Техническая характеристика центробежных насосов
Изменением формы рабочего колеса в насосе ПН-70 достигнуто увеличение подачи при равных показателях с насосом ПН-60. Пожарный центробежный насос ПН-40У устанавливается на пожарные автомобили типа ГАЗ, ЗИЛ, «Урал» и предназначен для подачи воды или водного раствора пенообразователя при тушении пожара. Конструкция насоса позволяет устанавливать его в средней или кормовой части автомобиля. Насос (рис. 43) состоит из корпуса, крышки, рабочего колеса с валом, стакана для уплотнительных сальников, червяка и зубчатых колес для привода тахометра, муфты фланца. Вал колеса укрепляется консольно на двух шарикоподшипниках. Рабочее колесо крепится на валу с помощью двух шпонок, гайки и стопорной шайбы. Крышка к корпусу насоса крепится шпильками и гайками, а герметизация соединения достигается установкой резинового кольца. Вал насоса уплотняется резиновым каркасным сальником, двумя кольцами, которые установлены в стакан. Стакан крепится к корпусу болтами. Для слива воды в корпусе насоса предусмотрен краник, управление которым осуществляется рукояткой. На напорном патрубке насоса расположен коллектор, к которому крепятся две задвижки и пеносмеситель. Третья задвижка распо ложена непосредственно в коллекторе. Через нее вода подается в цистерну или лафетный ствол. Насос оборудован манометром, мановакуумметром и тахометром. Разрежение в насосе и всасывающем рукаве создают с помощью газоструйного вакуум-аппарата, который приводится в действие струей отработавшего газа.
Центробежные насосы ПН-60 и ПН-70 устанавливают на пожарных аэродромных автомобилях АА-60(7310)-160.01 и АА-70(7310)-220. Указанные насосы имеют общие основные элементы и отличаются от центробежного, насоса ПН-40У только конструктивными формами и размерами. Насос ПН-110 устанавливают на передвижных насосных станциях ПНС-110(131)-131. Он предназначен для подачи воды при тушении больших и развившихся пожаров. Обслуживание и эксплуатация центробежных насосов должны осуществляться в соответствии с Наставлением по эксплуатации пожарной техники и инструкциями на пожарные автомобили, составленными заводами-изготовителями. Перед постановкой в боевой расчет центробежные насосы необходимо осмотреть, проверить их крепление к раме автомобиля, смазать подшипники и сальники уплотнения. Затем новый насос подвергают обкатке в течение 10ч на средних частотах вращения двигателя, при которых в насосе создается давление 0,3—0,4 МПа. В процессе обкатки необходимо вести наблюдения за показаниями мановакуумметров, нагревом переднего подшипника и сальника насоса. Мелкие неисправности устраняются немедленно, после чего можно продолжать обкатку. Обкаточный период используется также для того, чтобы выработать у водителя и всего состава боевого расчета навыки по отбору воды, пуску насоса и управлению им. Ежедневно при смене караулов сдающий и заступающий на дежурство водители обязаны проверить чистоту и исправность узлов насоса и его коммуникаций, контрольно-измерительных приборов, действие кранов, вентилей, задвижек и стационарного пеносмесителя, наличие смазки в масленках и корпусе насоса. Одновременно с проверкой насос и его коммуникации испытываются на «сухой» вакуум. Для этого закрывают сливные краники, задвижки, краны и вентили водопенных коммуникаций и ставят заглушку на всасывающий патрубок. Затем запускают двигатель, включают вакуумную систему и создают в полости насоса разрежение 550—570 мм рт. ст. Герметичность насосной установки считается удовлетворительной, если скорость падения вакуума не превышает 100 мм рт. ст. за 2,5 мин. Места неплотностей насоса и коммуникаций выявляют опрессовкой воды или воздухом, предварительно покрыв места соединений мыльным раствором. При испытании насоса на «сухой» вакуум проверяют работу вакуум-крана, -вакуум-аппарата и системы включения и выключения вакуум-аппарата.
Во время работы насоса (на пожаре или учении) необходимо: следить за показаниями контрольно-измерительных приборов; через каждый час работы смазывать сальники насоса, поворачивая на 2—3 оборота крышку масленки; для временного прекращения подачи воды не останавливать насос, а закрыть задвижки напорных патрубков и уменьшить до малой частоту вращения вала насоса; во избежание подсоса воздуха при работе от водоема сетку всасывающего рукава полностью погрузить в воду. Струйные насосы. Область применения струйных насосов в пожарном деле весьма широка. Их используют в качестве разнообразных смесителей, генераторов и стволов для получения воздушно-механической пены, водоуборочных эжекторов и гидроэлеваторов, газоструйных вакуум-аппаратов. Указанное оборудование сконструировано на основе струйных насосов. Устройство струйных насосов очень простое. Они состоят из насадки (сопла), приемной камеры и диффузора с горловиной. Насадок служит для получения струи рабочей жидкости или газа, приемная камера - для приема подсасываемой жидкости или газа, диффузор - для смешения рабочего и подсасываемого потоков жидкости или газа. Жидкость или газ, подаваемые в струйный насос под напором, называют рабочими, а подсасываемые - эжектируемыми. Принцип работы струйного насоса следующий. По трубопроводу (рукавной линии) под давлением к насадку подается рабочая жидкость или газ. При выходе из насадка вода или газ с большой скоростью поступает в приемную камеру. Струя жидкости или газа захватывает частицы воздуха или жидкости, находящиеся в приемной камере, и увлекает их с собой, вследствие чего в приемной камере создается разрежение. Под действием атмосферного давления в приемную камеру через приемный патрубок поступает (подсасывается) жидкость или газ. В приемной камере рабочие и эжектируемые потоки жидкости или газа смешиваются (поэтому приемную камеру иногда называют камерой смешения) и поступают в диффузор. В расширяющемся диффузоре скорость движения потоков уменьшается, и возрастает напор, т. е. кинетическая энергия потоков (энергия движения) превращается в потенциальную энергию (энергия давления).
Водоуборочный эжектор ЭВ-200 предназначен для удаления воды, пролитой на пожаре. Кроме того, он может быть также использован для отбора воды из водоисточников с низким уровнем воды, превышающим высоту всасывания пожарных центробежных насосов, и из водоисточников с заболоченными берегами. Эжектор состоит из следующих основных деталей: насадка, приемной камеры с патрубком и сеткой, колена, диффузора и опоры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|