Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Состояние и перспективы развития хлебобулочной промышленности




2. Состояние и перспективы развития хлебобулочной промышленности

2. 1. Основные характеристики и тенденции развития хлебобулочной промышленности России

 

Хлебопекарная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, вырабатывающая различные сорта хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий, лечебных и диетических хлебных изделий, сдобных и простых сухарей. В рамках исследования хлебобулочной промышленности в первую очередь следует оценить развитие отрасли хлебобулочной промышленности в целом по России.

На сегодняшний день в России существует ряд государственных программ, ориентированных на развитие хлебобулочной промышленности:

-   Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации;

-   Программа «Развитие хлебопекарной промышленности в Российской Федерации» и др.

Развитие отрасли хлебобулочной промышленности приходится на советский период. До начала советского периода хлеб в России выпекался лишь кустарным способом. Индустриализация, пришедшая в СССР начала механизировать производство хлеба. В 1925 г. открылся первый настоящий хлебозавод в СССР. Начиная с 1930-х годов их стали строить по всей стране, так как к этому времени уже появились предприятия, производящие необходимое оборудование. После Великой Отечественной войны хлебопекарное производство было восстановлено максимально быстро и даже вышло на новый уровень развития: организацию непрерывного поточного производства.

На сегодняшний день хлебобулочная промышленность входит в состав пищевой промышленности России. На рисунке 2 приведем структуру рынка пищевой промышленности в России на 2020 г.

Рисунок 2 – Структура рынка пищевой промышленности РФ в 2020 г.

 

На сегодняшний день хлебобулочная промышленность занимает далеко не лидирующее положение в пищевой отрасли России. Так, на производства хлеба и мучных кондитерских изделий приходится порядка 5%, а мукомольной крупяной продукции 4%. Такое положение дел связано со снижением объемов производства хлебобулочной промышленности в России в последние годы. Ерофеева А. В. изучает тенденции производства хлебобулочных изделий. Так, в 1990 году в России произвели 18, 2 млн тонн, тогда как в 2018 году производство хлеба снизилось до 6, 5 млн тонн.

Рассмотрим объемы производства хлебобулочных изделий в России на основе данных Росстата (рисунок 3).

Рисунок 3 – Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в России

Прослеживается тенденция к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий за анализируемый период с 2014 г. по 2018 г. Многие эксперты связывают такую ситуацию с экономическими факторами, а также трансформацией потребительских предпочтений, ориентированных на здоровый образ жизни и здоровое питание.

Аналитики РБК приводят следующие результаты исследования. В 2017-2019гг. на рынке наблюдалась стагнация потребления хлебобулочной продукции, смещение спроса в более дешевый сегмент, снижение спроса на дорогие сорта хлеба и сдобные изделия.

Доля импорта в структуре рынка незначительная и в 2019 году составляла 1, 8% или 143, 8 тыс. тонн.

В настоящее время в России работает около 750 крупных и средних хлебопекарных предприятий и около 12, 5 тыс. малых предприятий (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Доля хозяйствующих субъектов на рынке хлебобулочных изделий, %

 

Для хлебопекарной отрасли России характерна концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и одновременно большое количество малых предприятий. Доля промышленных (крупных и средних) хлебопекарен на рынке составляет 72%, доля малых пекарен и пекарен при сетевых магазинах составляет 28%. Данные о крупнейших предприятий отрасли представлены в таблице 15.

 

Таблица 15 - Крупнейшие производители хлеба и хлебобулочных изделий

Предприятие Выручка, млрд руб. Основной регион
ООО «Фацер» 18, 25 Санкт-Петербург
ОАО «Хлебпром» 11, 50 Челябинская область
РРР «Келлогг Рус» 10, 47 Воронежская область
ООО «КДВ Яшкино» 10, 09 Кемеровская область
АО «Акконд» 9, 34 Чувашия
ОАО «Каравай» 8, 95 Санкт-Петербург
АО «Лимак» 6, 68 Липецкая область
ООО «Сириал Партнерс Рус» 6, 08 Москва
ООО «ГК «Дарница» 5, 05 Санкт-Петербург
ЗАО БКК «Коломенский» 4, 89 Москва
ООО «Раменский Кондитерский Комбинат» 4, 38 Московская область
АО «Первый Хлебокомбинат» 4, 23 Челябинская боласть
ООО «Чипита Санкт-Петербург» 4, 20 Санкт-Петербург

 

Специфическая особенность хлебной отрасли состоит в крайне небольшом количестве вертикально интегрированных холдингов. При этом число предприятий данной структуры активно растет в мясной, овощной и молочной отраслях. Однако можно предположить, что в ближайшее время производители хлебобулочных изделий начнут создавать агрохолдинги в зернопроизводящих регионах.

