вялость, неспособность к волевому педагогическому воздействию, рас-плывчатость целей и задач, медлительность и проявление черт флегмати-ческого темперамента. Хотя наряду с этими качествами руководители дан-ного типа добры, сердечны, отзывчивы. Руководители авторитарно-рационального стиля преимущественно энергичны, последовательны и целеправлены в своей профессиональной деятельности. Однако эти ценностные качества направлены в большей степени на утверждение собственной личности, своего успеха.
Наиболее развитым свойством личности руководителя авторитарно-эмоционального стиля является эмоциональность. В процессе репетиции основным состоянием такого типа дирижера является повышенный градус художественного и организационного воздействия, результатом чего ста-новятся эмоциональные «взрывы». На фоне в целом успешной профессио-нальной деятельности руководители этого стиля управления иногда зло-употребляют своим авторитетом и проявлением властности. Наиболее приближенным к идеалу считается творческо-демократический стиль управления, для которого характерны органиче-ское сочетание мышления и чувства, развитость воображения и высокая коммуникативность.
Данная классификация стилей управления, как и любая классифика-ция типов исполнителей и исполнительских стилей, в чистом виде не встречается. Чаще всего черты типов и стилей переплетаются и проявля-
ются в разных вариантах. В любом случае дирижеру хора полезно знать свои индивидуально-психологические свойства, развивать и совершенство-вать их.
Чтобы эффективнее управлять творческим и педагогическим процес-сом в хоровом коллективе, руководителю необходимо разбираться в инди-видуально-психологических особенностях участников хора. Среди певцов хора встречаются разные типы людей: эмоциональные и эгоистичные, рациональные и творческие. С каждым из них руководителю хора надо находить общий язык и взаимопонимание.
В спокойном состоянии певец эмоционального типа может быть объективным и справедливым, глубоко болеющим за дело коллектива. В момент эмоционального перевозбуждения он теряет рациональный и волевой контроль, и чувства становятся источником его мыслей, оценок и отношений. Певцы эмоционального типа часто не могут справиться с вол-нением перед концертным выступлением, их выдают суетливые жесты, тревожная мимика. Руководителю нужно проявить особый такт и терпе-ние, чтобы отвлечь певца от тревожных мыслей, а для этого сосредоточить внимание участника на исполнении конкретного произведения или кон-цертной программы в целом.
Творческие успехи и неудачи меньше всего волнуют певца эгоисти-ческого типа, так как он обычно занят собой (особенно если выступает в качестве солиста хора). Перед концертом он более уверен, чем взволно-ван. Неудачное выступление его не огорчает, он эту «неожиданность» объясняет случайными обстоятельствами. Регулятором сценического поведения певца эгоистического типа может быть соседство с ним в хоре и на сцене рационального певца. Дирижерским средством «возвращения» в нужное русло сценического поведения певца, его ансамблирования в хо-ровой партии могут быть строгий взгляд руководителя, требовательный мимический жест и т. д. Отношения певца рационального типа, в которых ведущую роль иг-рает мышление (тяготеющее к познанию объективной истины) и память (хранящая «фонды прежних отношений»), в коллективе более объективны и устойчивы. В общении он немногословен, холоден, иногда кажется вы-сокомерным. Рациональный тип малокоммуникабелен. Будучи не всегда уверенными в своих исполнительских возможностях, такие певцы иногда теряются на репетиции или перед выходом на сцену. Их нервозность и
тревогу могут выдавать еле уловимые нервные движения и жесты. В таких ситуациях им требуется внимание и одобрительная поддержка со стороны руководителя и участников хора. Певец творческого типа отличается наблюдательностью и внима-тельностью. Главная ценность для него – другие люди. Нередко певец творческого типа бывает охвачен беспокойством за участников, неуверен-но знающих свою партию, за коллектив перед предстоящим выступлением. Таких певцов необходимо успокаивать перед концертом, вселять уверен-ность, что хор справится с поставленной задачей.
