Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патриархальное рабство в средние века




Наряду с феодальным рабством в Средние века существовало также прямое рабство (право собственности на человека). Вместе с тем это было не классическое, а патриархальное рабство. Вот выдержка из энциклопедии, показывающая, где, в каких формах и в каких масштабах прямое рабство со­существовало с феодальными отношениями:

«В период раннего Средневековья в возникших на территории Римской империи “варварских” государствах, особенно в государстве остготов в Ита­лии и вестготов в Испании, рабство как таковое играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян­общинников в группу феодально­зависимого крестьянства. К XIII веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шел значительно медленнее, чем в Западной Европе, так как в X–XI веках рабство еще сохраняло там эконо­мическое значение. Но в конце XI–XII вв. и в Византии практически завер­шается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало еще в IX–XII вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) по­полняли ряды феодально­зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах – работавших в рудниках) мало чем от­личалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до IV–VI вв. Пережиточные его формы сохранялись и в период Средневековья.

В крупнейших странах Востока – Китае, Индии и других – рабство в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капитали­стических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего Средневековья было превращение в государственных ра­бов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобре­ло рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основными источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжелых работах – в рудниках, в войсках мусульманских государей (мамлюки – полностью из рабов, после этой службы им могли “даровать” свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая га­ремы и обслуживающий их персонал)»1.

Даже этот краткий обзор (кстати, из издания советского времени) пока­зывает, что никакого «чистого» феодализма ни Европе, ни тем более в мире не было. Это противоречит той примитивной схеме исторического процес­са, когда на смену одной общественно­экономической формации приходит другая, причем каждая формация «гомогенна», то есть не содержит «при­месей» других формаций.

В дополнение к приведенным в обзоре сведениям о существовании раб­ства в Средние века еще несколько фактов и цифр.

 

• «В Японии в VIII–XI вв. число рабов достигало 10–15% всего на­селения, формы рабской зависимости возникали также и в условиях ко­чевого хозяйства. И хотя рабство здесь оставалось патриархальным и архаичным, не выходило за пределы домашнего рабства, жизнедеятель­ность общества была немало опосредована эксплуатацией рабов»2.

• «Одним из факторов устойчивости рабства были непрерывные крупномасштабные завоевания, и прежде всего те, которые осуществля­лись теми или иными племенами и сопровождались захватом в плен и депортацией десятков и сотен тысяч людей. По мнению исследователей, арабское завоевание Ирана и ряда других стран укрепило на известное время терявший свое значение рабовладельческий уклад. В хулагуид­ском Иране оказались возрожденными, в полном соответствии с «Ясой» Чингисхана, рабско­крепостнические формы эксплуатации в казенных мастерских. Рост числа рабов и ухудшение их положения имели место в Китае при Юанях и позднее при маньчжурах»3.

 

1 Бьш к эк Сь Рб

2 В Эк Т 3 М:, 1957 (Г 3: Вк ф Я (III–VIII)) 3 Вк Т 2 Вк к М: РА, 1997 (ь

7: к к Вк к к V к)

 

• «На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстания зинджей (869–883 гг. – В. К.). В Нижнем Ираке труд восточноафриканских рабов, известных как “зинджи”, использовался в массовых масштабах для крайне трудоемких работ по поддержанию в порядке и развитию южномесопотамской мелиорационной сети, обеспе­чивавшей высокую продуктивность земледелия в данном регионе»1.

• «Согласно “Книге Страшного суда” (свод материалов всеобщей по­земельной переписи), в 1086 г. 10% населения Англии все еще остава­лись рабами. Вновь широких масштабов в Европе оно (рабство. – В. К.) достигло с экспансией Османской турецкой империи на Балканах»2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...