Греческая философия как основа классического образования.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ А.А. Корольков Философия образования
1. Предмет философии образования, основные оппозиции философии и их отражение в педагогике. Философия образования (англ philosophy of education) — область философского знания, имеющего своим предметом образование. Философия образования - философская рефлексия на проблемы образования. (:-)) Философия образования — это область междисциплинарных исследований, лежащая на стыке философии, педагогики и практического образованиея. Есть множество проблем педагогической теории и практики, а также системы образования, которые невозможно решить без философского осмысления, философской рефлексии, без серьезного теоретического обоснования в общем контексте развития мировой цивилизации в целом и нашей страны в частности.
Предмет философии образования составляют: 1) решение комплекса гносеологических, философско-антропологических, культурологических, этических и др. проблем; 2) теоретический поиск в сфере стратегии развития образования, определение его цели и ценностной основы, принципов формирования содержания образования и т.д. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается англо-американский философ Джон Дьюи. Джон Дьюи обосновал существование и предмет философии образования как детерминированный природой самой философии. Эту же позицию разделял и второй из основоположников англо-американской традиции философии образования А. Уайтхед. Ф. Смит в 60-х годах XX в. подверг анализу отношение философии и образования в истории становления области философии образования, различая позиции «философии и образования», «философии в образовании», «философии для образования» и «философии образования» и предложил понимать философию образования как область системных исследований. Г. Брауди подчеркнул необходимость для сферы философии образования логической организации. Вплоть до настоящего времени обсуждается специфика предмета и границы области философии образования, — так, один из ведущих философов образования Великобритании У. Карр описал историю возникновения данной суб-области в рамках академической философии как следствие начавшегося в XX в. выделения дополнительных предметных сфер, наряду с философией сознания, философией языка, философией деятельности, и как пример сочетания чистой и прикладной философией. Всплеск философской проблематики в образовании связан с тем, что в переходные периоды развития культуры и общества, каковой является и современная российская социокультурная ситуация, в образовании актуализируются вопросы, на которые не может дать ответа одна педагогика и которые требуют философского осмысления. Таким образом, всплеск философской проблематики в образовании связан, прежде всего, с тенденциями развития современного образования в стране и мире. А стимулами развития философии образования являются конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образования.
Современные философы образования подчеркивают значимость философии образования для педагогов, определяя её специфику в этом плане как то, что должно разрешать сомнения педагогов в ценности образовательных усилий; что определяет для педагогов место происходящего процесса «в фундаментальном порядке вещей», причем в гармоничном соотношении с этим порядком; то, что, в итоге, приводит педагогов к пониманию высшей цели собственной образовательной работы. Одновременно с этим, со своей стороны, философия образования — это философски дисциплинированные методы мышления … корпус доказанных техник анализа, аргументации и теоретического построения — для решения проблем образования". основные задачи философии образования: 1. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса. Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: - место и смысл образования в культуре, - понимание человека и идеала образованности, - смысл и особенности педагогической деятельности. 2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования (поисковое и нормативное); 3. Выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества.
Философия с самого начала своего возникновения стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи необходимо вспомнить имена Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Немецкая философия XIX в. в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта выдвинула идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы школьного и университетского образования. В XX в. крупнейшие философы не только размышляли о проблемах образования, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов. Однако, хотя проблемы образования всегда занимали важное место в философских концепциях, выделение философии образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в Колумбийском университете (США) создается общество, целью которого было исследование философских проблем образования, создание учебных программ по философии образования в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философская экспертиза образовательных программ. Философия образования занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах. В России издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образования, однако до последнего времени философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел стало меняться.
Греческая философия как основа классического образования.
1.Гомеровская эпоха Непрерывная традиция греческой педагогики начинается именно с Гомера. Слепой поэт, сновидец и воспитатель всего архаического мира. Он подарил грекам идеал доблести и чести, а также определенный образец для подражания, героев Илиады (Ахилл, Патрокл, Одиссей).
Древние греки отлично осознают свою смертность, любая душа, как бы она себя не вела на земле, будет скитаться по Аиду целую вечность. Подвиг в том, что бы прожить достойную жизнь понимая весь трагизм своего бытия. Такое понимание вопроса дает нам образ гомеровского рыцаря, имеющего коренные отличия от средневековых нытиков и пошляков. В нем есть трагизм, который кроется в величии подвига, поистине бескорыстного и основанного лишь на идеалах доблести и чести. Ахилл зная, что он умрет, если убьет Гектора, отправляется совершить то, что должно. Гомеровские герои были идеалами для всех юных греков той эпохи. 2.Спартанский период Спартанские период ознаменован тем, что идеалы переходят от индивидуальной доблести к коллективной. Государство — вот новый смысл жизни греков. Все, что хорошо для государства, то прекрасно. Спарта имеет два, четко разграниченных периода: - возвышение, когда все реформы и законы были релевантны. Город был центром не только сильнейшего войска того времени, но также музыкально и спортивной столицей Греции - упадок, время полного застоя Спарты и превращение её в военизированное и тоталитарное государство Греческая педерастия Конечно, очень важно упомянуть однополые отношения в Древней Греции на протяжении всей её истории. Многие исследователи греческой архаики никак не могут решить противоречивость этого факта. Одни полностью отрицают какие-либо половые отношения в среде греков, другие доводят этот факт до полного абсурда, выставляя поголовно всех греков педерастами. Главный вывод, который можно сделать для педагогики - основание греческого образования кроется в любви. Индивидуальное преображение любящего и любимого. Это совершенно верно потому, что одной дидактика образовать человека не выйдет.
