Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. 3. Движущие силы и ключевые факторы успеха в развитии хлебобулочной промышленности




2. 3. Движущие силы и ключевые факторы успеха в развитии хлебобулочной промышленности

 

Оценка степени подверженности рынка хлебобулочных изделий процессам конкуренции проводится на основе анализа факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. Согласно модели М. Портера, учитываются следующие группы факторов:

-   ситуация в отрасли, т. е. соперничество между продавцами-конкурентами;

-   влияние товаров-заменителей;

-   влияние потенциальных конкурентов (товаров-новинок);

-   влияние поставщиков;

-   влияние покупателей.

В качестве экспертов были привлечены сотрудники менеджмента среднего звена основных производителей хлебобулочных изделий, а также активные потребители данных товарных категорий из г. Кирова. Сформирована экспертная группа в количестве 10 человек. Выборка экспертов осуществлялась по критериям, представленным в таблице 19.

 

Таблица 19 – Выборка экспертов

Критерии Выборка
Пол Мужчины и женщины
Возраст 18-40
Профессия Профессии в сфере менеджмента, преимущественно сотрудники хлебокомбинатов и пекарен
Уровень дохода Потребители со средним уровнем дохода
Образование Люди с высшим, общим средним или средне-специальным образованием
Уровень дохода Средний
Психографические Городской образ жизни, экономически активные, ценности: качественные продукты питания, вкусовые предпочтения в хлебобулочных изделиях

 

Исследование проводилось в форме опроса. Экспертам было предложено оценить те же спортивные центры.

Факторы оцениваются экспертами по следующей шкале

1 балл – фактор не проявляется на рынке или отсутствует;

2 балла – фактор проявляется слабо;

3 балла – фактор проявляется четко.   

Для учета относительной значимости факторов определяется «вес» каждого фактора.

В таблице 20 представлены средние оценки опроса экспертов.

 

Таблица 20 – Средние оценки опроса экспертов

Факторы

Признаки проявления на рынке

Оценка

t0

1. Ситуация в отрасли

1. 1 Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке

Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более, явно превосходящая исследуемую по мощности

1. 2 Изменение платежеспособности

Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен

1. 3 Степень стандартизации товара

Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы

1. 4 Издержки переключения клиента с одного производителя на другого

Вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам велика

1. 5 Унифицированность сервисных услуг

Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли фирмы по товару в целом идентичен

1. 6 Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)

Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др. )

1. 7 Барьеры проникновения на рынок

Начальные затраты на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован

1. 8 Ситуация на смежных товарных рынках

Уровень конкуренции на смежных товарных рынках, т. е. рынках с близкими технологиями и сферами применения, высок.

1. 9 Стратегии конкурирующих фирм

Отдельные фирмы ведут агрессивную политику укрепления своих позиций за счет других конкурентов

1. 10 Привлекательность рынка данного продукта

Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз

2. Влияние потенциальных конкурентов

2. 1 Трудности входа на отраслевой рынок

Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против «новичков» и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль

2. 2 Доступ к каналам распределения

На рынке отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети или привлечения имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны «новичков»

2. 3 Отраслевые преимущества

Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и «ноу-хау» и пр.

3. Влияние поставщиков

3. 1 Уникальность канала поставок

Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого

3. 2 Значимость покупателя

Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков

3. 3 Доля отдельного поставщика

Доля одного поставщика в основном определяет затраты при производстве продукта (монопоставщик)

4. Влияние покупателей

4. 1 Статус покупателей

Покупателей в отрасли немного. В основном, это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями

4. 2 Значимость товара у покупателя

Товар не является важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя

4. 3 Стандартизация товара

Товар стандартизирован (низкая дифференциация)

5. Влияние товаров-заменителей

5. 1 Цена

Более низкие цены и доступность заменителей создают потолок цен для продукции предприятий отрасли

5. 2 Стоимость «переключения»

Стоимость «переключения» на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию техно-логических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка

5. 3 Качество основного товара

Поддержание требуемого качества товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя

           

 

Оценка степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке рассчитывается по формуле:

bij =,                                                                         (1)

где                bij - балльная оценка j-го эксперта степени проявления i-го фактора;

  n - количество экспертов;

  ki - коэффициент важности i-го фактора;

  m – число рассматриваемых факторов.

 

Оценка степени влияния силы конкуренции производится по следующей шкале: bmin – очень высокая; (bmin+ bср)/2 - высокая; bср– умеренная; (bср+ bmax)/2 - пониженная; bmax– низкая.

В таблице 21 представлены результаты оценки степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке.

 

 

Таблица 21 – Оценка степени влияния сил конкуренции на рынке производства хлебобулочных изделий г. Кирова

Конкурентная сила Оценка силы Степень влияния
Ситуация в отрасли 0, 44 низкая
Влияние потенциальных конкурентов 0, 12 очень высокая
Влияние поставщиков 0, 12 очень высокая
Влияние покупателей 0, 14 высокая
Влияние товаров-заменителей 0, 18 пониженная

 

Исходя из результатов оценки степени влияния пяти конкурентных сил, можно сделать вывод о том, что наибольшую степень влияния имеют силы потенциальных конкурентов и поставщиков, наименьшую степень влияния оказывает общая ситуация в отрасли.

Прогноз развития конкуренции на рынке осуществляется на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов на основе шкалы:

«+ 1» - действие фактора будет усиливаться;

«0» - действие фактора останется стабильным;

«-1» - действие фактора будет ослабевать.

 

Оценка прогноза развития сил конкуренции определяется по формуле:

сij =,                                                                    (2)

где       сij - балльная оценка j-го эксперта прогноза развития i-го фактора;

  n - количество экспертов;

  ki - коэффициент важности i-го фактора;

  m – число рассматриваемых факторов.

