Рацилнализм Декарта и его роль в новых методах школьного обучения
Декарт оказал огромное влияние на понимание возможностей математики. Обычно за предмет математики принимают принципы математики. Между тем она вовсе не является простым оперированием числами графиками и множествами. Количество выражается через них, но им не тождественно. Так Ильенков, на основе представлений Декарта предложил в школьном обучении начинать не с арифметики, а с алгебры. Это целесообразней, так как алгебра оперирует более наглядными вещами (общие категории, такие как “больше” или “меньше”, более понятны ребёнку чем числа.) Всё декартовское учение построено по принципу от общего к частному, от известного к неизвестному (дедуктивный метод) Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода: - Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. - Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. - В вопросе также должно содержаться нечто известное. ____________________________________ Декарт стоял в оппозиции не только к философии основных школ своего времени, но и к их концепциям знания и способам его трансмиссии. Связанная с философией картезианства, новая философия стала подлинной философией образования, концепцией целей и средств обучения, разительно отличающейся от доминировавшей в системе образования философии, которой учился сам Декарт. Нельзя давать знания готовом виде, процесс познания так же важен как и само знание. В этом смысле интересна запись о том, что школа могла бы дать молодому Декарту. «Я убежден, что если бы мне в юности преподали все истины, доказательства которые я потом нашел, если бы я познал их без всякого труда, я, может быть, никогда не приобрел бы той привычки и способности их находить, когда я стараюсь их отыскать, какими, я думаю, обладаю теперь» (Декарт Р. Рассуждения о методе)
Отрицание власти традиций и учителей становится центром картезианской философии и осуществляется на разных уровнях. Прежде всего, это отрицание чувств. Декарт, кажется, отвергает целиком интеллектуальную традицию схоластики и гуманизма, содержащую идею о том, что мы должны начать образование с мудрости древних и подчиниться власти тех, кто учит традиции. Если в философии Декарта имеются основные принципы образования, то их можно было бы сформулировать следующим образом: истинное образование можно получить лишь индивидуально, вне истории, вне традиции, вне школы. Для Декарта отрицание традиции и власти сопровождается, одновременно, утверждением мысли о том, что так называемое «истинное» познание доступно индивиду, не связанному традициями и предрассудками. В основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция Интуиция определяется следующим образом: «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция…» Интуиция, считает Декарт, сопровождается дедукцией. Знание невозможно постоянно черпать из книг или находить его в предписаниях власти; индивиду, стремящемуся к подлинному знанию необходимо иметь реальный опыт, который и становится основой интуитивного понимания предлагаемой истины или достоверности выводов, следующих из высказываемых предложений. Таким образом, обучение не может быть спортом, пассивным поглощением того, что сообщает учитель. Студент, не имеющий непосредственного фактического опыта, не имеет должного знания.
Истинное знание не может исходить ни от учителя, ни от традиции. Данный вывод имеет очевидные последствия для декартовской концепции образования. Истинное образование должно состоять не в передаче информации, программ, или догм, а в культивировании интеллекта. Декарт не ставил перед собою задачу создания школьного учебника по философии, он постарался лишь систематизировать основные принципы философствования и, тем самым, в полном объеме представить свое видение процесса образования, точнее самообразования. Декарт предлагает начать воспитание разума с практики поиска истины. Рекомендуя воспитывать ум, практикуясь в интуиции и дедукции, Декарт настраивает себя против двух характерных свойств схоластического образования предназначенных для упражнения ума: формальной логики и практики спора. Курс логики, основанный на «Органоне» Аристотеля, принял за многие столетия упрощенную форму и правила, он поддерживался многими поколениями педагогов и был центральной частью программы искусства образования. Он предварял изучение права, медицины или богословия в каждой школе Европы в начале XVII столетия. В том виде, в каком аристотелевская логика преподавалась в школах, она имела формальный и абстрактный характер. Изучение логики заключалось в запоминании многочисленных правил, дающих возможность студенту распознать достаточные и недостаточные силлогизмы. Хотя Декарт вынужден был скрывать свое отношение к формальной логике, так же, как и отношение к другим аспектам схоластической доктрины и практики, но очевидно, что он был настроен к ней крайне скептически. Прежде всего, Декарт доказывает, что тот вид логики, который преподается в школах, имеет чрезвычайно ограниченное применение. В отличие от его собственного метода, к которому Декарт иногда относится как к логике, аристотелевская схоластическая логика не может помочь нам в поисках новых истин, а может только упорядочивать старые истины, обнаруженные нами другими способами.
