Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская школа в середине XVIII века




В целом в данный период русская школа сохраняет черты, заданные

государственным периодом (государственность, сословность, профессио-

нализм).

Не получает распространения элементарное образование: цифирные

школы, учрежденные Петром I, постепенно приходят в упадок.

Разнообразные сословные профессиональные школы сохраняют свой

самостоятельный, завершенный характер, выпуская готовых специалистов.

Попытка завести общеобразовательные школы оказывается безуспеш-

ной. Гимназия Глюка в Москве просуществовала всего десять лет (1705 -

1715 гг.). Гимназии при Петербургском и Московском университетах, Ка-

занская гимназия до конца XVIII века были сословными учебными заведе-

ниями, не носили общеобразовательного характера.

Высшее образование долгое время было представлено университетом

при Академии наук в Петербурге, который пустовал несколько десятиле-

тий, Московским университетом, который до XIX века был сословным

профессиональным заведением для мелкопоместных дворян и разночинцев

и готовил их к непосредственной практической деятельности.

Русская школа в 60-е годы XVIII века

Даннный период характеризовался повышенным интересом со стороны государства и общества к проблемам народного образования. Две педагогические идеи были заимствованы у Запада: индивидуалистическая (воспитание человека, предохранение детей от пороков взрослых, создание путем правильного воспитания улучшенного человека)

и социально-государственная (воспитание гражданина, доброго отца или

матери семейства, государственное управление просвещением). Во време-

на Екатерины II педагоги-государственники хотели соединить эти две

идеи, то есть воспитать новую породу людей, не зараженных пороками со-

временных поколений, воспитанием государственным. Поэтому они объ-

являют семью неспособной воспитать новое поколение и предлагают за-

вести воспитательные училища и забирать туда детей в возрасте 5-6 лет. В

училищах их следовало держать до 18-20 лет безвыходно, без всякого со-

общения с обществом. Встречи с близкими родственниками лишь в назна-

ченное время, в училище, в присутствии воспитателей. Приоритетным, по

мнению педагогов, являлось воспитание честного, добродетельного серд-

ца, которое ценилось выше разума и многих знаний.

Наиболее ярким представителем государственной педагогики был

И.И. Бецкой. Попыткой реализовать перечисленные идеи стали открытые

им Смольный институт благородных девиц (1764), Императорский шля-

хетный корпус (1766), Коммерческое училище (1772), подготовительное

училище при Академии художеств (1764).

Общественная педагогика была представлена многочисленными про-

ектами устройства народных школ, средних общеобразовательных школ,

университетов. Основные идеи: устройство всеобщих обязательных на-

чальных школ (как правило, при церковных приходах); единое управление

народным образованием; соединение духовного и светского образования в

государственных гимназиях; учреждение богословских факультетов при

университетах; свободное, бессословное, бесплатное обучение в универси-

тетах.

Реформы в области просвещения конца XVIII века

В 1774 году по указу Екатерины II была организованна "Комиссия об

учреждении народных училищ", которую возглавил австрийский педагог

Ф.И. Янкович. В 1786 году был принят разработанный ею государствен-

ный документ - "Устав народных училищ", заложивший основы школьной

системы России. Согласно ему, в России учреждались два типа народных

училищ.

Малые народные училища. Срок обучения - два года. Содержание

обучения: грамота, священная история, катехизис, рисование, чистописа-

ние, грамматика, арифметика, книга "О должностях человека и граждани-

на". Училища открывались в уездных городах на средства местного само-

управления.

Главные народные училища. Срок обучения - пять лет. Содержание

образования: грамота, священная история, катехизис, арифметика, грамма-

тика, чистописание, рисование, книга "О должностях человека и гражда-

нина", история, география, геометрия, естествознание, архитектура, физи-

ка, механика, латинский язык, новые иностранные языки. Училища

открывались в каждом губернском городе.

Следует обратить внимание на то, что открытию училищ предшество-

вали: подготовка учителей в учительской семинарии Петербурга (1784);

создание или перевод с иностранных языков учебников, методических по-

собий для учителей; разработка наглядных пособий.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ (1856 - 1917 гг.)

