Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации




Как особое направление науки экология возникла в 19 столетии. В то время она

была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных,

сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было

введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. В переводе с греческого

«экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука).

По мере развития общества экология все больше приобретала социальное

значение и в 20 столетии вышла за рамки естественных наук. Она стала наукой,

которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для

существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны

отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда

на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние

среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества

людей.

В настоящее время активно развиваются новые направления экологии:

социальная, прикладная, видеоэкология и др. От проблемы «организм - среда»

экология подошла к проблеме «человек - природа».

Слово «экология» стало необычайно популярным, чаще оно употребляется в

сочетании с такими не очень приятными для нас словами «катастрофа»,

«опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую

совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология

души», «экология культуры» и т.д. Конечно, каждый из этих терминов несет свою

смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради

красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть

проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный

воспитательный аспект – формирование личности, в том числе и отношения

ребенка к природе. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что

нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это

только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Человек может обладать

прекрасными нравственными качествами, но, не зная законов природы, будет

совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой

морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки.

После этого в большинстве случаев птенец гибнет.

Следовательно, нравственные качества должны сочетаться с элементарными

экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к

природе будет экологически целесообразным.

Экология считается непростой наукой. Чтобы понять и осмысленно работать в

области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона,

сформулированных в популярной форме американским ученым Барри

Коммонером.

Основные законы экологии:

1. Всё связано со всем. Закон всеобщей связи процессов и явлений в природе.

Этот закон призван предостеречь человечество от необдуманного

воздействия на отдельные части экосистем, которое может привести к

непредвиденным последствиям.

2. Все должно куда-то деваться. Закон о хозяйственной деятельности человека,

которому нужно помнить, что отходы его деятельности необходимоуменьшить, или находить способы их вторичного использования.

3. Природа «знает» лучше. Закон разумного, сознательного

природопользования. Надо помнить, что человек – часть природы, а не ее

покоритель, поэтому необходимо сотрудничать с природой, а не заниматься

ее постоянным преобразованием.

4. Ничто не дается даром. Все, что человек взял у природы, ему придется

вернуть, возместить.

Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и

не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам

не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная

информация о количестве различных выбросов в окружающую среду вызывает

панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В

то же время мы можем жить с источниками экологической опасности, не зная об их

влиянии на наше здоровье, выращивать овощи рядом с автотрассами, купаться и

ловить рыбу в реках рядом с трубами сточных вод и делать многое другое, чего

делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на

состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами.

Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в

большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии и

экологического образования. Более того, воспитывалось именно потребительское

отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению.

Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить

свои взгляды на окружающую среду. Надежда – на подрастающее поколение,

которое мы должны воспитывать по-новому.

Что же следует понимать под экологическим образованием? Известный специалист

в области экологического образования И.Д. Зверев предлагает рассматривать

экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и

развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений,

ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений,

обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и

улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи

экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о

взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений

по разрешению проблем); воспитания (ценностные ориентиры, мотивы,

потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

развития (способность анализировать экологические ситуации; оценивать

эстетическое состояние среды).

По мнению Г.А. Ягодина, «экологическое образование – это образование человека,

гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире,

не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий

мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей

средой. Как это должно выглядеть на практике? Представим, что педагог ведет

детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Он показываете детям дерево и

рассказывает, как оно называется, - например, береза. Далее предлагает детям

обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от

дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут

осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой). Как же нужно изменитьхарактер обсуждения для того, чтобы занятие превратилось в экологическое? Для

этого необходимо обратить внимание ребят на такие условия, без которых береза

не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

Например, березе нужна почва, так как она держит ее корни, которые высасывают

из земли воду и «пищу», нужен воздух – листики дышат, ветер, который разносит

семена, и т.п. Занимаясь экологическим образованием, педагоги четко должны

разбираться в таких понятиях, как биосфера, ноосфера, экосистема, окружающая

среда, местообитание, экологические факторы или факторы среды, экологическая

ниша, биогеоценоз и других.

Наряду с термином «экологическое образование» активно употребляется термин

«экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого

выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как

конечная цель экологического образования.

Так, В.А. Ясвин пишет: «Экологическая культура – это способность людей

пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической

деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут

обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной

жизни.

Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить выражения

«образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого

развития». Основные положения «устойчивого развития» были сформулированы

на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-

Жанейро.

Основная идея «устойчивого развития» - сохранить человечество и окружающую

среду в будущем. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их

желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой –

человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы

реализовать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением, именно

поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется

образованию в области окружающей среды. И в России появился ряд официальных

документов, в которых подчеркивается необходимость формирования

непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников.

Так, в «Основах государственной политики в области экологического развития

Российской Федерации на период до 2030 года» определяются стратегическая цель,

основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения

экологической безопасности и механизмы их реализации.

Стратегической целью государственной политики является решение социально –

экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост

экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического

разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего

и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную

окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей

среды и обеспечения экологической безопасности.