Практика диспутов, как и формальная логика, была центральным элементом схоластического образования в начале семнадцатого столетия. Согласно иезуитскому Ratio studiorum или «порядку образования», которым руководствовалось иезуитское образование во времена посещения Декартом колледжа Лафаншэ, студенты должны были регулярно упражняться в импровизациях, доказывая или опровергая предлагаемые тезисы. Поскольку цель диспута состоит в том, чтобы убедить в истине одну из несогласных сторон, акцент в выступлении, в основном, делается не на определенных, а на вероятных силлогизмах. Их употребление рассчитано не на определенность, т.е. не на отыскание истины, а на аплодисменты аудитории. Такой прием, доказывает Декарт в «Рассуждениях», только подрывает способность студента различить истину и замедляет развитие разума. Кроме того, студент, рассматривающий аргументацию как вид спортивных состязаний, будет фактически сопротивляться свету ума, если он будет противодействовать позиции, которую он обязан защитить. Наконец, в отличие от его программы обучения, которая ведет к уверенности, и, следовательно, к соглашению, практика диспута подталкивает только к конфликтам. Декарт надеялся на то, что в мире, в котором каждого студента учат развивать ум и искать только определенность, закончится несогласие и воцарится гармония. Философия образования Декарта начинается с развития ума, упражнений в практике поиска истины, приучения ума к согласию. По Декарту, если необходимо достичь реального знания, то мы должны изучить науки в определенном порядке: начать с метафизических основ своего «Я» и Бога, перейти затем к телесному и физике и завершить процесс образования практическими науками. Декарт, кажется, воображал себя властью, предлагающей нам отказаться от власти; автором, пишущим книги, рекомендующие нам, не читать книг. Декарт хорошо понимает этот парадокс. Его сочинение имеет все дидактические качества, свойственные другим учебникам той эпохи. Но декартовская индивидуальность, выраженная в других его сочинениях, – «Разыскание истины», «Рассуждения о методе», «Правила для руководства ума», – создает тип иного учителя.
Декарт играет роль учителя без всякого насилия над собственной философией образования, и ведет к отрицанию власти авторитетов. Он учит обращаться к себе и обнаруживать непосредственно для себя истину, которой он мог бы нас научить. _______________________________ В наиболее полной мере Декртовские принципы были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.
Весьма своеобразный педагогический опыт вышел из стен французских коллежей – знаменитой школы Пор-Рояля и учебных заведений католического ордена «Оратория». Создание и деятельность школ Пор-Рояля были вдохновлены гугенотами и католической конгрегацией янсенистов – последователей голландского теолога К. Янсения. Школы были учреждены и возглавлялись группой педагогов, известных в научном мире математиков и логиков – П. Николем (1625–1695), А. Арно (1612–1694), К. Лансело (1615–1695). Янсенисты считали, что ребенок – существо слабое, «раб страстей», чей «разум омрачен грехом», а «душа захвачена дьяволом уже в утробе матери». «Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться», – требовали школы Пор-Рояля, размещаемые вдали от городов и их суеты. Педагоги отвергали оценки как побуждающие к нездоровому соперничеству. Главное внимание в школе Пор-Рояля уделялось формированию рассудочного мышления, основанного на правильных суждениях здравого смысла. В целом школы Пор-Рояля и Оратории давали обширное и вполне светское образование. __________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|