Знание индивидуально-психологических особенностей участников хора облегчит использование руководителем индивидуального, дифферен-цированного подхода в выстраивании взаимоотношений в коллективе. Огромное значение для успешной работы певческого коллектива имеют правильно построенные взаимоотношения между руководителем и хором, а также между участниками хора. Взаимоотношения в хоре должны базироваться на взаимоуважении, взаимопонимании и дисциплине. Дисциплина – необходимое условие плодотворности любого коллек-тивного труда. Дисциплина прививает навыки организованного поведения в процессе труда, воспитывает активное отношение и уважение к коллек-тивному труду. Хоровая дисциплина в хоровом коллективе подразделяется на внешнюю и внутреннюю дисциплину. К внешней дисциплине относятся пунктуальность и прилежность участников, точное выполнение ими всех указаний руководителя. Внешняя дисциплина создает предпосылки к по-явлению внутренней дисциплины, которая и создает основу художествен-но-исполнительской работы. Под внутренней дисциплиной понимается со-бранность внимания певцов хора, сосредоточенность их на вокально-исполнительских задачах, процессе творчества. Дисциплина в коллективе не возникает сама собой, она появляется в результате постоянной и кро-потливой работы его руководителя. Только при наличии взаимоуважения, дисциплинированности, а также увлеченности творчеством может сло-житься успешный певческий коллектив. Художественному руководителю необходимо быть одинаково требо-вательным ко всем участникам хора, вне зависимости от их дарования и музыкальной подготовки. При этом руководителю не следует противопос-тавлять себя хоровому коллективу. И перед руководителем, и перед участ-никами хора стоят одни и те же задачи. Для руководителя чрезвычайно
важно никогда не терять самообладания и не выходить из равновесия при неудачах в работе или нарушении принятого в хоре порядка. Современная педагогическая наука, опираясь на классиков отечест-венной педагогики А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, выделяет сле-дующие условия для успешного развития коллектива: 1) наличие планов, дальнейших целей;
2) разнообразие форм работы и видов социально и личностно значимой деятельности коллектива;
3) активная деятельность органа самоуправления;
4) наличие единых для всех, включая педагогов, норм жизни, правил, дисциплины; 5) наличие традиций в коллективе.
Личностная и общеколлективная нацеленность на развитие, на дви-жение к успеху людей творческих, объединенных желанием петь и дарить свое искусство слушателям, является своеобразным двигателем на пути продвижения вперед хорового коллектива. Поэтому основной задачей ру-ководителя хора является не только объединение в хоре единомышленни-ков, подлинных любителей музыки и пения, но и успешная организация в певческом коллективе различных видов творческой деятельности. Это мо-гут быть различные виды репетиционной, концертной, культурно-массовой деятельности, приобщение участников хора к сольным и ансамб-левым выступлениям. Действительно, практика убедительно подтвердила, что непрофес-сиональный хор развивается более успешно, если, подчиняясь руководите-лю хора, участники его в какой-то мере самостоятельно решают вопросы внутренней жизни коллектива, помогают руководителю в организации ре-петиционной и концертной деятельности. Известно, что хороший коллектив накапливает и бережет традиции как историю, опыт и как средство воспитания. Опыт свидетельствует, что традиции в коллективе должны возникать естественно, отражать историю, яркие дела, события. К ним относятся знаменательные дни, годовщины, обычаи. Традиции объединяют поколения, сохраняют коллективные цен-ности, организуют жизнь коллектива, формируют и хор в целом и каждого участника в отдельности.
Умение работать с хоровым коллективом предполагает не только грамотное разучивание и исполнение репертуара, но и владение способами общения, методами воспитания и развития членов коллектива.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте педагогический процесс в непрофессиональном
хоре.
2. Назовите основные направления, по которым ведется обучение
в хоре.
3. Какие методы и приемы обучения музыкальной грамоте исполь-зуются в практике хоров?
4. Назовите методы воспитательной работы в хоровом коллективе.
5. Какие формы учебно-воспитательной работы используются в хо-ровом коллективе? 6. Какие требования предъявляются к руководителю хора?
7. Охарактеризуйте стили управления хоровым коллективом.
8. Определите свой стиль управления хором.
9. Охарактеризуйте типологию певцов.
10. Обоснуйте необходимость единых дисциплинарных требований
в творческом коллективе.
11. Решение каких вопросов входит в компетенцию органа само-управления хора? 12. Какие условия помогают успешно развиваться певческому кол-
лективу?
Рекомендуемая литература
1. Ардентов Д. К вопросу о значении музыкальной грамотности для само-деятельных хоровых коллективов / Д. Ардентов // Могучее средство воспитания / сост. П. П. Левандо. – Л.: Музыка, 1978. – 144 с. 2. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства: учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: МГТУ им. Н. Баумана, 1988. – 286 с. 3. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с. 4. Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
5. Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио / И. Е. Тихонова // Вопросы мето-дики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. – Л.: ЛГИК, 1985. – С. 37–49.
6. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым лю-бительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – С. 42–58.
7. Чесноков П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. – М.: Музгиз, 1961. – С. 204.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|