 

Результаты оценки прогноза представим в таблице 22.

 

Таблица 22 – Прогноз развития конкуренции

Конкурентная сила Оценка прогноза Прогноз
Ситуация в отрасли 0, 04 значительно усилится
Влияние потенциальных конкурентов 0, 02 останется стабильной
Влияние поставщиков 0, 02 останется стабильной
Влияние покупателей 0, 04 значительно усилится
Влияние товаров-заменителей 0, 02 останется стабильной

 

Основываясь на данных проведенного прогноза, можно сделать вывод о том, что значительно усилится ситуация в отрасли и виляние покупателей, влияние конкурентов, поставщиков и товаров заменителей останется стабильным.

Анализ внешней среды по М. Портеру говорит о том, что для развития отрасли производства хлеба и хлебобулочных изделий в Кировской области наиболее применимы направления производства наиболее уникальной продукции.

Проводя оценку рынка производителей хлебобулочных изделий, следует учитывать тот факт, что важное место занимает анализ факторов макросреды, оказывающих влияние на рынок. Для анализа макросреды отрасли используем методику PEST-анализа.

При PEST-анализе оцениваются группы факторов, которым присваивается значимость от 1 до 10, где

1 – «наименее значимый»,

10 – «наиболее значимый».

Сила воздействия (по тем же критериям).

PEST-анализ рынка производства хлебобулочных изделий в Кировской области приведем в таблице 23.

 

 

Таблица 23 – PEST-анализ рынка производства хлебобулочных изделий в Кировской области

Факторы Значимость фактора Сила воздействия Значимость воздействия
I. Политико-правовые факторы      
1. Правительственная стабильность
2. Законодательство в сфере деятельности организации
3. Налоговая политика
4. Антимонопольная политика
5. Международная политика и защита прав потребителей
6. Группы давления
II. Социокультурные факторы      
1. Демографическая структура населения
2. Стиль жизни и обычаи
3. Социальная мобильность населения
4. Активность потребителей
5. Природная среда
III. Технологические факторы      
1. Затраты на НИОКР
2. Защита интеллектуальной собственности
3. Государственная политика в сфере НТП
4. Скорость и источники обновления товаров и продуктов
5. Изменения в области технологий в сфере деятельности организаций
IV Экономические факторы      
1. Тенденции ВНП
2. Величина ставки рефинансирования
3. Стабильность курса национальной валюты
4. Темпы инфляции или дефляции
5. Регулирование занятости населения
6. Благосостояние населения
7. Цены на энергоресурсы
8. Инвестиционная политика
9. Кредиты
10. Конкурентная ситуация в области
11. Легкость проникновения на рынок

 

Основу влияния политико-правовых факторов составляет правительственная стабильность. В настоящих геополитических условиях наблюдается ост напряжения в отношениях между нашей страной и странами импортерами зерна и мукомольной продукции, что является основным сырьем для производства хлебобулочных изделий.

Влияние социокультурных факторов в первую очередь объясняется активностью региональных потребителей продукции хлеба и хлебобулочных изделий.

Технологические факторы оказывают высокое влияние на развитие отрасли, поскольку уровень технической оснащенности, производственных мощностей и новизна оборудования производителей являются одними из важнейших преимуществ.

Наибольшее значение среди факторов макросреды предприятия имеют экономические факторы. Снижение реальных располагаемых доходов населения может привести к снижению продаж хлебобулочных изделий. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора предприятиям следует пересмотреть ассортиментный портфель выпускаемой продукции.

Таким образом, подводя итог проведенного исследования анализа рынка хлебобулочных изделий России и Кировской области, можно сделать вывод о серьезных вызовах и угрозах, стоящих на сегодняшний день перед отраслью в целом. Проблемы, которые сегодня ставятся перед производителями, требуют оперативного решения. Во-многом менеджменту производственных предприятий следует ориентироваться на модернизацию технической оснащённости, внедряя инновационные продукты, совершенствовать операционные процессы, а также развивать конкурентные преимущества (в том числе уникальные виды товарной продукции) с целью повышения прибыльности компании.

Вместе с тем, в условиях нарастающей геополитической нестабильности и макроэкономических угроз, связанных с прогнозами экспертов о мировом продовольственном кризисе, следует разрабатывать риск-ориентированные решения в хлебопекарной отрасли в рамках антикризисного управления.

Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем основные угрозы развития хлебопекарной отрасли региона:

Во-первых, санкционные ограничения западных стран, направленные на подрыв экономики РФ, которые оказывают влияние и на хлебопекарную отрасль.

Во-вторых, смена потребительских предпочтений, которые ориентированы на здоровый образ жизни и исключение из рациона мучных изделий.

В-третьих, устаревание основных производственных фондов предприятий отрасли.

На наш взгляд, одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день встает проблема последствий санкций. Данная проблема задает принципиально новые условия хозяйствования предприятий хлебобулочной отрасли и для АО «БКК» в том числе:

- повышение курса валют, волатильность;

- рост цен на импортные закупочные ингредиенты, в том числе на пищевые добавки и амортизаторы;

- задержка поставок импортного сырья из ряда стран (например, пальмовое масло из Индонезии);

- повышение цен на основное сырье: муку, сахар, жиры;

- подорожание сырья для упаковочных материалов.

Сложившаяся ситуация требует от менеджмента хлебобулочного комбината управленческих решений и мер реагирования на вышеприведенные угрозы для поддержания рентабельности.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие факторы успеха хлебобулочной промышленности:

- диверсификация производства и оптимизация ассортиментного портфеля;

- импортозамещение сырья;

- модернизация упаковки;

- снижение затрат на оплату труда персонала;

- получение субсидий он Министерства сельского хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...