Конечным покупателем продукции отрасли является население. Покупатели предприятий хлебопекарной и кондитерской промышленности являются – коммерческие организации (торговые сети, комбинаты питания, оптовые компании), а также государство при осуществлении государственных закупок на тендерных условиях для госучреждений (образовательных, медицинских и т. д. ).

Продукция отрасли относится к разряду дифференцированных видов продукции. Среднее количество позиций в ассортименте небольших и средних предприятий составляет порядка 100 наименований, крупных предприятий – до 1000 наименований. Изделия отличаются по самым разным параметрам: вкусовые качества, различные добавки, технологии, близость к потребителю, цена и т. д. В отрасли идет конкуренция как по цене, так и по различным критериям качества продукции. Масштаб конкуренции также разнообразен. Крупнейшие предприятия отрасли, выпуская значительные объемы продукции, ориентируются на межрегиональный и национальный рынок (всем известна, например, марка кондитерских изделий «Яшкино»). Для небольших предприятий и предприятий, выпускающих изделия недлительного хранения в большей степени характерны стратегии с ориентацией на региональные, локальные и местные рынки.

В 2019 г. валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составил 120, 6 млн. т. и вырос за год на 6, 5%. Основными зерновыми культурами, которые возделывают на территории РФ, являются пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. Наиболее важными культурами являются пшеница, ячмень и кукуруза, совокупная доля которых в валовом сборе зерна составляется более 80%. В структуре внутреннего использования зерна около 67% применяется для переработки на муку, крупу и комбикорма. Около 30% используется для производственных целей (в том числе на семена и корм животным). Потери составляют около 2%.

Анализ тенденций развития отрасли по производству хлебобулочных изделий показал, что основу инновационного развития отрасли составляют новации в технологиях и ассортименте хлебобулочных изделий, а также новый растущий тренд на увеличение числа производителей в формате мини-пекарен.

Технологические инновации в хлебопекарной промышленности условно можно разделить на два направления:

-   совершенствование технологий хлебопечения с целью сокращения времени технологических процессов, уменьшения затрат на изготовление продукции, удлинение сроков хранения и улучшения органолептических свойств продукции. Например, введение в рецептуру органических кислот позволяет ускорить созревание теста. Добавление пюре дикорастущих яблок,  рябины интенсифицирует микробиологические и биохимические процессы в тесте, улучшает свойства клейковины, структуру теста. Кроме ассортиментных новаций существуют новации в методах воздействия, когда применяется СВЧ-излучение, ультразвуковое воздействие и др.;

-   развитие ассортимента изделий, как в создании новых способов обработки зерна, так и в расширении номенклатуры изделий за счет введения самых разнообразных добавок.

Современные тенденции развития хлебобулочной промышленности России, обусловленные рядом характерных для отрасли проблем. Рассмотрим проблемы, препятствующие развитию российской хлебобулочной промышленности в виде схемы на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Проблемы развития хлебобулочной промышленности в России

 

На основании проведенного исследования развития хлебобулочной промышленности России можно сделать следующие выводы:

- во-первых, в последние годы наблюдается тенденция к снижению объемов российского рынка хлебобулочной промышленности, что обусловлено рядом факторов снижающегося потребительского спроса и снижением эффективности деятельности предприятий-производителей;

- во-вторых, структуру хлебобулочной отрасли России по большей части составляют крупномасштабные производители и занимают порядка 78% общего объема рынка;

- в-третьих, хлебобулочной промышленности России характерен ряд проблем, связанных с экономической эффективностью деятельности предприятий и неполезными свойствами готовой продукции, что является важным фактором в борьбе за потребителей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...