Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Василий Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Перов.

Тройка. Ученики мастеровые везут воду. Фрагмент. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Перов.

Последний кабак у заставы. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

внимательно глядит на зрителя и, ка­жется, сейчас вступит в разговор.

Фёдор Михайлович Достоевский (1872 г. ) показан иначе. Руки сцеп­лены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущ­ности, обращён внутрь себя (в этот период писатель работал над рома­ном «Бесы»). В облике Достоевского подчёркнута почти болезненная на­пряжённость.

Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьёзной идейной или социальной нагрузки.

Перов изображал ничем не примеча­тельных людей, поглощённых лю­бимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870 г. ), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охот­ники на привале», 1871 г. ). Позы, жесты и мимика этих героев кажут­ся немного нарочитыми.

Перов превосходно отразил в со­зданных им произведениях нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влия­ние и на современное, и на после­дующие поколения художников.

Василий Перов.

Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Перов.

Охотники на привале. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ИВАН КРАМСКОЙ

(1837—1887)

Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разно­чинца: он родился в маленьком го­роде Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхкласс­ное училище, был переписчиком,

подмастерьем иконописца, ретушё­ром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал мно­жество портретов, из которых наи­более интересен автопортрет 18б7 г. К зрителю повёрнуто некрасивое, но

БЫТОВОЙ ЖАНР ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Глав­ной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).

Старшим из передвижников, рабо­тавшим в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Произведение, принёсшее ему наи­больший успех, — «Земство обедает» (1872 г. ) (земство — выборный орган местного самоуправления в Россий­ской империи). Художник отказался здесь от прямого противопоставления участников земского собрания: кресть­ян и господ — на последних намекает лишь лакей, моющий посуду в помеще­нии за открытым окном. Крестьяне же,

Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

степенно расположившиеся у стены, за­няты собственной скудной трапезой. Они представляют главный интерес для мастера, создавшего в этом полотне целую галерею образов деревенских жителей.

Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьян­скую свадьбу» (1875 г. ). Сюжет выбран на редкость удачно: показаны яркие сто­роны народного быта — свадебный об­ряд и вера в колдовство. Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к про­изведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства. К тому же на всём лежит некий отблеск страш­ной сказки. Колдуна, похоже, не пригла­шали, теперь ему спешат угодить, а он смотрит с мрачным торжеством. Игра

умное и волевое лицо с присталь­ным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночин­ца 60-х гг. Именно так, по воспоми­наниям художника Ильи Ефимови­ча Репина, и выглядел в то время

Крамской: «Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и учителей».

Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне» (1872 г. ).

*Разночинцы — в конце XVIII—XIX вв. образованные люди, происходившие не из дворян, а из других сословий: духовенства, купе­чества, крестьянства и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...