Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Алексей Саврасов.

Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Алексей Саврасов.

Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Алексей Саврасов.

Дворик. Зима. Конец 70-х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поезд­ку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академи­ком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к мону­ментальным композициям выделяют его среди других русских пейза­жистов.

Настоящую славу Шишкину при­несла картина «Сосновый бор. Мач­товый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском ис­кусстве художник показал не опуш­ку леса и не вид на лесные дали, а ве­личавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни вы­писаны с наблюдательностью учёно­го-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сто­ронам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре кар­тины, которую поддерживает верши­ной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на вы­соко висящую борть (улей).

Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных мес­тах. На картине «Рожь» (1878 г. ) он написал сказочной высоты коло­сья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их

Иван Шишкин.

Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Общество поощрения художников (1821 — 1875 гг.; в 1875-1929 гг. - Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

Иван Шишкин.

Утро в сосновом лесу. 1889 г.

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца со­здают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г. ) Шишкин создал вместе

с другом, художником Констан­тином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тре­мя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор

Фёдор Васильев.

Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фёдор Александрович Васильев (1850—1873) закончил Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался сове­тами Шишкина и по­кровительством Крам­ского. Его произведения («Оттепель», 1871 г.; «Мокрый луг», 1872 г.; «В Крымских горах», 1873 г. ) свидетельству­ют о незаурядном даро­вании, не успевшем полностью раскрыться из-за ранней смерти ху­дожника.

написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину твор­ческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне че­ловеческие отношения: дети балуют­ся, а мама ворчит.

Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхожде­нию, был сапожником. Куинджи не получил систематического художест­венного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазов­ского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, бу­дущими передвижниками, художник много работал на природе.

В 1873 г. Куинджи написал карти­ну «На острове Валааме». Ещё неза­конченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редки­ми деревьями справа окаймлена озе­ром. От горизонта надвигается тём­ная мгла, поглощая дальний лес.

Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с перели­вами, напоминающими сияние дра­гоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были пока­заны так прекрасно и странно.

На деньги, уплаченные за это про­изведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских жи­вописцев барбизонской школы.

В своих работах художник преж­де всего стремился передать осве­щение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г. ) тонет в сумраке, последние солнечные лучи осве­щают белые хаты на тёмном при­горке среди садов.

Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произ­ведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г. ). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг — изумруд-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...