Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бэкон и Локк - реформаторы новоевропейской педагогики.




Фрэнсис Бэкон (22.01.1561 - 09.04.1626), английский философ-материалист, юрист, государственный деятель.

На развитие педагогической мысли нового времени (от Я. А. Коменского до педагогики французского Просвещения) наибольшее воздействие оказали учение Бэкона о «призраках», или «идолах», разума, содержащее критический анализ психологических и отчасти социальных особенностей процесса познания, и разработанный им индуктивный метод исследования, содержащий такие элементы, как индукция, сравнение, наблюдение, эксперимент.

Бэкон включал педагогику (как одно из ответвлений более широкого учения о передаче знаний) и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все накопленные и возмож-ные знания разделяются соответственно трём способностям «разумной ду-ши» — памяти, воображению и рассудку. Бэкон отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека. Назначение воспитания, по мнению Бэкона, заключается в том, чтобы внести разумное, рациональное начало в природную стихию человека, обуздать страсти и пороки, подчинив их сознательно избранной линии поведения, которая призвана обеспечить жизненный успех индивида, согласующийся с «общественным благом». Воспитание должно начинаться с раннего детства и постепенно дополняться элементами самовоспитания. Воспитание и образование отвлекают человека от дикости и варварства, предоставляют ему возможность осуществить своё высшее предназначение - познание сущности всех явлений и установление господства над природой. Выступая про-тив отвлечённости («книжной мудрости») схоластичного образования, сохранявшего господствующие позиции в Англии 16 - начало 17 вв., Бэкон вы-ступал за связь образования с реальной жизнью.

Бэкон был убеждён, что «истина познания и истина бытия суть одна и та же», а познание отражает, копирует бытие. Задача обучения не только в том, чтобы сообщить учащимся сумму добытых наукой «отражённых истин», но и в том, чтобы вооружить их методом научного исследования, позволяющим устанавливать новые, неизвестные ранее истины, дать представление о сущности явлений, о «неизменных и нерушимых законах» природы. В основе педагогической системы Бэкона - посильность задач и достижимость целей, которые ставятся перед учащимися. Он выступал против насильственных методов обучения, поскольку человек по своей природе противится всему, что приобретает форму необходимости и насилия. Педагог должен выявить при-родные способности ученика, его склонности к тому или иному роду деятельности. Выделяя 2 приёма изложения материала - от простого к сложному и от сложного к простому, - Бэкон полагал, что их сочетание в наибольшей степени содействует развитию интеллектуальных и физических способностей человека. Отводил значительную роль в воспитании и образовании игре, благодаря которой легче усваивается то, что на первый взгляд не является главной целью того или иного действия, и различного рода упражнениям, направленным на развитие памяти и творческих способностей, а также на формирование положит, навыков и привычек.

Бэкон - убеждённый сторонник такого воспитания и образования, кото-рые способны поддержать у детей и юношества дух соперничества и позво-ляют широко использовать роль примера. Обучение в университетах и кол-леджах, организованное на принципах новой опытной науки, позволило бы, по мнению Бэкона, наиболее полно осуществить главную идею его педагоги-ки - соединить теоретическое обучение с экспериментальной научной дея-тельностью. Эта идея оказала существенное влияние на создателей первых европейских научных академий.

В заключении хотелось бы отметить, что главное в воспитании, по Бэко-ну, - искусство педагога, который должен опираться на закономерности фи-зиологии и психологии и учитывать специфику учебных предметов.

 

Джон Локк (1632-1704) в своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» доказывал, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa). Отсюда—высокая оценка им роли воспитания в развитии человека.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693). Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет—благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении».

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, это учреждение, где соб-рана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья»,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом»,— писал Локк. Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка.

Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям. Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могущество буржуазной Анг-лии. Выше уже отмечалось резко отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для Комиссии по делам промышленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопросов, разрабатывала «метод привлечения бедных королевства к труду». Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что сле-дует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять «лентяев работать». Он предложил целую систему наказаний, которым считал возможным не подвергать только детей до 14 лет:. их надо устраивать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом при-ходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособи-ем в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Лок-ка; будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что ста-нет сильным воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут рабо-тать на мастеров и фабрикантов.

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умст-венного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...