Тема 2. История международного права. История науки международного права
Тема 2. История международного права. История науки международного права Вопрос 1. Проблема возникновения и периодизации истории международного права
В юридической литературе отсутствует единая точка зрения по вопросу о возникновении международного права. Существуют четыре основные точки зрения: 1) международное право возникло в период межплеменных отношений, т. е. приблизительно до XXX века до н. э. (Ф. Ф. Мартенс, Ч. Хайд, В. И. Кузнецов); 2) сторонники формационного подхода считают, что международное право появилось одновременно с государством, т. е. после XXX века до н. э. (Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов); 3) международное право возникло в конце средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств (Л. Опенгейм, И. И. Лукашук, Г. Г. Шинкарецкая). 4) известный английский исследователь Шарль де Вишер связывал возникновение международного права с появлением христианства (I век н. э. ). Однако, несмотря на различия в подходах, практически все исследователи согласны с тем, что прежде, чем стать всеобщим, международное право долгое время развивалось по отдельным регионам (Индия, Китай, Междуречье, Средиземноморье, долина Нила). И только с падения Западной Римской империи и даже с конца I тысячелетия н. э. международное право постепенно начало приобретать универсальный характер. В связи с разнообразными подходами к вопросу о возникновении международного права существуют и разные его периодизации. 1) В вышедшей в 1989 г. в ФРГ книге Г. Греве критерием периодизации был мировой лидер. Таким образом, выделялись следующие этапы развития международного права: испанский (1494-1648), французский (1648-1815), британский (1815-1919), период англо-американской гегемонии (1919-1944), период американо-русского соперничества и вызревания III мировой войны.
2) В " Энциклопедии международного публичного права", изданной в Амстердаме в 1987 г., предлагается следующая периодизация: период с древности до Первой мировой войны, период между двумя мировыми войнами, период после Второй мировой войны. Т. е. критерием периодизации считались мировые войны. 3) Большинство ученых-международников составляют периодизацию по отдельным наиболее значимым в мировой истории событиям: 1) до падения Западной Римской империи в 476 г., 2) от 476 г. до Вестфальского мира 1648 г., 3) от 1648 г. до Гаагских конференций мира начала ХХ в., 4) с 1914 г. до окончания Второй мировой войны; 5) период после 1945 г.
Вопрос 2. Международно-правовые нормы в правовой системе России. Развитие науки международного права в России Вопрос о том, когда международно-правовые нормы стали частью системы права России, является дискуссионным. Так, Д. И. Каченовский считал, что «Россия, несмотря на тысячелетие своего существования, вступила в международный союз только со времени Петра Великого. До конца XVII века мы избегали постоянных сношений с Европой и вели жизнь одинокую». Учёный объяснял это несколькими причинами: «Народ русский нашёл у себя дома все средства к удовлетворению первоначальных или насущных потребностей; притом же невежество, внутренняя борьба и чужеземное иго заставили Московское государство надолго уединиться». Однако географическая отдалённость и погружённость во внутренние проблемы не означали развитие норм международного права. Русь, а затем Россия всегда являлась участницей международных отношений. Уже в Русской Правде иностранцы фактически были уравнены в правах с русичами (статья 1, 11 Краткой редакции). Когда шла борьба двух направлений – либо должен был произойти раздел мирового океана (Венеция, Генуя, Англия, Испания), либо должна была быть провозглашена свобода судоходства и рыболовства в открытом море (Франция, Нидерланды), Россия поддержала второе. Царь Фёдор Иоаннович в письме английской королеве Елизавете I писал: «Божию дорогу океан-море, как можно перенять, унять или затворить».
