Василий Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. Фрагмент. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Перов. Последний кабак у заставы. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор. Фёдор Михайлович Достоевский (1872 г. ) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращён внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»). В облике Достоевского подчёркнута почти болезненная напряжённость. Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьёзной идейной или социальной нагрузки. Перов изображал ничем не примечательных людей, поглощённых любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870 г. ), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охотники на привале», 1871 г. ). Позы, жесты и мимика этих героев кажутся немного нарочитыми. Перов превосходно отразил в созданных им произведениях нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние и на современное, и на последующие поколения художников. Василий Перов. Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Василий Перов. Охотники на привале. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. ИВАН КРАМСКОЙ (1837—1887) Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разночинца: он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхклассное училище, был переписчиком,
подмастерьем иконописца, ретушёром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов, из которых наиболее интересен автопортрет 18б7 г. К зрителю повёрнуто некрасивое, но БЫТОВОЙ ЖАНР ПЕРЕДВИЖНИКОВ В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Главной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы). Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Произведение, принёсшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г. ) (земство — выборный орган местного самоуправления в Российской империи). Художник отказался здесь от прямого противопоставления участников земского собрания: крестьян и господ — на последних намекает лишь лакей, моющий посуду в помещении за открытым окном. Крестьяне же, Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. степенно расположившиеся у стены, заняты собственной скудной трапезой. Они представляют главный интерес для мастера, создавшего в этом полотне целую галерею образов деревенских жителей. Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г. ). Сюжет выбран на редкость удачно: показаны яркие стороны народного быта — свадебный обряд и вера в колдовство. Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к произведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства. К тому же на всём лежит некий отблеск страшной сказки. Колдуна, похоже, не приглашали, теперь ему спешат угодить, а он смотрит с мрачным торжеством. Игра
умное и волевое лицо с пристальным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночинца 60-х гг. Именно так, по воспоминаниям художника Ильи Ефимовича Репина, и выглядел в то время Крамской: «Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и учителей». Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне» (1872 г. ). *Разночинцы — в конце XVIII—XIX вв. образованные люди, происходившие не из дворян, а из других сословий: духовенства, купечества, крестьянства и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|