Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации экологически развивающей среды в помещении детского сада




 

«Экологические пространства» — это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным обра­зом, и которые можно использовать в педагогическом процес­се экологического воспитания детей.

«Экологические про­странства» — это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровитель­ных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

 

Групповые уголки природы. Главная особенность уголка природы — непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их дея­тельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными,общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает ком­натные растения и аквариум.

 

В группе должно быть целесообразное количество рас­тений: все или большая часть их (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в каплю, торшерах, компо­зициях). При переезде детей в новые помещения растения следует оставлять на своих местах, так как многие из них пло­хо реагируют на перемещение, изменение пространственной ориентации.

 

В аквариуме могут быть любые доступные для содержа­ния рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были рыбы разных видов. В этом случае в один аквариум можно поселить рыб, живущих в разных слоях воды, в другой — пару хищни­ков, в третий — стайных рыб, в четвертый — 3-4 разновидно­сти золотых рыбок и т. д. У младших детей (2-4 лет) могут жить любые достаточно крупные, яркие, в небольшом количе­стве рыбы.

 

Если позволяет помещение, животный мир уголка при-' роды средней — подготовительной групп может быть разно­образнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопи­тающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные осо­бенности строения и поведения, которые имеются у этих жи­вотных.

 

В уголках природы должно быть место для труда, ка­лендаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места' для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Между тем воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место — это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки и пр. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.

 

Расположить уголок природы можно по-разному: в по­мещении группы, если найдется действительно спокойный уголок — не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ро­левых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если по­зволяет пространство.

 

В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем сво­им поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создает образец правильного и гуманного отношения к приро­де через взаимодействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровы­ми. При этом ребята минимально участвуют в самих трудовых операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.

 

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы — мои помощни­ки». В этот период зарождается осмысленная самостоятель­ность дошкольников. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать само­му.

 

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ре­бят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверя­ет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая: «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что вам еще пока трудно». Дежурства детей в уголке природы — это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает, прежде всего, в роли помощника, а не контро­лера и учителя — эти функции он выполняет незаметно, как помощник. Важно, чтобы воспитатель каждый раз хвалил ре­бенка за самостоятельность, отмечал его успехи и продвиже­ние.

 

Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ни­ми. Нечасто встречаются группы, в которых ребята могут вы­ступать в роли экскурсовода по уголку природы — интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которымиони ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуще­ствляется, главным образом, через длительные циклы наблю­дений в повседневной жизни и разные виды занятий.

 

Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные — не люди, разгова­ривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

 

Комната природы — это специально выделенное по­мещение для объектов живой природы. Ее целесообразно иметь в том случае, если групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.

 

В просторной комнате природы может быть размещено несколько аквариумов: на специальных металлических либо бетонно-каменных подставках. При наличии нескольких аква­риумов должно быть продумано их заселение, в них могут жить рыбы разного образа жизни, облика и поведения. В от­дельных аквариумах могут жить водные лягушки, рак, кревет­ки, рыбы местных водоемов.

 

В комнате природы хорошо иметь черепах: водную и сухопутную. Наблюдение за ними, анализ сходства и различия их облика и поведения, обусловленных жизнью в разной сре­де, дает детям большую пишу для размышления, для форми­рования у них экологически правильных представлений. По­мещение для черепах следует оформить под естественнуюприродную среду.

 

Разнообразно в комнате природы может быть представ­лен мир птиц. Особенно интересны детям волнистые попугай­чики (4-6 попугайчиков разной окраски). С детьми можно наблюдать за птицами, отмечать особенности их поведения — семейные отношения, воспитание молодняка; обсуждать их приспособленность к среде обитания — зеленую маскировоч­ную (под цвет листвы) окраску, способность к лазанию; любо­ваться разнообразием и красочностью их оперения.

 

Чрезвычайно симпатичны детям такие животные, как кролик, морская свинка. Они достаточно крупные, пушистые, с ними можно общаться — кормить с руки, гладить, брать в руки. Эти животные могут жить в специальной вольере, боко­вые и верхняя стенки которой открываются (что удобно для уборки), а передняя стенка стеклянная — позволяет вестинаблюдения.