Окончательно международно-правовые нормы стали элементом системы права России в середине XVII века. Вестфальский мир 1648 г., положивший конец Тридцатилетней войны в Европе, провозгласил новые принципы межгосударственных отношений, такие как независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Московское государство вступило в Тридцатилетнюю войну, поэтому Вестфальский договор имел большое значение и для международно-правового статуса России. В нём «впервые в международной практике Западной Европы фигурирует и Московская Русь в качестве общепризнанного участника международного общения». К середине XVII века в России появилось и первое научное осмысление вопросов международного права. Юрий Крижанич, учёный хорват, побывавший в России, в своих работах «Политичне думы» и «Разговоры о владательству» высказал ряд интересных суждений по международно-правовой проблематике, и, в частности, предложил теорию международной федерации. Эти работы Юрия Крижанича оказали большое влияние на Петра I. Именно поэтому в петровскую эпоху в России было переведено и напечатано сочинение С. Пуфендорфа и предпринята попытка перевести на русский язык Г. Гроция. Сам Пётр I и дипломат Шафиров в 1716 г. составили «Рассуждения, какие законные причины его величество …к начатию войны имело» - «первую оригинальную работу по международному праву на русском языке». В XVIII веке Россия уже выступала в роли арбитра в международных спорах. Например, так было на Тешенском конгрессе 1779 г., завершившем войну между Австрией и Пруссией за баварское наследство. В конце XVIII – начале XIX вв. в России началось и научное осмысление международно-правовых вопросов. В 1764 г. в Санкт-Петербурге в свет вышла работа В. Т. Золотницкого «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества», а в 1803 г. «Рассуждения о мире и войне» В. Ф. Малиновского. Наука международного права в России XIX – начала XX сыграла выдающуюся роль в формировании новых норм международного права.
Насколько далеко наука международного права продвинулась за XIX век показывает сравнительный анализ учебников разных лет. Если в 1847 г. Игнатий Иакинфович Ивановский в Александровском лицее преподавал «Право народов и дипломатию» (понятие о праве народов, история права народов, самостоятельность государства, взаимные отношения государств, права территориальные, торговля неграми, права на обязательства, право трактатов, право войны) и говорил, что «лучшее название было бы право международное, но, к сожалению, оно не вошло в употребление», то в конце XIX века в рамках курса международного права уже рассматривались понятие международного права, условия его существования, источники, область применения, субъекты международного права, государственная территория и международные пути сообщения, положение частных лиц в международной сфере, международные договоры, представительство государств в международной сфере и органы международного общения, споры между государствами и способы их разрешения. В XIX веке в юридической науке, как уже указывалось выше, появилось направление, выделявшее наравне с публичным и частным правом общественное право (Георг Пухта, Фридрих Карл Савиньи, Роберт фон Моль, Генрих Аренс, В. Н. Лешков и другие исследователи). Оно возникает независимо от государства для осуществления разных целей родов, сословий, религиозных общин и т. д. Развитие теории общественного права повлекло за собой развитие двух направлений в науке международного права. Первое – отрицало саму идею международного права. Например, немецкие юристы Ф. и А. Цорны, А. Лассон считали, что международное право правом не является, а в лучшем случае является международной моралью. Однако в России это направление не прижилось.
Второе направление, напротив, не только не отрицало международное право, но и пыталось более точно определить его место в юриспруденции. Несмотря на то, что идея общественного права, на первый взгляд, не касалась международного права, конституционалисты и юристы-международники развили её и применили к области международного права. Известный специалист в области государственного права Ф. Ф. Кокошкин в 1912 г. писал: «Союзов, имеющих свои особые правопорядки, чрезвычайно много. Но, если взять из них лишь те, которые имеют особо важное значение в жизни человечества, и право, которое служит преимущественно предметом изучения для юридической науки, а именно: государство, церковь и международный союз, то ограниченную таким образом область правовых явлений можно разделить на три отдела: право государства (публичное и частное), право церковное и право международное». То есть международный союз, мировое сообщество выступали источником правовых норм. Однако в дальнейшем пути русских юристов-международников отчасти разошлись. Ф. Ф. Мартенс, П. Е. Казанский, Н. М. Коркунов при всём различии их взглядов были сторонниками позитивистского подхода. Т. е. они признавали за государствами право устанавливать через договорные отношения международно-правовые нормы. Именно эта позиция стала господствующей в советский период. Д. И. Каченовский, И. А. Ивановский, Л. А. Камаровский, В. А. Уляницкий понимали международного право с точки зрения социологической юриспруденции. Так, Д. И. Каченовский показывал, что международное право является всеобщим общественным правом: «Международное право есть произведение всемирной гражданственности… Всё, что создано бессмертного, прочного, великого на земле, создано общими трудами человечества. От него исходит и великий закон просвещенного мира, известный под именем международного права». И. А. Ивановский определял союз международный как наивысшую форму правового общения между людьми, когда мировое сообщество вырабатывает нормы «общественного» права, приемлемые для всех народов. Наивысшую точку в осознании социального назначения международного права XIX – начала XX вв. представляют труды Л. А. Камаровского (1846-1912) и В. А. Уляницкого (1854-1920). Они отмечали: «По характеру лиц и интересов, ими защищаемых, современное международное право складывается в три больших области: 1) публичное международное право, имеющее своим предметом охрану интересов государств в целом; 2) частное международное право, охраняющее права и интересы частных лиц в мировом гражданском обороте; 3) социальное, охраняющее собственно общественные интересы, т. е. такие, которые хотя и касаются частных лиц, но относятся, главным образом, к обществу в целом и при том не с его политической стороны (соединение государств в унии по специальным вопросам, как, например, союзы: почтовый, телеграфный, литературный и т. п. )». Таким образом, социальному международному праву придавался самостоятельный статус.
