Основные принципы расчета сил и средств для тушения пожаров
Интенсивность подачи огнетушащих составов. Ею называется количество огнетушащего состава, подаваемого в единицу времени на единицу площади, объема или периметра пожара, в связи, с чем она может быть поверхностной, объемной или линейной. Помимо этого, в зависимости от способа тушения и вида применяемого огнетушащего состава интенсивность подачи его может быть объемной, когда состав рассчитывают в объемных единицах физических величин [л/(м- с);м3/(м2- с); м3/(м3- с)], и массовой, когда состав рассчитывают в массовых единицах физических величин [кг/(м2- с); кг/ (м3 • с) ]. В объемных единицах интенсивность подачи вычисляют, как правило, при тушении водой, водопенными и газообразными огнетушащими составами, в массовых единицах — при тушении газовыми и порошковыми составами. Например, при тушении пожаров разлитого авиатоплива водным раствором пенообразователя объемно-поверхностная интенсивность составляет 0,137 л/(м2- с), а при объемном тушении пожара газообразной двуокисью углерода внутри силовых установок ВС массово-объемная интенсивность составляет не менее 0,023 кг/(м3- с) при времени тушения не более 30 с. Линейную интенсивность подачи огнетушащих составов в практике тушения пожаров на объектах гражданской авиации вычисляют крайне редко, только в случае пожаров на складах ГСМ. Она необходима для расчета подачи воды на охлаждение горящего [0,5 л/(м- с)] и соседних [0,2 л/(м- с)] резервуаров с нефтепродуктами. В данном случае расчет ведется по периметру резервуаров. Количественно интенсивность подачи зависит от видов горючего вещества и применяемого огнетушащего состава. В качестве примера рассмотрим изменение интенсивности подачи в зависимости от вида применяемого огнетушащего состава при тушении разлитого авиационного топлива ТС-1. Ежесекундно с 1 м2 свободной поверхности жидкости выгорает около 0,05 кг авиатоплива ТС-1, имеющего удельную теплоту сгорания, равную 42,91 МДж/кг. Таким образом, с 1 м2 ежесекундно выделяется около 2,15 МДж теплоты, которую для прекращения горения необходимо каким-либо образом удалить из зоны горения. Для этого можно применить равномерно распыленную по всей горящей поверхности воду или водный раствор пенообразователя с интенсивностью подачи 1 л/(м2 с), так как на, испарение 1 л воды расходуется около 2,26 МДж. Поскольку для
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О КОНСТРУКЦИИ ВС И ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ТИПЫ ВС ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Широкое применение нашли самолеты и вертолеты гражданской авиации по перевозке пассажиров, грузов, почты и по применению авиации в народном хозяйстве (ПАНХ), выполняющие следующие виды работ: авиационно-химические, воздушную аэрофотосъемку, транспортно-связные, обслуживание здравоохранения, лесоавиационные, строительно-монтажные, защиту лесов от пожара, поиск скопления рыбы, ледовую разведку, поисково-спасательные работы и т. п. В гражданской авиации эксплуатируются самолеты: Ту-134 Ту-154, Ил-14, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Як-40, Як-42,. Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30 и вертолеты: Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ка-26, Ка-32ПЖ. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ВС Планер. ВС конструктивно могут быть выполнены с различным расположением крыла: в верхней части фюзеляжа - верхнеплан, в средней - среднеплан и в нижней - низкоплан. Крыло может быть прямоугольным (Ан-2), трапециевидным (Ил-18, Ан-24), стреловидным (Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86) и треугольным (Ту-144). Силовые установки на ВС расположены в хвостовой части фюзеляжа (Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40, Як-42), На крыле (Ил-14, Ан-24, Ил-18), под крылом на пилонах (Ил-76, Ил-86), в передней части фюзеляжа (Ан-2).