К характерным особенностям общественного периода истории рус-

ской педагогики относятся следующие:

1) образование становится делом общественным;

2) складывается единый воспитательный идеал. Целью педагогики

становится не служение государству, а развитие всесторонней и самодея-

тельной личности, воспитание человека;

3) школа и педагогика становятся более автономными;

4) содержание образования - общее;

5) происходит постепенная гуманизация педагогики, формируется

мягкое, уважительное отношение к детской личности;

6) наблюдается педагогическое "двоеверие" - в национальном педаго-

гическом самосознании уживаются одновременно старые и новые идеи;

7) складывается особая социально-профессиональная группа - учи-

тельство.

Символом активного вмешательства общества в решение педагогический проблем стала философско-педагогическая

статья Н.И. Пирогова "Вопросы жизни" (1856 год). Она содержала две соб-

ственно педагогические идеи: 1) нужно образовывать сначала человека, а

потом профессионала; 2) образование должно разделяться на общее и спе-

циальное. Эти идеи не были новыми для русской педагогики, однако ста-

тья была своевременна и вызвала живой интерес всего общества.

 

Философский и просветительский смысл византийских традиций.

 

Главная особенность византийской философской традиции – это антиномия христианских и античных начал. Византия органично впитала в себя римскую государственность и античную культуру, обогатив ее христианской религиозностью. Византийская цивилизация создавалась всеми живущими в этой империи народами, однако по преимуществу это была грекоязычная культура. При этом глубокие культурные традиции сочетались с лояльным отношением к культуре иноплеменников. Византия всегда использовала и совершенствовала творческий опыт других народов.

Православная религия стала стержнем всех отношений внутри государства. Жизнь была неотделима от религии, поэтому даже светский придворный церемониал наполнялся различными христианскими символами, был неразрывно связан с церковью. Основа византийской культуры – это соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В отличие от Запада, Византия смогла сохранить взаимовлияние и взаимодополнение античного и средневекового опыта, вобрав в себя все знания, принятые еще в Древнем мире, творчески преобразовав его христианской философией (даже богословская терминология развивалась на основе античных школ).

Византия отрывалась от Римского наследия, провозгласив Константинополь «Вторым Римом», который являлся религиозным, политическим и культурным центром всей вселенной. Разрыв с Римом ознаменовался и символически: теперь святым местом для византийцев являлись не мудрейшие Афины, а презираемый многими Иерусалим.

Кроме общекультурных и религиозных традиций Византия ознаменовалась и образованием устойчивой политической доктрины. Прежде всего, следует обратиться к пониманию природы власти, отношения с ней. Византийская монархия представляла собой особое явление, где император являлся священной особой, «помазанником Божьим», он олицетворял «Царство Божие на земле», поэтому и власть абсолютного монарха считалась сакральной. Таким образом, Византия сохранила римскую традицию права, наполнив ее христианским содержанием. Основой социальной регуляции являлась также сакральная власть. Византийская законность полностью подчинена власти. На протяжении столетий в Византии формировался образ идеального правителя. Еще одним важнейшим принципом взаимодействия политической и религиозной власти является т.н. «симфония властей», которой был посвящен колоссальный труд императора Юстиниана, где разъяснялась суть взаимодополнения и взаимослужения власти императора и власти церкви.

Что касается миссионерских традиций, то здесь стоит сказать об империи как «центре христианства». Византия вела активную миссионерскую деятельность, ориентируясь на апостольскую проповедь. Терпимость Константинополя к другим культурам и другому миропониманию позволяла активно развивать переводческую деятельность и национальную письменность. Это в итоге помогло им породить новые культуры в тех государствах, которые принимали христианство (в том числе это относится и к Древней Руси). Во главу духовной культуры Византией была выдвинута эмоционально-эстетическая сфера: это был значимый шаг в миссионерской и просветительской деятельности, который дал возможность другим народам принять имперское мировоззрение.