Источниками международного права в XIX – начале XX вв. являлись: международные обычаи, международные договоры, решения международных судов (призовых судов, международных третейских судов или смешанных судов – например, в 1874 г. в Египте был создан международный суд из европейцев и представителей местного населения), национальное законодательство различных государств, решения национальных судов, в которых затрагивались вопросы международного частного права, доктринальные источники. В XIX – начале XX вв. Россия являлась творцом многих международных норм и инициатором заключения международных договоров, активным участником международных конгрессов XIX – начала XX вв. (Парижского 1856 г., Берлинского 1878 г., Гаагской конференции мира 1899 г. ). Российские юристы-международники, такие как Ф. Ф. Мартенс, Л. А. Камаровский имели всемирную известность. Например, в некрологе Ф. Ф. Мартенса говорилось, что только в рамках работы в Институте международного права – неофициальном научном сообществе, созданном в 1873 г., он участвовал в разработке резолюций по вопросу об упорядочении судопроизводства в консульских судах на Востоке (1881-1882 гг. ), о плавании по международным рекам (1887 г. ), о международном учреждении для опубликования договоров (1892 г. ). В 1904 г. в качестве члена Института международного права Ф. Ф. Мартенс получил Нобелевскую премию мира. Он писал по этому поводу барону Э. Ю. Нольде: «… я знал, что моя кандидатура была поставлена моими зарубежными друзьями и почитателями… Во всяком случае могу Вас уверить, что теперь … получение этой премии мира, я считаю свою карьеру оконченной и «уважаемой» и больше ничего не желаю». Естественно, что признание заслуг Ф. Ф. Мартенса было признанием и заслуг России на международной арене. Россия стала инициатором проведения Второй Гаагской конференции мира в 1907 г., на которой были кодифицированы законы и обычаи войны, что имело огромное значение в условиях приближения Первой мировой войны. Обычно считается, что Россия в своем правовом развитии отставала от западных стран. Однако, начиная со второй половины XVIII века, Россия внесла большой вклад в становление международно-правовых стандартов в разных сферах. Например, Н. И. Пристанскова в своей монографии о правовом регулировании врачебно-санитарной деятельности в XIX – начале XX вв. сделала вывод о том, что «врачебно-санитарное законодательство России не только аккумулировало в себе все новейшие разработки международно-правовой мысли, но и являлось в свою очередь источником идей, обоснованных решений наболевших вопросов, возникавших во врачебной практике в Европе и за ее пределами, опережая порой европейские государства в поиске оптимальных путей противодействия эпидемическим заболеваниям». Однако этот процесс был прерван в 1917 г. Как отмечает Г. С. Стародубцев, «лишь небольшая группа российских юристов-международников восприняла идеи Октября либо с ними смирилась. К ним можно отнести профессоров Юрьевского и Казанского университетов В. Э. Грабаря и Л. А. Шаланда, Демидовского юридического лицея в Ярославле Н. Н. Голубева, а также молодых начинающих учёных – Е. А. Коровина, В. Н. Дурденевского, А. М. Ладыженского и других». Первым международно-правовым документом Советского государства стал Декрет о мире, принятый 26 октября 1917 г. Правда, он представлял собой исключительно «программный документ». Были опубликованы тайные международные договоры царского правительства. В первые годы Советской власти была заложена новая концепция развития международного права: «открещивание» от принципов буржуазного международного права и попытка создать «новое международное право», делящее мир на «своих» (социалистических) и «чужих» (капиталистических). Дореволюционное понимание международного права как «юридической стороны цивилизации, т. е. примирения потребностей различных государств, из которых слагается международное общежитие» было признано ошибочным. Можно сказать, что эта тенденция продолжалась вплоть создания ООН в 1945 г. и окончательно была преодолена в 60-е гг. ХХ века, когда реальная угроза Третьей мировой войны заставила государства разных систем признать общепризнанные принципы нормы международного права в качестве одних из главных достижений и ценностей человечества. Советское международное право имело ряд особенностей. Во-первых, советская юриспруденция признавала деление международного права публичное и частное, тогда как во внутригосударственном праве этот подход отвергался. Во-вторых, система источников международного права была закреплена в Статуте Международного Суда ООН. Согласно статье 38, «1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. 