Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Клиническая фармакология антиангинальных средств»




ВОПРОС 1

Совокупность эффектов лекарственных средств и механизмы их действия изучает:

А — ФАРМАКОДИНАМИКА;

Б — ФАРМАКОКИНЕТИКА;

В — ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯ;

Г — ФАРМАКОПЕЯ.

ВОПРОС 2

Основное место всасывания лекарственных средств при приёме внутрь:

А — ЖЕЛУДОК;

Б — ПРОКСИМАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ТОНКОЙ КИШКИ;

В — ДИСТАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ТОНКОЙ КИШКИ;

Г — ПЕЧЕНЬ.

 

ВОПРОС 3

Доля лекарственного препарата для лиц пожилого возраста должна быть:

А — УВЕЛИЧЕНА НА 20%;

Б — УВЕЛИЧЕНА НА 50%;

В — УМЕНЬШЕНА НА 20%;

Г — УМЕНЬШЕНА НА 50 %.

 

ВОПРОС 4

Объём распределения зависит от:

А — ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПРЕПАРАТА;

Б — КРОВОТОКА В ОРГАНАХ И ТКАНЯХ;

В — ПЕРИОДА ПОЛУВЫВЕДЕНИЯ;

Г — ПЕРИОДА ПОЛУРАСПАДА ПРЕПАРАТА.

 

ВОПРОС 5

Укажите, где в основном происходит всасывание большей части лекарств:

А — В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ;

Б — В ПИЩЕВОДЕ;

В — В ЖЕЛУДКЕ;

Г — В ТОНКОЙ КИШКЕ;

 

ВОПРОС 6

Определение понятия «биодоступность лекарственных средств»:

А — КОЛИЧЕСТВО ПРЕПАРАТА, ВСОСАВШЕГОСЯ В ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЙ ТРАКТ;

Б — КОЛИЧЕСТВО ПРЕПАРАТА, НЕ СВЯЗАННОГО С БЕЛКАМИ ПЛАЗМЫ;

В — КОЛИЧЕСТВО ПРЕПАРАТА, ПОСТУПАЮЩЕГО В СИСТЕМНЫЙ КРОВОТОК, ПО ОТНОШЕНИЮ К ВВЕДЁННОЙ ДОЗЕ.

 

ВОПРОС 7

Знание биодоступности важно для определения:

А — ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ;

Б — КРАТНОСТИ ПРИЁМА;

В — СКОРОСТИ ЭЛИМИНАЦИИ;

Г — ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПАРАТА.

 

ВОПРОС 8

Побочное действие, выражающееся в изменении эффекта лекарственного средства на противоположный, — это синдром:

А — ОТМЕНЫ;

Б — ОБКРАДЫВАНИЯ;

В — АБСТИНЕНТНЫЙ;

Г — РИКОШЕТА.

 

ВОПРОС 9

Биодоступность достигает 100% при введении:

А — ВНУТРИВЕННО;

Б — ВНУТРЬ;

В — ИНГАЛЯЦИОНННО;

Г — ВНУТРИМЫШЕЧНО.

 

ВОПРОС 10

Повышение чувствительности организма к повторному введению лекарственного вещества:

А — ПРИВЫКАНИЕ;

Б — ПРИСТРАСТИЕ;

В — КУМУЛЯЦИЯ;

Г — СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ.

 

ВОПРОС 11

Введение лекарственных веществ без нарушения целостности кожного покрова:

А — ВНУТРИКОЖНОЕ;

Б — ВНУТРИВЕННОЕ;

В — ПРИЁМ ВНУТРЬ;

Г — ИНТРАСУСТАВНОЕ.

 

ВОПРОС 12

Механизм проникновения лекарственных веществ через биологические мембраны с помощью молекул-носителей:

А — ПАССИВНАЯ ДИФФУЗИЯ;

Б — АКТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ;

В — ФИЛЬТРАЦИЯ;

Г — ПИНОЦИТОЗ.

 

ВОПРОС 13

Скорость всасывания лекарственных веществ при ингаляционном введении может возрастать у:

А — БЕРЕМЕННЫХ;

Б — ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ;

В — ДЕТЕЙ;

Г — КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ.

 

ВОПРОС 14

Фармакотерапия, направленная на устранение причины заболевания:

А — ЭТИОТРОПНАЯ;

Б — ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ;

В — СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ;

Г — ПАЛЛИАТИВНАЯ.

 

ВОПРОС 15

Конъюгация лекарственных веществ происходит в результате реакции:

А — ОКИСЛЕНИЯ;

Б — ВОССТАНОВЛЕНИЯ;

В — ГИДРОЛИЗА;

Г — АЦЕТИЛИРОВАНИЯ.

 

ВОПРОС 16

Период полувыведения это:

А — ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО РАЗРУШАЕТСЯ ПОЛОВИНА ВВЕДЁННОЙ ДОЗЫ;

Б — ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО РАЗРУШАЕТСЯ ПОЛОВИНА ВВЕДЁННОГО ПРЕПАРАТА;

В — ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕПАРАТА В КРОВИ УМЕНЬШАЕТСЯ НА 50%;

Г — ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПАРАТА В ОРГАНИЗМЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА 50%;

Д — ПОЛОВИНА ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ПРЕПАРАТА.

 

ВОПРОС 17

Экскреция лекарственных веществ это:

А — ВЫДЕЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ ОРГАНИЗМА;

Б — ВСАСЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМЕ;

В — СВЯЗЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМЕ С ДРУГИМИ ВЕЩЕСТВАМИ;

Г — КОМПЛЕКС БИОХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ.

 

ВОПРОС 18

При выборе режима дозирования лекарственных средств на основе периода полувыведенияопределяют:

А — СУТОЧНУЮ ДОЗУ;

Б — ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЫВЕДЕНИЯ ПРЕПАРАТА;

В — ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕЧЁНОЧНОГО КРОВОТОКА;

Г – ОБЩИЙ КЛИРЕНС.

 

ВОПРОС 19

Более точно скорость выведения лекарственных средств из организма характеризует:

А — ПЕРИОД ПОЛУВЫВЕДