Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Ге.

Голгофа. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

читал. Вернувшись к живописи, ху­дожник опять обратился к евангель­ской теме. Теперь его полотна похо­дили на страстную проповедь.

На картине «Что есть истина? » (1890 г. ) измученный Христос, сто­ящий со связанными руками перед Понтием Пилатом, римским прави­телем Иудеи, угрюм и сосредоточен. Он только что произнёс в ответ: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. Этот рим­лянин с мощной фигурой и свобод­ными движениями уверен в себе, его жест выглядит издевательским. Дра­матический конфликт выражен от­чётливо, резко и психологически убедительно.

В центре недописанной картины «Голгофа» (1893 г. ) — Христос и два разбойника. Сын Божий в отчая­нии закрыл глаза, откинул назад голову. Слева от Него нераскаявший­ся преступник со связанными рука­ми, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа юный раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими маз­ками написаны лиловая одежда Христа и тёмно-жёлтая — раскаявше­гося разбойника, белая плоская вер­шина Голгофы, синие тени.

Ге нередко упрекали, что он пре­небрегал формой: злоупотреблял контрастами красок, света и тени. Возможно, это были поиски новой формы, способной выразить страсть, которая вела художника: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа... Я заставлю их рыдать, а не умиляться... ». При этом идея, которая воодушевля­ла Ге, была нравственной, а не рели­гиозной. Он, по словам А. Н. Бенуа, видел Христа «скорее каким-то упря­мым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей и подающим людям пример, как страдать и умирать, нежели пророком и Богом». До кон­ца жизни Николая Ге вдохновляла на­дежда на то, что с помощью искусст­ва человек может прозреть, а мир — исправиться.

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В творчестве художников-передвиж­ников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теп­лотой изображали различные угол­ки русской природы.

Один из родоначальников русско­го реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспи­тавшего его училища. Саврасов мно­го путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Това­рищества передвижных выставок

На первой выставке передвижни­ков Саврасов представил произведе­ние, сразу принёсшее ему извест­ность, — «Грачи прилетели» (1871 г. ). Необычайно светлая по ко-

*Иудея - в 6-395 гг. древнеримская провинция в Южной Палестине, образо­ванная на территории древ­нееврейского Иудейского царства после присоедине­ния его к Римской империи.

лориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Ху­дожник показал начало весны в за­холустном уголке Костромской гу­бернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, спра­ва лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосив­шийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не ожив­ляют убогого вида: их тёмные силу­эты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.

Прекрасна здесь только сама жи­вопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёл­того, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет про­странство картины, вызывая ощуще­ние пробуждающейся природы.

На полотне «Просёлок» (1873 г. ) Саврасов изобразил раскисшую мок­рую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

Поздние маленькие этюды ху­дожника написаны лёгкими свобод­ными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70-х гг. ), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными по­стройками, и утиное семейство, гре­ющееся на зимнем солнышке.

«Он сумел отыскать в самом про­стом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто пе­чальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейза­же и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Иса­ак Ильич Левитан.

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в се­мье образованного и влиятельного купца. После окончания Московско­го училища живописи, ваяния и зод­чества, а затем Академии художеств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...