Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иван Крамской. Неизвестная. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. НИКОЛАЙ ГЕ. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Иван Крамской.

Неизвестная. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ко надменность, но и грусть, затаён­ную драму.

Крамской сыграл очень важ­ную роль в художественной жизни 70—80-х гг. Он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколь­ко устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, ко­торое отражало бы реальную жизнь. Иван Николаевич Крамской писал: «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но... как сделать, чтобы не растерять по до­роге драгоценнейшее качество ху­дожника — сердце? ».

НИКОЛАЙ ГЕ

(1831—1894)

Николай Николаевич Ге был пра­внуком французского эмигранта, но родился в уже обрусевшей семье.

Он закончил киевскую гимназию, некоторое время учился в Киевском, а затем в Петербургском универси­тетах. Позднее Ге понял, что главное, чем он хочет заниматься в жизни, — живопись, и поступил в Академию художеств. Конкурсная работа при­несла молодому художнику Боль­шую золотую медаль и дала возмож­ность поехать за границу.

В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863 г. ). Художник выбрал сюжет, к которому обраща­лись многие мастера прошлого. Од­нако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих ря­дом, предаст Его, Ге изобразил мо­мент разрыва Иуды с Христом. Рез­ким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжён­ный конфликт подчёркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим

Николай Ге. Тайная вечеря. 1863 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

силуэтом Иуды. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени; поднялся по­трясённый Пётр, страдание написа­но на лице юного Иоанна, нахму­рился возлежащий Христос.

Создавалась эта работа основа­тельно, в ней чувствуется убеди­тельность деталей. Картина была восторженно встречена в России.

Вернувшись на родину, Ге обра­тился к русской истории и на первой же выставке передвижников показал картину «Пётр I допрашивает царе­вича Алексея Петровича в Петерго­фе» (1871 г. ). По одну сторону сто­ла сидит Пётр, в простой одежде, без парика, в высоких сапогах; лицо его, обращённое к сыну, искажено гневом. По другую — стоит царевич, бледный, долговязый, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея — робость, тщедушие, безволие. Художник стре­мился к психологической и истори­ческой достоверности, к точности и простоте. «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно постав­ленные фигуры, должен будет со­знаться, что он был свидетелем од­ной из... потрясающих драм... » — так оценил картину писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Ге был отличным портретистом; ещё в Италии он создал портрет пи­сателя и философа Александра Ива­новича Герцена (1867 г. ), одно из лучших своих произведений. Сам писатель назвал его шедевром. И в портретах, написанных в России в последующие годы, художнику уда­лось передать сложность, напря­жённость душевной жизни своих героев — историка Николая Ива­новича Костомарова (1870 г. ), писа­телей М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872 г. ), Л. Н. Толстого (1884 г. ) и многих других. Художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа писал: «Его портреты так му­чительно думают и так зорко смот­рят, что становится жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, но... самая изнанка — загадочная, мучи­тельная и страшная — вся в них от­крыта наружу».

В 80-х гг. Ге пережил серьёзный духовный кризис. На несколько лет он совсем отошёл от творчества, по­селился на украинском хуторе, за­нимался хозяйством, размышлял,

Николай Ге.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

* Алексей Петрович (1690—1718) —сын Петра I. Он примкнул к оппозиции Петровским реформам, бе­жал за границу, был возвра­щён и осуждён на казнь. Умер в тюрьме.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

(1817—1900)

Иван Константинович Айвазовский, сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств с Большой золотой медалью. Ещё студентом он выбрал основной темой сво­его творчества морской пейзаж. К двадцати пяти годам Ай­вазовский приобрёл европейскую славу, в двадцать семь лет стал живописцем Главного Морского штаба, в двадцать девять — профессором. Художник написал около шести ты­сяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал чле­ном академий разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посе­щал его мастерскую.

В тридцать один год Айвазовский поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал лучшие произведения, самое известное среди которых — «Девятый вал» (1850 г. ).

Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на об­ломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивитель­ным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Выдающаяся работа Айвазовского — «Чёрное море» (1881 г. ). Одну половину картины занимает небо, другую — волнующаяся вола. Здесь показаны не только форма и цвет волн, но и бег облаков, поэтическая тоска одиночества, уси­ленная крошечным парусом, исчезающим на горизонте.

Художник часто писал по памяти и мог создать карти­ну за два часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные све­товые эффекты. Всю жизнь он оставался верен романти­ческому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

Айвазовский обладал талантами архитектора, музыкан­та, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античны­ми драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...