Молчанова Т. В. Рабочая тетрадь по клинической фармакологии. Молчанова татьяна викторовна – преподаватель ПМ. 01 «реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»
Стр 1 из 12Следующая ⇒
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж» ПЦК общепрофессиональных и фармацевтических дисциплин
Молчанова Т. В.
Рабочая тетрадь
по клинической фармакологии
для студентов медицинского колледжа
Специальность 34. 02. 01 Сестринское дело _______________________________________________________________
Старый Оскол 2016г. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Печатается по решению научно-методического совета Старооскольского медицинского колледжа, протокол № 3 от 2 февраля 2016г.
Специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело
Автор: Молчанова Татьяна Викторовна – преподаватель ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»
Рабочая тетрадь составлена для самоподготовки и работы студентов на семинарско-практических занятиях с целью систематизации учебного материала по предмету и в соответствии рабочей программе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание рабочей тетради соответствует программе ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел I. Клиническая фармакология, требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта в подготовке среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности по специальности: 34. 02. 01 Сестринское дело. Использование «Рабочей тетради по клинической фармакологии» с одной стороны позволяет повторить и систематизировать базисные данные по фармакологии, полученные студентами ранее, для чего в структуру тетради включены справочные материалы. С другой стороны рабочая тетрадь снабжена большим количеством примеров наглядного характера, в которых применение излагаемых методов иллюстрируется на конкретных ситуациях. Четко выраженная профильность рабочей тетради определяется специфическим подбором значительной части заданий.
В каждой теме студентам предлагается ответить на блок тестовых заданий и вопросов, решить ситуационные задачи с целью более прочного усвоения теоретических знаний, закрепления умений и подготовки к осмысленному применению их в будущей практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ.............................. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ АНТИАНГИНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ........
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ГИПОТЕНЗИВНЫХ СРЕДСТВ..............
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ КАРДИОТОНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОЙ И ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ...............................................................
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХООБСТРУКТИВНОГО СИНДРОМА...........................
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ.............................
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕККАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ИНФЕКЦИОННО-ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ГЕНЕЗА............................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................
СПИСОК ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ……………………………………….. Алгоритм №1 «Кардиологические средства»………………………………………….. Алгоритм №2 «Средства для лечения ССС – селективные антагонисты кальция с преимущественным действием на сердце)…………………………………………… Алгоритм №3 «Средства для лечения заболеваний ССС – неселективные блокаторы В-адренорецепторов + сочетанные блокаторы а – и В–адренорецепторов»……………………………………………………………………………. Алгоритм №4 «Средства для лечения заболеваний ССС – селективные блокаторы В-адренорецепторов»……………………………………………………………… Алгоритм №5 «Кардиологические препараты – сердечные гликозиды»……….. Алгоритм №6 «Средства для лечения заболеваний ССС – ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ)»……………………………………………… Алгоритм №7 «Средства для лечения заболеваний ССС –селективные антагонисты кальция с преимущественным действием на сосуды»…………………………. Алгоритм №8 «Средства для лечения заболеваний пищеварительной системы – спазмолитики + средства для лечения метеоризма»……………………………….. Алгоритм №9 «Средства для лечения заболеваний пищеварительной системы –диарея»……………………………………………………………………………………………... Алгоритм №10 «Средства для лечения заболеваний пищеварительной системы – снижение или отсутствие аппетита (дистрофия, кахексия, анорексия)»………. Алгоритм №11 «Средства для лечения заболеваний пищеварительной системы – средства, улучшающие пищеварении. Полиферментные препараты»…………….. Алгоритм №12 «Витамины – гиповитаминоз, недостаточность витаминов»…………………………………………………………………………………………. Алгоритм №13 «Витамины – недостаточность витаминов, минералов, микроэлементов»………………………………………………………………………………….. Алгоритм №14 «Средства для профилактики и лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей – глюкокортикостероиды»………………………………. Алгоритм №15 «Ожирение»……………………………………………………………….
Алгоритм №16 «Средства, для лечения депрессивных состояний»……………….. Алгоритм№17 «Сахарный диабет Iи II типа»……………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ...........................
ВВЕДЕНИЕ В результатет изучения дисциплины «Клиническая фармакология» в соответствии с требованиями ФГОС студент должен: Знать: - лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; - основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; - побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии. Уметь: - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; - осуществлять фармакотерапию по назначению врача. Рабочая тетрадь по дисциплине «Клиническая фармакология» предназначена для организации самостоятельной работы студентов при изучении одноименной дисциплины. В пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки, ситуационные задачи, рецепты. Студенты обязаны выполнить задания при подготовке к семинарско-практическим занятиям по каждой теме. При подготовке к занятиям студентам также необходимо повторить материал других дисциплин (анатомия, фармакология, сестринское дело в терапии). Результаты выполненных студентами по ходу самоподготовки заданий обсуждаются на занятиях. Каждое задание имеет критерии оценки, которые учитываются при выставлении итоговой оценки знаний студентов на занятии. Основная цель рабочей тетради по предмету «Клиническая фармакология» - организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение аудиторных занятий по дисциплине.