Среди задач, направленных на достижение государственной политики в области

экологического развития, особо следует назвать формирование экологической

культуры, развитие экологического образования и воспитания.

В документе указывается, что при решении задачи формирования экологической

культуры, экологического образования и воспитания используются следующиемеханизмы:

а. формирование у всех слоев населения экологически ответственного

мировоззрения;

б. государственная поддержка распространения через средства массовой

информации сведений экологической и ресурсосберегающей

направленности, а также проведение тематических мероприятий;

в. включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные

стандарты;

г. обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в

образовательных учреждениях на формирование экологически

ответственного поведения, в том числе посредством включения в

федеральные государственные стандарты соответствующих требований к

формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д. государственная поддержка деятельности образовательных учреждений,

осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е. развитие системы подготовки и повышения квалификации в области

охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие

решений при осуществлении экологической и иной деятельности, которая

оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую

среду;

ж. включение вопросов формирования экологической культуры,

экологического образования и воспитания в государственные, федеральные

и региональные программы.

Второй год как начальная школа «Самсон» реализует ФГОС второго поколения.

В новой образовательной программе начального общего образования есть раздел

«формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

обучающихся». Реализация данной программы должна обеспечить формирование у

младших школьников представлений об основах экологической культуры;

познавательного интереса и бережного отношения к природе; умений безопасного

поведения в окружающей среде.

Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить

различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического

сознания, развитие экологической культуры.

Первый уровень – экологическое просвещение – обеспечивает ориентацию

школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается

включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки

или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс-

информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).

Второй уровень - экологическое сознание – предусматривает формирование

категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического

сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным

аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный

предмет).

Третий уровень - развитие экологической культуры – приносит осознание

учащимися взаимодействия «природа - человек» как ценности. Переход

экологических проблем в разряд глобальных проблем современности

обуславливаетнеобходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в

условиях школьного образования может формироваться только на основе

интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение

экологических проблем в системе «природа-наука-производство-общество-

человек»,

охватывающей все уровни взаимодействия «природа-человек».

Какие принципы должны лежать в основе экологического образования?

1. Экологическое образование должно осуществляться на междисциплинарной

основе. Это обуславливается не только объективным единством природы и

человека, но и тем, что эколого-мировоззренческие идеи лучше усваиваются

обучающимися в ракурсах разных учебных дисциплин.

Поэтому необходима интеграция естественно-научных, нравственно-

эстетических, социально-экономических и правовых аспектов экологического

образования.

2. Системность и непрерывность изучения экологического материала.

Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам

окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и

организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система

предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их

взаимосвязи и развития. Системно-структурный подход позволяет отобрать

элементы знаний, распределить их в определенной последовательности,

органично связать с системой содержания основ наук. Этот подход позволяет

восполнить пробелы в экологических знаниях учащихся, равномерно изучать

виды экологических взаимосвязей. Экологическое образование должно стать

непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и

послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического

образования предполагает согласованность воздействий разнообразных

источников знаний и средств массовой информации.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности

учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

Становление экологически воспитанной личности происходит при условии

органического единства научных знаний о природных и социальных

факторах среды с чувственным ее восприятием, которое пробуждает

эстетические переживания и порождает стремление внести практический

вклад в ее улучшение. Взаимосвязи рационального и эмоционального начал

многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место

эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В

юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное

осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между

объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии

экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение

природы.

4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия

экологических проблем в учебном процессе.

Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу

данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в

глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края,

своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Землянуждается в общей заботе всего человечества. «Рана, нанесенная природе на

одном континенте, не может пройти бесследно на другом».

Эффективное экологическое образование, ставшее сегодня жизненной

необходимостью, возможно при соблюдении ряда условий:

- учет возрастных особенностей учащихся;

- учет склонностей, интересов и потребностей школьников;

- единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности;

- непрерывность экологического образования;

- разнообразие форм, методов и видов экологического образования;

- организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как

особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры

человека.

Реализация каждого из обозначенных условий должна происходить не по

принципу обособления, а на основе интеграции и взаимодополнения друг другом.

Система ресурсов, необходимая для формирования экологического мышления,

включает в себя:

- кадровые ресурсы – это педагоги, владеющие экологической культурой;

- информационно-методические, традиционные и новейшие технологии,

методики;

- материально-технические, цифровые образовательные ресурсы,

анимационные ролики, клипы, разнообразные программы, сайты;

- учебно - методическое и информационное обеспечение реализации

экологического образования.

Итак, целый ряд событий и инициатив последнего времени ставит вопрос о

необходимости переосмысления теории и практики экологического образования

особенно остро.

В государстве усилилось внимание к экологическим вопросам, о чём

свидетельствуют последние государственные документы. Важно отметить, что

экологические инициативы последних лет касаются не столько напрямую

традиционной охраны окружающей среды, сколько экологизации производства,

внедрения зелёных технологий, повышения энергоэффективности экономики.

