2. 3. Движущие силы и ключевые факторы успеха в развитии хлебобулочной промышленности
2. 3. Движущие силы и ключевые факторы успеха в развитии хлебобулочной промышленности
Оценка степени подверженности рынка хлебобулочных изделий процессам конкуренции проводится на основе анализа факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. Согласно модели М. Портера, учитываются следующие группы факторов: - ситуация в отрасли, т. е. соперничество между продавцами-конкурентами; - влияние товаров-заменителей; - влияние потенциальных конкурентов (товаров-новинок); - влияние поставщиков; - влияние покупателей. В качестве экспертов были привлечены сотрудники менеджмента среднего звена основных производителей хлебобулочных изделий, а также активные потребители данных товарных категорий из г. Кирова. Сформирована экспертная группа в количестве 10 человек. Выборка экспертов осуществлялась по критериям, представленным в таблице 19.
Таблица 19 – Выборка экспертов
Исследование проводилось в форме опроса. Экспертам было предложено оценить те же спортивные центры. Факторы оцениваются экспертами по следующей шкале 1 балл – фактор не проявляется на рынке или отсутствует; 2 балла – фактор проявляется слабо;
3 балла – фактор проявляется четко. Для учета относительной значимости факторов определяется «вес» каждого фактора. В таблице 20 представлены средние оценки опроса экспертов.
Таблица 20 – Средние оценки опроса экспертов
Оценка степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке рассчитывается по формуле: bij =, (1) где bij - балльная оценка j-го эксперта степени проявления i-го фактора; n - количество экспертов; ki - коэффициент важности i-го фактора; m – число рассматриваемых факторов.
Оценка степени влияния силы конкуренции производится по следующей шкале: bmin – очень высокая; (bmin+ bср)/2 - высокая; bср– умеренная; (bср+ bmax)/2 - пониженная; bmax– низкая. В таблице 21 представлены результаты оценки степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке.
Таблица 21 – Оценка степени влияния сил конкуренции на рынке производства хлебобулочных изделий г. Кирова
Исходя из результатов оценки степени влияния пяти конкурентных сил, можно сделать вывод о том, что наибольшую степень влияния имеют силы потенциальных конкурентов и поставщиков, наименьшую степень влияния оказывает общая ситуация в отрасли. Прогноз развития конкуренции на рынке осуществляется на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов на основе шкалы: «+ 1» - действие фактора будет усиливаться; «0» - действие фактора останется стабильным; «-1» - действие фактора будет ослабевать.
Оценка прогноза развития сил конкуренции определяется по формуле: сij =, (2) где сij - балльная оценка j-го эксперта прогноза развития i-го фактора; n - количество экспертов; ki - коэффициент важности i-го фактора; m – число рассматриваемых факторов.
Результаты оценки прогноза представим в таблице 22.
Таблица 22 – Прогноз развития конкуренции
Основываясь на данных проведенного прогноза, можно сделать вывод о том, что значительно усилится ситуация в отрасли и виляние покупателей, влияние конкурентов, поставщиков и товаров заменителей останется стабильным. Анализ внешней среды по М. Портеру говорит о том, что для развития отрасли производства хлеба и хлебобулочных изделий в Кировской области наиболее применимы направления производства наиболее уникальной продукции. Проводя оценку рынка производителей хлебобулочных изделий, следует учитывать тот факт, что важное место занимает анализ факторов макросреды, оказывающих влияние на рынок. Для анализа макросреды отрасли используем методику PEST-анализа. При PEST-анализе оцениваются группы факторов, которым присваивается значимость от 1 до 10, где 1 – «наименее значимый», 10 – «наиболее значимый». Сила воздействия (по тем же критериям). PEST-анализ рынка производства хлебобулочных изделий в Кировской области приведем в таблице 23.
Таблица 23 – PEST-анализ рынка производства хлебобулочных изделий в Кировской области
Основу влияния политико-правовых факторов составляет правительственная стабильность. В настоящих геополитических условиях наблюдается ост напряжения в отношениях между нашей страной и странами импортерами зерна и мукомольной продукции, что является основным сырьем для производства хлебобулочных изделий. Влияние социокультурных факторов в первую очередь объясняется активностью региональных потребителей продукции хлеба и хлебобулочных изделий. Технологические факторы оказывают высокое влияние на развитие отрасли, поскольку уровень технической оснащенности, производственных мощностей и новизна оборудования производителей являются одними из важнейших преимуществ. Наибольшее значение среди факторов макросреды предприятия имеют экономические факторы. Снижение реальных располагаемых доходов населения может привести к снижению продаж хлебобулочных изделий. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора предприятиям следует пересмотреть ассортиментный портфель выпускаемой продукции. Таким образом, подводя итог проведенного исследования анализа рынка хлебобулочных изделий России и Кировской области, можно сделать вывод о серьезных вызовах и угрозах, стоящих на сегодняшний день перед отраслью в целом. Проблемы, которые сегодня ставятся перед производителями, требуют оперативного решения. Во-многом менеджменту производственных предприятий следует ориентироваться на модернизацию технической оснащённости, внедряя инновационные продукты, совершенствовать операционные процессы, а также развивать конкурентные преимущества (в том числе уникальные виды товарной продукции) с целью повышения прибыльности компании. Вместе с тем, в условиях нарастающей геополитической нестабильности и макроэкономических угроз, связанных с прогнозами экспертов о мировом продовольственном кризисе, следует разрабатывать риск-ориентированные решения в хлебопекарной отрасли в рамках антикризисного управления. Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем основные угрозы развития хлебопекарной отрасли региона: Во-первых, санкционные ограничения западных стран, направленные на подрыв экономики РФ, которые оказывают влияние и на хлебопекарную отрасль. Во-вторых, смена потребительских предпочтений, которые ориентированы на здоровый образ жизни и исключение из рациона мучных изделий. В-третьих, устаревание основных производственных фондов предприятий отрасли. На наш взгляд, одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день встает проблема последствий санкций. Данная проблема задает принципиально новые условия хозяйствования предприятий хлебобулочной отрасли и для АО «БКК» в том числе: - повышение курса валют, волатильность; - рост цен на импортные закупочные ингредиенты, в том числе на пищевые добавки и амортизаторы; - задержка поставок импортного сырья из ряда стран (например, пальмовое масло из Индонезии); - повышение цен на основное сырье: муку, сахар, жиры; - подорожание сырья для упаковочных материалов. Сложившаяся ситуация требует от менеджмента хлебобулочного комбината управленческих решений и мер реагирования на вышеприведенные угрозы для поддержания рентабельности. Таким образом, мы можем сформулировать следующие факторы успеха хлебобулочной промышленности: - диверсификация производства и оптимизация ассортиментного портфеля; - импортозамещение сырья; - модернизация упаковки; - снижение затрат на оплату труда персонала; - получение субсидий он Министерства сельского хозяйства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|