Особенности организации экологически развивающей среды в помещении детского сада
«Экологические пространства» — это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. «Экологические пространства» — это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Групповые уголки природы. Главная особенность уголка природы — непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными,общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум.
В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в каплю, торшерах, композициях). При переезде детей в новые помещения растения следует оставлять на своих местах, так как многие из них плохо реагируют на перемещение, изменение пространственной ориентации.
В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были рыбы разных видов. В этом случае в один аквариум можно поселить рыб, живущих в разных слоях воды, в другой — пару хищников, в третий — стайных рыб, в четвертый — 3-4 разновидности золотых рыбок и т. д. У младших детей (2-4 лет) могут жить любые достаточно крупные, яркие, в небольшом количестве рыбы.
Если позволяет помещение, животный мир уголка при-' роды средней — подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места' для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Между тем воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место — это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки и пр. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.
Расположить уголок природы можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок — не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создает образец правильного и гуманного отношения к природе через взаимодействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. При этом ребята минимально участвуют в самих трудовых операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.
В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы — мои помощники». В этот период зарождается осмысленная самостоятельность дошкольников. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая: «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что вам еще пока трудно». Дежурства детей в уголке природы — это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает, прежде всего, в роли помощника, а не контролера и учителя — эти функции он выполняет незаметно, как помощник. Важно, чтобы воспитатель каждый раз хвалил ребенка за самостоятельность, отмечал его успехи и продвижение.
Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Нечасто встречаются группы, в которых ребята могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы — интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которымиони ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуществляется, главным образом, через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.
Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные — не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Комната природы — это специально выделенное помещение для объектов живой природы. Ее целесообразно иметь в том случае, если групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.
В просторной комнате природы может быть размещено несколько аквариумов: на специальных металлических либо бетонно-каменных подставках. При наличии нескольких аквариумов должно быть продумано их заселение, в них могут жить рыбы разного образа жизни, облика и поведения. В отдельных аквариумах могут жить водные лягушки, рак, креветки, рыбы местных водоемов.
В комнате природы хорошо иметь черепах: водную и сухопутную. Наблюдение за ними, анализ сходства и различия их облика и поведения, обусловленных жизнью в разной среде, дает детям большую пишу для размышления, для формирования у них экологически правильных представлений. Помещение для черепах следует оформить под естественнуюприродную среду.
Разнообразно в комнате природы может быть представлен мир птиц. Особенно интересны детям волнистые попугайчики (4-6 попугайчиков разной окраски). С детьми можно наблюдать за птицами, отмечать особенности их поведения — семейные отношения, воспитание молодняка; обсуждать их приспособленность к среде обитания — зеленую маскировочную (под цвет листвы) окраску, способность к лазанию; любоваться разнообразием и красочностью их оперения.
Чрезвычайно симпатичны детям такие животные, как кролик, морская свинка. Они достаточно крупные, пушистые, с ними можно общаться — кормить с руки, гладить, брать в руки. Эти животные могут жить в специальной вольере, боковые и верхняя стенки которой открываются (что удобно для уборки), а передняя стенка стеклянная — позволяет вестинаблюдения.
В комнату природы дети приходят с разными целями, наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для нервно-психической разгрузки. Оснащение комнаты природы должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего, должно быть рабочее место для труда, шкафы и полки для хранения оборудования и кормов, вешалки для фартуков и полотенец.
В комнате должны быть невысокие табуреты или переносные скамеечки, сидя на которых дети смогут наблюдать животных, общаться с ними.
Комната природы должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, ставить безделушки. Все внимание находившихся в комнате должно быть сосредоточено на животных и растениях.
Кабинет природы — это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет, оборудовав еще и столами для занятий с детьми. Такой кабинет может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы со старшими дошкольниками. Важно при этом иметь в виду, что животные, находящиеся в помещении, — это сильный раздражитель для дошкольников, поэтому не все плановые занятия по природе могут проходить в таком кабинете, а только те, которые по содержанию связаны с его обитателями. На занятиях, не связанных тематически с комнатой природы, дети будут отвлекаться, им трудно будет сосредоточиться.
Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений. Различные пальмы, кофейное дерево, лавр хорошо дополнят ассортимент местной флоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении (лимон, мандарин и др.). В зимнем саду в полусвободном режиме могут жить птицы.
Зал релаксации, который стал появляться в образовательных учреждениях в последнее время, имеет оздоровительное значение. Он не дублирует ни музыкальный, ни физкультурный залы, по своему функциональному предназначению приближается к «комнате психологической разгрузки».
21. Особенности организации экологически-развивающей среды на территории детского сада.
Территория участка детского сада должна быть хорошо озеленена. По всему периметру забора (внутри и снаружи) целесообразно посадить высокие деревья и кустарники, которые создадут зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Иначе говоря, зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым — улучшенным микроклиматом, т. е. хорошую среду для пребывания детей.
Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.
На территории детского сада для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря, вольера с выгулом для какого-либо животного, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой (если сделан фонтанчик или небольшой водопад). Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.
Мини-ферма - другой возможный объект на участке детского сада. Чаще всего мини-ферма — это небольшой сарай, в котором круглый год или только в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть молодняк и более крупных животных: поросенок, козленок, ягненок, которыхдети помогают растить в летний период. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду, пасти животных, ворошить и собирать сено и др. Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду.
Экологическая тропа — учебный специально оборудованный маршрут Экологическую тропу можно органиков; пределами детского сада, если есть разрешение местных властей и имеются соучредители (школа, станция юных натуралистов, дом пионеров и т. п.). При этом следует иметь в виду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требует значительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропу на территории детского сада, если его участок достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.
Маршруты в природу. В тех случаях, когда экологическую тропу в детском саду оборудовать невозможно, но рядом имеются естественные природные угодья, целесообразно разработать маршруты прогулок и походов с детьми в природу. В отличие от экологической тропы на маршруте не создаются искусственные объекты, он прокладывается там, где есть, что показать детям, где есть возможность сделать привал и отдых для них. Преимущество маршрута в том, что он дает хорошую возможность познакомить дошкольников с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые существуют между ними.
«Уголок нетронутой природы» — это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействиюсо стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка само собой будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|