Задача модернизации экономики сделала приоритетной инновационную

деятельность. Роль образования в повышении инновационного потенциала страны

очевидна. Чтобы образование могло справиться с этой ролью, оно и само должно

быть модернизировано. В этой связи в стране предпринят ряд образовательных

инициатив, наиболее заметной из которых можно назвать «Нашу новую школу».

Если раньше на высоком государственном уровне вопросы развития экономики,

экологии и образования рассматривались скорее в изоляции, то в последние годы

мы становимся свидетелями их постепенной интеграции.

Отметим несколько черт экологического образования в свете перемен в нашем

государстве и обществе.

1. Экологическое образование направлено в будущее. Эта направленность не

является абстрактной и декларативной, а проявляется как в его целях и

задачах, так и в самом содержании;

2. Стремясь формировать экологическую культуру и экологическое сознание,

экологическое образование обращается к инновационным педагогическим

технологиям. За многие годы его существования накоплен огромный опыт их

применения, который, в случае его широкого распространения, значительнообогатит образовательную систему в целом и повысит эффективность

решения поставленных ей задач;

3. В последнее десятилетие экологическое образование развивается в контексте

концепции устойчивого развития – системного видения будущего, в котором

вопросы экономического и социального развития увязываются воедино с

сохранением и восстановлением окружающей среды. Этот системный подход

актуален для решения задач, которые нашли отражение в большинстве

государственных инициатив последних лет.

В свете идей образования для устойчивого развития новая школа и новая

культура – это культура системного понимания как мира, так и образовательного

процесса. В новой школе все разрозненные ныне направления обучения и

воспитания (гражданственность, толерантность, патриотизм, экологическое

образование и другие ценностно-ориентированные направления) должны

выстроится вокруг крупной системообразующей идеи.

Современные тенденции в государстве дают возможность образованию для

устойчивого развития (или «продвинутому» экологическому образованию)

превратиться из сегодняшней «педагогической экзотики» в вектор развития

образовательной системы. Это возможно только тогда, если экологическое

образование предложит школам системное, инновационное видение нового

образования, где оно станет центральной идеей, ядром содержания и источником

современных методов работы.

Сложившийся сегодня комплекс условий предъявляет к образованию для

устойчивого развития и педагогам как минимум три новых требования:

- владение современным содержанием образования для устойчивого развития;

- умение раскрывать специфическое содержание своего предмета в контексте

идей образования для устойчивого развития;

- владение педагогическими технологиями и методами работы,

способствующими развитию критического мышления, коммуникативных

умений, навыков сотрудничеств.

Несмотря на то, что владение современным содержанием является постоянным

условием «хорошего» образования, его содержание обновляется крайне медленно и

явно отстает от темпов научного и социально-экономического и технологического

развития.

На первый план в современном образовании для устойчивого развития должно

выйти обсуждение образов экологически устойчивого будущего и способов его

достижения. Дети, пусть на простом уровне, должны познакомиться с такими

идеями,

как низкоуглеродная экономика; промышленная экосистема и агроэкосистема;

альтернативная энергетика. Это также должны быть показательные примеры

конкретных «зеленых» технологий (например, гибридные машины, «умная

энергетическая сеть», «умные дома» и др.).

Широта содержания образования для устойчивого развития позволяет внести

вклад в его осуществление практически всем предметам школьного цикла. В тех

предметах, где внедрение содержания образования для устойчивого развития будет

скорее искусственным (например, литература), работа может осуществляться

методами, способствующими развитию личностных качеств, важных для

воплощения в жизнь идей устойчивого развития.

Поскольку устойчивое развитие – это своеобразный образ, идеал, а не готовыйрецепт, для достижения этого образа молодежи понадобятся не только (а может, и

не столько) знания из различных областей, но и опыт решения проблем в

практической деятельности. В этой связи особенно актуальными оказываются

формы работы, вовлекающие школьников в продуктивное общение и деятельность

– групповые, диалоговые формы работы на уроке; клубные формы работы во

внеклассной работе и в дополнительном образовании. Среди перспективных

технологий следует назвать технологию развивающего экологического

образования Н.И. Корякиной, технологию ценностно-ориентированного

интерактивного обучения П.Н. Кириллова, технологию проектной деятельности.

Характерной особенностью вышеперечисленных технологий является гибкость,

позволяющая варьировать содержание и методы работы в зависимости от

конкретных образовательных задач. Структурированные дискуссии; ролевые и

имитационные игры; метод «активных ценностей» (шведское пособие

«ЭкоЛоджик»), методы эмоционально-чувственного восприятия природы

(Д.Корнелл) – педагогические методы, актуальные для продвинутого

экологического образования.

Таким образом, «экологическое образование – это не часть образования, а

новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникальное

средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой

цивилизации».

Или вот ссылки, там реально только книги: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf

http://www.samson-corp.ru/Developments/MM23/mm23-02.pdf

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...