3.Два великих учителея: Исократа (436-338) и Платона (427-348): первый открыл свою школу в 393 году, второй — в 387. Нельзя сказать, чтобы эти два человека или их эпоха внесли много нового в методику или организацию образования: в этих областях они ограничились отбором и доработкой прежде созданного. Выявили как для самих себя, так и для сознания всей античности, общие рамки высокой культуры; побочным продуктом этой деятельности явилось и установление рамок образования. Античный идеал культуры оказался двояким: классическое общество не остановилось на одном типе культуры и, следовательно, образования; оно разрывалось между двумя соперничавшими формами и так никогда и не смогло сделать между ними окончательный выбор: одна была форма философская, другая — риторическая; у истоков одной стоял Платон, другой — Исократ.
3.1.Малые сократики - В своем преподавании они постоянно ссылаются на Учителя; как и Платон, они писали Сократические диалоги - Занимают промежуточную позицию между позициями Исократа и Платона - Как и софисты, — профессиональные преподаватели, уже не странствующие (их школы помещаются в одном каком-нибудь городе и называются по нему: мегарская, эретрийская...), однако по-прежнему вынужденные устраивать показательные выступления, чтобы привлечь публику; с технической точки зрения их деятельность обозначается термином σοφιστεύειν, «софистствовать»; они тоже обучают за плату и берут на себя за определенную сумму образование молодого человека, которое занимает два или три года. - Воспитывают свих учеников — идеал мудрости, σοφία, а не практического успеха. Как и подобает ученикам Сократа, они делают упор на нравственный аспект образования, на формирование личности, на внутреннюю жизнь. Эти воспитатели считают развитие личности, полное самораскрытие Я, целью не только своих профессиональных усилий, но и целью всякого человеческого усилия вообще, — с них начинается этика образования. - Много спорят (такая агрессивная и в основном отрицательная диалектика, или, лучше сказать, эристика, играла первостепенную роль в их преподавании).Довели до виртуозности искусство рассуждения.Все они, похоже, считали искусство спора основой умственного развития. -Формальная сторона в преподавании «малых» сократиков была очень развита, и именно поэтому они были не слишком озабочены кропотливой разработкой догматической истины. С другой стороны, в этом образовании было мало научного в современном понимании: точные науки, в особенности математика, либо сознательно отбрасываются, либо презрительно помещаются в прихожей большой культуры в качестве подготовительных дисциплин, это образование с гуманитарным уклоном: упор делается на исследование языка, толкование поэтов, занимаются не только аллегорической, подчиненной философии, экзегезой: классиков изучают также ради них самих. 3.2.Платон -Платон строит свою систему образования на основополагающем понятии истины, на достижении истины путем рационального познания. -Подлинный государственный деятель, идеальный «царь», о воспитании которого идет речь, будет отличаться от всех, кто не по праву занимает его место, тем, что он обладает знанием23, разумным знанием науки управления24 в том терминологическом смысле, какой получает в языке Платона слово επιστήμη: подлинное знание, основанное на доказательстве, в противоположность δόξα, общепринятому мнению. Но такое «царственное знание» должно быть присуще и тому, кому предстоит управлять не целым городом, а лишь собственной семьей и собственным домом25. Более того, по тому же признаку— обладанию истиной— определяется подлинный оратор в отличие от софиста26, подлинный врач27 и, конечно, подлинный философ28. Следовательно, тип образования, измышленный Платоном для «царя», оказывается ценен и значим для всех: в любой области человеческой деятельности высшей образовательной ценностью является стремление к истине, к обладанию подлинным знанием. Требование такой истины пронизывает все творчество Платона. обучение совпадает с исследовательским методом. Судя по диалогам, Платон был сторонником активного обучения: его диалектический метод — прямая противоположность пассивному усвоению знаний. Вместо того, чтобы предлагать ученикам уже добытый результат, Сократ, под маской которого скрывается Платон, заставляет их трудиться самих; они должны, прежде всего, сами обнаружить затруднение, а затем, постепенно углубляясь, и средства его преодоления. Так что Академия несомненно сразу была Высшим Научно-исследовательским Заведением и занималась образованием. Академия имела четкую организационную структуру, это было не коммерческое предприятие, а некое братство, общество, члены которого тесно связаны дружескими узами. Юридически это, как и пифагорейские союзы, религиозное братство, θίασος, посвященное культу Муз, а после смерти учителя — культу самого Платона, почитаемого как героя. Платон всегда считал, что пиры, при разумном подходе, могут быть одним из важнейших средств воспитания. Определенная общность жизни учителя и учеников. Во-первых, важнейшее требование: образование должно, говорит Платон, стать делом общественным; государство должно избирать учителей, и надзор за ними должен быть поручен специальным должностным лицам. В то время подобные обычаи существовали лишь в аристократических полисах, подобных Спарте. По всей остальной Греции