Тема: «Общие вопросы клинической фармакологии» После изучения темы студент должен иметь представление: • об основных этапах развития клинической фармакологии; • о фармакокинетических и фармакодинамических особенностях лекарственных препаратов. Знать: • предмет и задачи клинической фармакологии; • актуальность изучения клинической фармакологии для практической деятельности медицинской сестры; • особенности введения лекарственных веществ; • виды абсорбции; • виды биотрансформации; • пути экскреции; • механизм действия лекарственных средств; • побочные действия лекарственных средств; • взаимодействия лекарственных средств; • особенности применения лекарственных средств. Уметь: • оценивать действие препаратов на пациенте;
• пользоваться рецептурными справочниками для выписывания рецептов; • заполнять медицинскую документацию. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Клиническая фармакология: определение, цель, задачи, разделы. 2. Виды фармакотерапии. 3. Понятия «лекарственное вещество» (ЛВ), «лекарственное средство» (ЛС), «лекарственный препарат», «лекарственная форма». 4. Фармакокинетика: пути введения лекарств, механизмы всасывания ЛС, распределение, биотрансформация, выведение ЛС. Определения «биодоступность», «период полувыведения». 5. Фармакодинамика: механизмы действия лекарств, виды действия лекарств. 6. Доза. Виды доз. Широта терапевтического действия. 7. Нежелательные лекарственные реакции (НЛР). 8. Взаимодействие лекарственных средств. 9. Особенности применения лекарственных средств в период беременности. 10. Особенности применения ЛС в пожилом и старческом возрасте. Рекомендуемая литература: 1. Кузнецова, Н. В. Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 272с. 2. Воронов, Г. Г. Клиническая фармакология: учебное пособие / Г. Г. Воронов, А. Г. Захаренко. - Мн.: Выш. Шк., 2001. - 238 с. 3. Косарев, В. В. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с. – (Медицина). 4. Лекции по теме. 5. www. kuban. ru
Задания для самоподготовки: Задание № 1. Инструкция: дать определения терминов (письменно). 1. Лекарственное средство, приготовленное в виде определенной лекарственной формы. Ответ: ________________________________________________________________ 2. Механизм всасывания лекарств через мембрану клеток по градиенту концентрации, без затрат энергии. Ответ: ________________________________________________________________ 3. Наука, занимающаяся изучением ЛС в применении к человеку. Ответ: ________________________________________________________________ 4. Содержание не связанного с белком ЛВ относительно исходной дозы препарата (в %). Ответ: ________________________________________________________________ 5. Одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения или профилактики заболеваний. Ответ: ________________________________________________________________ 6. Исходная нечувствительность к препарату. Ответ: ________________________________________________________________ 7. Раздел клинической фармакологии, изучает механизм действия и фармакологические эффекты ЛС. Ответ: ________________________________________________________________ 8. Выведение лекарственных веществ. Ответ: ________________________________________________________________ 9. Раннее (до 12 недель) побочное токсическое действие лекарственных средств на плод, не связанное с влиянием на процесс органогенеза. Ответ: ________________________________________________________________ 10. Способность оказывать определённый, желаемый эффект, и не вызывать другие (нежелательные) эффекты, благодаря действию на отдельные типы или подтипы рецепторов. Ответ: ________________________________________________________________ 11. Индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарственного средства. Ответ: ________________________________________________________________ 12. Механизм всасывания лекарств путем выпячивания поверхности мембраны с последующим образованием вокруг молекулы лекарственных средств специальной вакуоли. Ответ: ________________________________________________________________ 13. Особый вид привыкания, возникающий очень быстро (иногда после первого введения вещества). Ответ: ________________________________________________________________ 14. Всасывание лекарственных веществ. Ответ: ________________________________________________________________ 15. Способность одного ЛС уменьшать эффекты другого. Ответ: ________________________________________________________________ 16. Вид взаимодействия, возникающий до введения лекарства в организм. Ответ: ________________________________________________________________
Задание № 2. Инструкция: решить ситуационные задачи (письменно). Задача №1 Пациентка В. проходит курс лечения в стационаре с диагнозом «Гипертоническая болезнь 2 ст. ». Жалуется на нарушение сна из-за непривычной обстановки. Лечащим врачом назначены таблетки феназепама на ночь. Через неделю от момента начала приёма препарата пациентка отметила резкое снижение его эффективности и необходимость увеличения дозы для засыпания. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача №2 Пациентка П. проходит курс лечения в стационаре с диагнозом «Бронхиальная астма, гормонозависимая форма, приступный период». Лечащим врачом назначен преднизолон в таблетках 40 мг /сут. (8 таблеток). Пациентка уведомлена о необходимости приёма таблеток длительное время с последующим постепенным снижением дозы, однако, опасаясь побочных эффектов от приёма препарата, она самовольно прервала курс лечения. Через сутки у неё вновь развился приступ удушья. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача №3 Пациент М. проходит курс лечения в стационаре с диагнозом «ИБС, постинфарктный кардиосклероз, застойная сердечная недостаточность». Лечащий врач назначил таблетки дигоксина по схеме с уменьшенной дозировкой с учётом наличия у пациента почечной недостаточности. Однако пациент принимает препарат так, как принимал его раньше, считая, что, если симптомы сердечной недостаточности усилились, то и доза должна быть увеличена. Через неделю у пациента появились симптомы дигиталисной интоксикации (тошнота, брадикардия, экстасистолия). Какой вид НЛР имеет место у данного пациента? К какому типу НЛР относится эта реакция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача №4 Пациентка Д. явилась на приём к хирургу-стоматологу для экстракции зуба. Ей проведена местная анестезия ультракаином, однако обезболивание не наступило. Ранее данный препарат пациентке не вводили. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Дайте один правильный ответ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|