Вопрос 3. Особенности правопреемства в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов
Вопрос 3. Особенности правопреемства в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов Вопросы о правопреемстве возникают в следующих случаях: · при распаде государства на два и более государств (1991 г. – СССР, 1992- Югославия, 1993 – Чехословакия и т. д. ); · при слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав другого (1989 г. – объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики); · при социальных революциях («Арабская весна» 2010-2011 гг. в Тунисе, Египте и т. д. ); · при отделении от «материнского» государства и образовании новых независимых государств. достижение независимости Эритреи от Эфиопии. Так, международно-правовое признание Эритреи зависело от согласия на это со стороны Эфиопии. По соглашению с эфиопским правительством 23-25 апреля 1993 г. в Эритрее был проведен референдум, на котором за независимость высказалось практически все ее население. 24 мая 1993 г. Эритрея официально была провозглашена независимой, а 28 мая 1994 г. она была принята в члены ООН. Виды правопреемства государств включают: · правопреемство государств в отношении договоров; · правопреемство государств в отношении государственной собственности; · правопреемство государств в отношении государственных архивов; · правопреемство государств в отношении государственных долгов. Объектом правопреемства выступают: · международные договоры; · государственная собственность, долг, архивы; · границы; · членство в международных организациях. Правила правопреемства по отношению к международным договорам:
- если создается новое независимое государство, то в действие вступает принцип «чистой доски» (tabula rasa), в соответствии с которым страна не связана договорами, которые были заключены бывшими державами. Однако новая страна может становиться членом любого многостороннего договора, имевшего силу на территории правопреемства. Это осуществляется с помощью уведомления о правопреемстве; - в случае, когда часть территории страны становится частью территории другой страны, то в отношении нее происходит, с одной стороны, утрата силы договоров государства-предшественника, которые касаются территорий правопреемства, с другой стороны - приобретение силы договоров преемника в отношении территорий, которые являются объектом правопреемства (исключением являются случаи, когда из договора ясно или в нем установлено, что использование данного договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями договорных отношений, что коренным образом меняет условия его действия); - если происходит объединение двух или нескольких стран, то осуществляется переход прав и обязательств по их договорам к правопреемнику. Это предусмотрено для случаев, если сторонами не установлено иного и если это не вступает в противоречие с объектом и целями договора; - если происходит отделение части территории и она присоединяется к другой стране, то предшествующие договоры продолжают быть в силе и для государства-правопреемника. Правила правопреемства в отношении государственной собственности и государственных долгов (на примере бывших республик Советского Союза) В случае объединения государств их государственная собственность суммируется. В случае разделения государств недвижимое и движимое имущество остаются там, где они находились на момент распада государства. Наибольшие проблемы возникают с государственной собственностью за рубежом. Так, движимая и недвижимая собственность бывшего СССР за пределами его территории, инвестиции, находящиеся за рубежом, были распределены в соответствии с разработанной шкалой фиксированных долей в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика - 1, 64 %; Республика Армения - 0, 86 %; Республика Беларусь - 4, 13 %; Республика Казахстан - 3, 86 %; Республика Кыргызстан - 0, 95 %; Республика Молдова - 1, 29 %; Российская Федерация - 61, 34 %; Республика Таджикистан - 0, 82 %; Туркменистан - 0, 7 %; Республика Узбекистан - 3, 27 %; Украина - 16, 37 %. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4, 7 %.
В таких же процентах был разделён государственный долг СССР. Правила правопреемства в отношении государственных архивов В статье 20 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. определено, что под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей. Когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией — объекта правопреемства — должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28). Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|