Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста




Содержание экологического образования дошкольников должно рассмат­риваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образо­вания. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и допол­нены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемствен­ность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на по­следующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.

Принципы отбора содержания экологического образования дошко­льников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени.

Научность. Впервые в дошкольной педагогике принцип научности был сформулирован А. П. Усовой, которая отмечала, что «содержание программ должно быть таким, чтобы дети-дошкольники в пределах своих возрастных воз­можностей получили подлинно научные, точные сведения об окружающем ми­ре». С точки зрения экологического образования принцип научности предпола­гает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ экологического миро­воззрения.

Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научно­сти. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало по­нятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитате­лями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здо­ровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования яв­ляется сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной сре­де. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры по­требления. Со­держание экологического образования должно способствовать также формиро­ванию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на пла­нете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представле­ний о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познава­тельной, практической и т.д.

Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный прин­цип означает, что в результате экологического образования у детей формируют­ся элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отноше­нию к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых услови­ях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограни­чивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе.

Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельно­сти по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологическо­го воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической куль­туры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, за­крепляющих и развивающих это мировоззрение».

Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошко­льной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за ком­натными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции эколо­гического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния сво­его дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходи­мой для него лично.

Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном эколо­гическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интег­рированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рас­смотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей ра­боты в дошкольном учреждении.

Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отра­жается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического кол­лектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром при­роды. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан по­казать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуа­ции. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребе­нок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологиче­ских проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опирать­ся, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологиче­ских представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), эко­логически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

В процессе экологи­ческого образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений че­ловека и природы на примерах региона.

Системность. Материал, опреде­ленным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым прин­ципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принци­пах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последова­тельность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся пред­ставление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на оп­ределенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под ру­ководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научно­сти, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени - о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экоси­стема).

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования - это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют не­сколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад - школа - ВУЗ - по­вышение квалификации специалистов. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учре­ждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повыше­ния квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые свя­зи; «детский сад - начальная школа», «детский сад - педколледж», «детский сад - педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для на­чальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологиче­ского образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в со­трудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реали­зации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных уч­реждений называют проблему преемственности детского сада и начальной шко­лы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

Проблема преемственности в содержании экологического образования до­школьников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации прин­ципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

 

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста в парциальных программах

 

Экологическое образование дошкольников- это процесс формирования у детей

осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они

непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи

интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет

нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

 

Парциальная программа – это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений вразвитии ребенка.

 

Программа «Наш дом- природа»

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом- природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.

Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе- растениям, животным и экосистеме леса, два- взаимодействию

человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также

первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа имеет методическое обеспечение- разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом

количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида.

В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

 

 

Программа «Мы – земляне»

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую

взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

По мнению авторов основная цель программы- создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе

сознания- ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа "Мы- земляне" исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к

культуре.

Задачи программы:

• обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых- позиция землянина;

• творческое самовыражение ребенка и педагога;

• развитие способностей ребенка;

• обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода в том, чтоэкология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы

взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать "экологией выживания". И если система экологического

воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим,

что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают

изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший

дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы

определить как "экологию среды", ибо в его основе- изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов

деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...