2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны». Естественно, что СССР с 1945 г. года был членом ООН и участником Статута Международного Суда ООН. Однако в Советском Союзе эта система представлялась несколько иначе. На первом месте стояли международные договоры, на втором – обычаи (при том, что во внутригосударственном праве обычай источником права не считался), затем – решения международных организаций, законодательство и практика отдельных государств, принципы международного права, а также кодификация международного права. Доктринальные источники не упоминались. В-третьих, по сравнению с дореволюционным периодом статус международного права как науки и учебной дисциплины резко понизился. В-четвертых, международное право резко отличалось от внутригосударственного, основанного, как правило, на жесткой иерархии субъектов права. «Международная правовая система, - писал известный советский теоретик права Л. С. Явич, - не опосредует вертикальных отношений, не регулирует отношений власти-подчинения, и в этом одна из особенностей международного права». В-пятых, понятие международного права, его назначения не было неизменным. Практически до 60- гг. в доктрине советского международного права господствовала концепция А. Я. Вышинского. Например, в 1947 г. давалось следующее определение международного права: «Международное право есть совокупность норм, которые регулируют отношения между государствами, выражают волю господствующих классов этих государств и обеспечиваются принуждением, осуществляемым государствами, индивидуально или коллективно». Таким образом, значительное место отводилось элементу принуждения в международном праве. В 60-е гг. ХХ века эта концепция была пересмотрена. Так, в учебнике под редакцией Ф. И. Кожевникова было дано следующее определение международного права: «Современное международное право имеет главным своим содержанием общепризнанные принципы и нормы, призванные регулировать самые разнообразные отношения между субъектами международного общения на основе и в целях действенного обеспечения международного мира, и прежде всего мирного сосуществования в одних случаях и социалистического интернационализма – в других». Как видно из данного определения после Карибского кризиса изменились акценты и приоритеты. Принцип мирного сосуществования заменил собой жесткий классовый подход. В период «перестройки» международному праву стало уделяться больше внимания. Так, в классическом 7-томном советском «Курсе международного права» отмечался «рост значения международного права» в связи с тем, что «чем теснее становится мир, тем заметнее необходимость взаимосогласованного нормативного регулирования происходящих в нем процессов». Постепенно стало исчезать деление субъектов международного права на дружественных (социалистические государства) и идейно враждебных (большинство стран капиталистического мира). Это меняло как само понятие международного права, так и представления о его системе: «… общепризнанные принципы и нормы международного права, созданные на основе мирного сосуществования, - писали советские юристы-международники в 1986 г., - объединяют государства всех типов и разновидностей. Лишь в этом единстве система международного права способна закономерно развиваться, будет динамичной и сохранять структуру». Началось изучение развития международного права. В 1990 г. вышла долгожданная монография Ю. Я. Баскина и Д. И. Фельдмана «История международного права». Они позволили «показать место и роль международного права в мировом историческом процессе, в развитии мировой культуры, а также социальную обусловленность ценностей, защищаемых международным правом. Само международное право в этом контексте рассматривается как элемент социальной памяти, посредством которой осуществляется процесс общечеловеческого познания. Именно с конца 80-х гг. начался процесс превращения международно-правовых норм в один из важнейших элементов системы права России, каким он является в настоящее время. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 г., «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации, также как и в других странах, признающих приоритет международного права над внутригосударственным, одной из целей любого закона и законодательства в целом является соответствие международно-правовым нормам. На современном этапе изменилось и отношение к мнениям и высказываниям выдающихся юристов как источнику международного права. Сегодня отношение к доктринальным источникам международного права является сложным. Современное международное право выдвигается на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являясь необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|