Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическое воспитание и экологическое образование детей дошкольного возраста




В дошкольной педагогике авторы зачастую ис­пользуют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А.Рыжова объясняется рядом причин. В предыду­щие годы по отношению к дошкольникам использовался интегральный термин «дошкольное воспитание». Соответственно, возникло выражение «экологиче­ское воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического обра­зования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, раз­витие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употребле­нии терминологии экологического образования на разных ступенях его системы.

Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились термины «до­школьное образование», «образовательное пространство дошкольного учрежде­ния», «образовательные программы», а сами детские сады официально переиме­нованы в образовательные дошкольные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы не­прерывного экологического образования, обоснованным примене­ние наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» как первой ступени данной системы. Этот инте­гральный термин включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка.

Под экологическим образованием понимается «непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей стра­ны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Для отбора содержания экологического образования крайне важно опреде­ление его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического об­разования дошкольников как нового направления педагогики. Дошкольный воз­раст является первой ступенью системы непрерывного экологического образо­вания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования. Согласно этой концепции, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспи­тания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических зна­ний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде. Целью экологического образования явля­ется становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения мо­ральных и правовых норм, принятых в обществе.

Задачи в области экологического образования дошкольников (по Н.А.Рыжовой):

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, дос­тупных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства ста­новления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботли­вого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формиро­вание навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элемен­тарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды»
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.
К задачам экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаева относит [4, с.25]: В научно-познавательной сфере: - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. В эмоционально-нравственной сфере: - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; - формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...