Число силовых установок также различное: однодвигательные (Ан-2), двухдвигательные (Ил-14, Ан-24, Ту-134), трехдвигательные (Як-40, Як-42, Ту-154), четырехдвигательные (Ан-12, Ил-62М, Ил-76, Ил-86). Шасси ВС выполнены в основном по трехопорной схеме (на самолете Ил-86 четырехопорная) с передним управляемым колесом (на самолете Ил-14 переднее колесо самоориентирующееся и на самолете Ан-2 заднее колесо самоориентирующееся). Основные стойки шасси убираются в гондолы, расположенные на крыле (Ту-134, Ту-154), или в ниши шасси, расположенные под крылом (Ил-62М), в мотогондолы двигателей (Ил-18, Ан-24), в гондолы фюзеляжа (Ан-12, Ил-76). Крыло. Это главнейшая часть ВС, создающая при поступательном движении самолета необходимую подъемную силу для полета. Кроме того, крыло обеспечивает поперечную устойчивость самолета и может быть использовано для размещения топливных баков, силовых установок (СУ), шасси и другого оборудования. Крыло может быть кессонного типа, полностью герметичное и разделенное на топливные баки-отсеки. Полная герметичность достигается внутришовной и поверхностной герметизацией (Ил-62, Ил-86, Ил-76, Ту-154). В крыле могут быть размещены резинотканевые (Ан-12, Ил-18, Ан-24) или металлические (Ил-14, Ан-2) топливные баки. Основным силовым элементом крыла является кессон, образованный лонжеронами, верхними и нижними панелями, расположенными между лонжеронами. Продольный силовой набор состоит из лонжеронов, стрингеров и панелей, поперечный силовой набор — из нервюр. Крыло состоит из трех отдельных агрегатов: центроплана и двух отъемных частей крыла (ОЧК). В местах крепления ОЧК с центропланом и местах подвески шасси установлены силовые нервюры. На каждой половине крыла вдоль задней кромки установлены закрылки, которые предназначены для увеличения подъемной силы на малых скоростях полета (при взлете и заходе на посадку), и элероны, предназначенные для поперечного управления самолета относительно его продольной оси. В передней кромке крыла проходит противообледенительная система, которая может быть электрическая или воздушно-тепловая. Горячий воздух подается в систему обогрева от компрессора СУ с температурой 150— 230° С. Соседство элементов обогрева, коммуникации заправки топлива в крыле делают последнее потенциально пожароопасным элементом конструкции самолета.
Оперение. Оно предназначено для создания устойчивости, управ-ляемости и балансировки самолета. Продольная балансировка, устойчивость и управляемость самолета обеспечиваются горизонтальным оперением (стабилизатором и рулем высоты); путевая балансировка, устойчивость и управляемость — вертикальным оперением (килем и рулем поворота). Неподвижная часть горизонтального оперения называется стабилизатором, а вертикального — килем. К стабилизатору шарнирно крепится руль высоты, а к килю— руль поворота. Таким образом, при отклонении руля высоты изменяется полет в вертикальной плоскости, а при отклонении руля поворота — в горизонтальной. Силовой набор оперения (лонжероны, стрингеры, нервюры) и защита оперения от обледенения такие же, как и на крыле. На многих типах ВС стабилизатором управляет электро- или гидросистема. В хвостовой части фюзеляжа под хвостовым оперением установлены вспомогательные силовые установки и аккумуляторные батареи. Фюзеляж. Он предназначен для соединения в одно целое основных элементов конструкции планера (крыла, оперения, СУ, шасси) и размещения экипажа, пассажиров, груза, багажа, различного оборудования и систем самолета. Фюзеляж состоит из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки. Лонжероны и стрингеры — это продольный силовой набор фюзеляжа, а шпангоуты — поперечный силовой набор. Они определяют форму поперечного сечения. Шпангоуты подразделяются на нормальные и силовые. Силовые шпангоуты устанавливают в местах крепления крыла к фюзеляжу, стоек шасси, СУ, оперения. Современные воздушные суда летают на больших высотах и для обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа и пассажиров потребовалось создание в кабинах необходимого давления. Такие кабины называются герметичными. Воздух в гермокабину подается от компрессоров двигателей с целью поддержания давления, температуры, вентиляции и его обмена в пассажирских салонах. Фюзеляж имеет теплозвукоизоляцию для уменьшения теплообмена с окружающей средой и проникновения шумов. В фюзеляже размещаются кабина экипажа, пассажирские салоны, багажные и грузовые помещения, электро- и гидроотсеки, бытовые помещения, кухни-буфеты, гардеробы, стационарные и переносные кислородные баллоны, огнетушители. Для внутренней отделки пассажирских салонов применяют натуральные и синтетические материалы. По длине фюзеляжа проходят коммуникации различных систем: противообледенительной, кондиционирования, кислородной, гидравлической, жгуты электропроводки. В хвостовой части фюзеляжа установлены энергоузел (вспомогательная СУ), выпрямители, умформеры, трансформаторы. Все это делает фюзеляж опасным в пожарном отношении (рис. 4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|