 

В комнату природы дети приходят с разными целями, наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для нервно-психической разгрузки. Оснащение комнаты природы должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего, должно быть рабочее место для труда, шкафы и полки для хранения оборудования и кормов, вешалки для фартуков и полотенец.

 

В комнате должны быть невысокие табуреты или пере­носные скамеечки, сидя на которых дети смогут наблюдать животных, общаться с ними.

 

Комната природы должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, разве­шивать картины, ставить безделушки. Все внимание находившихся в комнате должно быть сосредоточено на животных и растениях.

 

Кабинет природы — это разновидность комнаты при­роды с тем лишь отличием, что кабинет, оборудовав еще и столами для занятий с детьми. Такой кабинет может быть ис­пользован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы со старшими дошкольниками. Важно при этом иметь в виду, что животные, находящиеся в помещении, — это сильный раздражитель для дошкольников, поэтому не все плановые занятия по природе могут проходить в таком кабинете, а только те, которые по содержанию связаны с его обитателями. На занятиях, не связанных тематически с комна­той природы, дети будут отвлекаться, им трудно будет сосре­доточиться.

 

Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высо­кий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений. Различные пальмы, кофейное дерево, лавр хорошо дополнят ассортимент местной флоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении (лимон, мандарин и др.). В зимнем саду в полу­свободном режиме могут жить птицы.

 

Зал релаксации, который стал появляться в образова­тельных учреждениях в последнее время, имеет оздоровительное значение. Он не дублирует ни музыкальный, ни физ­культурный залы, по своему функциональному предназначе­нию приближается к «комнате психологической разгрузки».

 

21. Особенности организации экологически-развивающей среды на территории детского сада.

 

Территория участка детского сада должна быть хорошо озеленена. По всему периметру забора (внутри и снаружи) целесообразно посадить высокие деревья и кустарники, кото­рые создадут зеленый щит, защищающий внутреннее про­странство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Иначе говоря, зеленый щит из деревьев и кус­тарников позволит создать территорию с особым — улучшенным микроклиматом, т. е. хорошую среду для пребывания

детей.

 

Площадка природы по своему функциональному зна­чению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красо­той растений.

 

На территории детского сада для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря, вольера с выгулом для какого-либо животного, песочный дворик. На площадке во всех мес­тах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой (если сделан фонтанчик или небольшой водопад). Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к тру­ду по уходу за растениями и животными.

 

Мини-ферма - другой возможный объект на участке детского сада. Чаще всего мини-ферма — это небольшой са­рай, в котором круглый год или только в теплое время содер­жат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть молодняк и более крупных животных: поросенок, козленок, ягненок, которыхдети помогают растить в летний период. Рядом с сараем дол­жен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду, пасти животных, ворошить и собирать сено и др. Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих расте­ний, выращивать цветочную рассаду.

 

Экологическая тропа — учебный специально оборудо­ванный маршрут Экологическую тропу можно органиков; пределами детского сада, если есть разрешение местных вла­стей и имеются соучредители (школа, станция юных натура­листов, дом пионеров и т. п.). При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоя­нии требует значительных материальных затрат и организаци­онных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителя­ми детей.

 

Маршруты в природу. В тех случаях, когда экологиче­скую тропу в детском саду оборудовать невозможно, но рядом имеются естественные природные угодья, целесообразно раз­работать маршруты прогулок и походов с детьми в природу. В отличие от экологической тропы на маршруте не создаются искусственные объекты, он прокладывается там, где есть, что показать детям, где есть возможность сделать привал и отдых для них. Преимущество маршрута в том, что он дает хорошую возможность познакомить дошкольников с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые существуют между ними.

 

«Уголок нетронутой природы» — это еще одно «эко­логическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействиюсо стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке уча­стка само собой будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселят­ся насекомые, птицы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...