Византия не забывала и об эстетической составляющей христианской жизни. Красота богослужений и церемониала – это важнейшая составляющая обрядовой жизни населения империи. Преклонение перед красотой, искусством, эстетикой было заимствовано еще из древнегреческой культуры и преобразовано в христианском духе. Эта черта позволила органично перенести письменность, архитектуру, музыку Византии в другие государства, принимавшие христианскую культуру в целом.

На закате своего существования Византия стремилась не к привычной для нее экспансии, а к сохранению сложившейся системы. Именно поэтому упор шел на взаимодействие с другими христианскими странами, сохранившими аутентичные традиции Константинополя.


10. Особенности распространения византийского просвещения в Древней Руси.

 

Византийская культура характеризовалась терпимостью к иным традициям, что позволяло им успешно осуществлять миссионерство в других странах, в том числе и в Древней Руси. Поэтому здесь уместнее говорить не только о влиянии византийской культуры, но и о диалоге двух культур: языческой и христианской (тем более, сама Византия плавно перешла от язычества к христианской империи). Этот «диалог» начался с крещения Руси, когда народ решил встать на путь иной религии, порываясь к иному культурному миру, ориентированному на пока еще не знакомые им ценности. Определяющим фактором во влиянии Византии на Древнюю Русь, естественно, стала христианизация государства и последующая церковно-административная зависимость Русской Церкви от Константинополя.

Принятие христианства повлекло за собой и укрепление феодальной власти, что являлось следствием отношения к власти как к богоданной иерархии, восстание против которой считалось греховным (эта идея была максимально утрирована на Руси и выразилась в династической неприкосновенности монарха). Православие стало определяющим вектором развития отечественной политической культуры. Византия призвала Русь отвергнуть примитивную политеистическую религию, благодаря чему она смогла не просто воспринимать многовековую высокую культуру Византии, но и стать в исторической перспективе равной прочим христианским развитым странам, постоянно расширяющимися. И при первых контактах с Византией новое христианское государство восприняло эмоционально-эстетическую сферу как основу духовной культуры. Щепетильное отношение к обрядам и обычаям позволило древнерусской языческой культуре успешно впитать в себя церковный церемониал, строго следовать богослужебным указаниям, а византийцам – донести эту немаловажную символическую часть жизни христианского общества. Также это дало возможность довольно мягко и относительно неконфликтно «сменить» языческую религию на христианскую: все прежние праздники были заменены на православные, желание совершать постоянно повторяющиеся ритуалы реализовалось в богослужениях и т.д.

Сфера искусства тоже была воспринята в традиционном духе византизма. Пение, изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература считались Богом данными. Естественно, это было связано с религиозным характером искусства, которое развивалось, прежде всего, в монастырях и фактически не соотносилось со светской жизнью. Это повлекло за собой то, что научная сфера и сфера искусства в современном его понимании практически не была развита, зато жанр агиографии, летописи и поучений был практически совершенен. Большая часть философских произведений также была заимствована из Византии. Древнерусская традиция восприняла византийскую архитектуру, церковное пение, каноническую иконопись, богослужебный устав, монашескую практику.

Византийская культура оказывала влияние на Древнюю Русь с помощью соседних славянских государств, именно таким образом осуществлялся русско-византийский и русско-балканский диалоги. Данные эпизоды стали долгодействующими структурными факторами истории русской культуры: ими был задан особый тип культурно исторического развития русского народа, где тесно переплелась языческая и христианская культуры.

Диалог византийской и древнерусской культур складывался через взаимодействия со многими восточнославянскими христианскими странами. Даже церковнославянский язык был создан дружественными македонцами с целью перевода византийского церковного наследия на доступный для древнерусского народа язык. Внешнее культурное вторжение культуры Константинополя стало своего рода катализатором для обогащения древнерусских традиций.

Принятие и совершенствование Древней Русью византийской культуры еще раз доказало, что интенсивное усвоение чужих традиций дает возможность на следующее уровне развития сделать мощный выброс в окружающее культурное пространство. Эта мысль была доказана историей развития мощнейшей в будущем державы – Российского государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...