Тема 5. Основные субъекты международного права
Тема 5. Основные субъекты международного права Вопрос 1. Международная правосубъектность и её элементы Говоря о субъектах, нельзя не затронуть вопрос и правосубъектности, т. е. способности выступать субъектом. Международная правосубъектность включает в себя три элемента: - международную правоспособность – способность субъекта в международном праве обладать правами и нести обязанности. Для различных субъектов она возникает в разное время. Правоспособность у государства наступает с момента его образования. Для народов и наций, борющихся за независимость, правоспособность наступает в момент признания народа независимым. Для международных организаций правоспособность вступает в силу с момента подписания учредительных документов; - международную дееспособность – способность своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами международного права; - международную деликтоспособность – способность субъекта на самостоятельной основе отвечать за совершение им правонарушений международного характера. Международная правосубъектность может быть: а) общей, ею обладают, как правило, государства, имеющие права выступать субъектами любых международных отношений; б) отраслевой, т. е. участники международных правовых отношений наделены правом выступать в роли субъектов только в определенной отраслевой сфере интернациональных взаимоотношений; в) специальной. Например, физические лица могут выступать субъектами международного права только в сфере международного правосудия по защите своих прав.
Вопрос 2. Классификация субъектов международного права
Субъекты международного права (акторы) – это участники международных отношений, имеющие права и обязанности и способные брать на себя ответственность международно-правового характера за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых под свою ответственность обязательств и за нарушение норм международного права. К субъектам международного права относятся: 1) государства, признаками которых являются наличие территории, населения, проживающего на этой территории, публичной власти и суверенитет, 2) государствоподобные образования. В современном мире это, прежде всего, Ватикан и Мальта (Мальтийский орден), 3) народы и нации, борющиеся за независимость. Это народы, проживающие на официально признанных зависимых территориях (остров святой Елены по отношению к Великобритании, Бермудские острова по отношению к Великобритании, Американский Самоа по отношению к США, Новая Каледония по отношению к Франции и т. д. ); 4) межправительственные организации международного характера (ООН, Лига Арабских Государств, Шанхайская Организация Сотрудничества и т. д. ); 5) физические лица, но только когда обращаются в международные суда по защите своих прав. Например, жалоба при обращении в Европейский Суд по правам человека имеет название: фамилия конкретного лица – истца против государства, которое по мнению заявителя нарушило его право. Существует также классификация акторов на: - основные или независимые (государства, государствоподобные образования, народы и нации, борющиеся за независимость); - производные или второстепенные (межправительственные организации). Тема 6. Признание государств и вопросы правопреемства Вопрос 1. Международно-правовое признание
Международно-правовое признание – это акт государства, которым констатируется возникновение нового актора и с которым данное государство желает установить дипломатические или иные основанные на международном праве отношения.
В истории международного права есть так называемые моментальные признания (признание Российской Федерации независимости Абхазии и Южной Осетии) и долгие признания (США признали Советскую Россию только в 1933 г. ). Существует три вида международно-правового признания: - de facto – это когда между государствами нет дипломатических отношений, но при этом могут быть финансовые, торговые, культурные, они могут работать совместно в рамках международных организаций; - de jure – это признание, выраженное в официальных актах (правительственных телеграммах, резолюциях межправительственных организаций и т. д. ); - ad hoc – это временное, разовое признание для конкретного случая. При признании государств существуют две теории: 1) конститутивная теория (Л. Оппенгейм, Д. Анцилотти, Г. Кельзен и другие) – если нет признания, то нет и субъекта международного права; 2) декларативная теория (Ф. Ф. Мартенс, Л. А. Моджорян и подавляющее большинство юристов-международников) – признание лишь констатирует возникновение нового государства, которое может возникнуть в результате социальной революции, в ходе национально-освободительной борьбы, слияния или разъединения нескольких государств. При признании правительств применяются две доктрины: - доктрина Карлоса Тобара, министра иностранных дел Эквадора в начале ХХ века, согласно которой нельзя признавать правительство, пришедшее к власти в результате революции или государственного переворота; - доктрина Хенаро Эстрады, министра иностранных дел Мексики в 1930-е гг., согласно которой основным критерием признания правительства должен быть не способ его прихода к власти, а эффективность и законность предпринимаемых им мер. Признание национально-освободительных движений осуществляет в лице органов, возглавляющих борьбу (например, Организация Освобождения Палестины).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|