образование было частным делом и не подвергалось никакому контролю. Однако в эпоху эллинизма почти повсеместно устанавливается порядок, весьма напоминающий платоновские Законы. Также последовательно проводимое равенство в образовании мальчиков и девочек (параллельное, но не совместное обучение: начиная с шести лет у мальчиков и девочек разные учителя и разные занятия) выглядит под пером Платона вызывающим парадоксом, однако отражает вполне реальный факт эмансипации женщины в греческом обществе IV века, и также предвосхищает ситуацию эллинистической эпохи. Первые годы жизни ребенка должны быть заняты, говорит Платон, обучающими играми; в них играют вместе мальчики и девочки под присмотром взрослых в детских садах. Но, как и для всякого грека, образование в собственном смысле начинается для него лишь с семи лет. Оно включает в себя (здесь Законы следуют членению, предложенному в Государстве) гимнастику для тела и «музыку», то есть духовную культуру, для души. Физическое воспитание уже отступает на второй план. Греческая культура медленно удаляется от своих рыцарских истоков и постепенно превращается в культуру грамотеев. Однако Платон включает третий неожиданный ряд предметов. Математика (изучение не зарезервировано для высшей школы; она должна присутствовать на всех уровнях образования, начиная с элементарного).Платон, выходя за пределы практического использования, отводит математике прежде всего пропедевтическую роль. Ее задача не в том, чтобы дать набор полезных знаний, а в том, чтобы создать «ясную голову», чтобы ум стал способен вместить умопостигаемую истину в том смысле, в каком геометрия говорит о вмещающем дугу угле. Платон делит обучение на три цикла по три года: с десяти лет до тринадцати— литературные занятия; с тринадцати до шестнадцати - музыкальные; и напоследок - математика. Платон теперь отдает себе полный отчет в своих целях: его обучение направлено на то, чтобы воспитать одного человека, самое большее— небольшую группу людей, объединенных в школу, составляющих замкнутый кружок, островок здравой культуры в испорченном обществе. То, что Платон положил в основание своей педагогической системы традиционное греческое образование, имело огромное значение для развития классической традиции, способствуя ее непрерывности и однородности. С одной стороны, философская школа, таким образом, не только не порывала с прежней системой воспитания, но представала его продолжением и обогащением; в то же время традиционное образование оказалось как бы общим знаменателем между образованием философским и тем, которое выдвигал в противовес ему Исократ: они представали как две разновидности одного вида, как два расходящихся побега единого ствола. 3.3.Исократ Основной деятельностью Исократа в течение всей его жизни было преподавание красноречия. Он преподавал в течение пятидесяти пяти лет (393—338); до этого он испробовал ремесло «логографа», составителя судебных речей. Впоследствии, начиная с 380 года, он сочетал преподавание с деятельностью писателя, с политической публицистикой. Что до его преподавания в собственном смысле слова, оно неизменно ставило своей задачей практическую эффективность. Как объясняет сам Исократ, из его школы выходили либо такие же преподаватели, как он сам, либо профессиональные спорщики, либо, и в основном, просто образованные люди, имеющие художественный вкус и способные на должном уровне поддерживать светскую беседу. Будь они профессионалы или дилетанты, все ученики Исократа обязаны были научиться хорошо говорить. И все же на определенном уровне абстракции можно утверждать, что с формальной точки зрения Исократ — продолжатель дела софистов. Как и «малые сократики», он — профессиональный преподаватель. У него была школа в Афинах, точнее, в ближайшем пригороде, совсем неподалеку от того Ликея, где позже обоснуется Аристотель; это было открытое учебное заведение, отнюдь не имевшее характера замкнутой секты, как Академия. Обучение было платным: плата взималась вперед, как и у софистов, за полный цикл обучения, длившийся три или четыре года; стоил он тысячу драхм. Его красноречие не безразлично к морали; в особенности ему свойственны пафос гражданский и патриотический. Его школа стала в еще большей мере, чем платоновская Академия, центром подготовки политических деятелей. Исократ был для своих учеников Учителем в полном смысле слова. Не следует представлять себе его школу как крупное учреждение с множеством слушателей: число одновременно присутствующих учеников никогда не превышало девяти, а в среднем их бывало пять-шесть, из них трое или четверо работающих активно. Можно представить себе, сколь близкими были при таких условиях отношения учителя и учеников. Исократ умел этим воспользоваться, оказывая на своих учеников то глубокое личное влияние, без которого нет реального педагогического воздействия. Исократу было чем гордиться; к концу своей деятельности он в некотором смысле осуществил свою мечту: быть воспитателем новой политической элиты, создать в своих родных Афинах кадры, необходимые, чтобы успешно завершить то непростое национальное возрождение, к которому государство стремилось с момента катастрофы 404 года, необходимые, чтобы Афины могли играть в международной политике роль великой державы, от которой они не желали отказываться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|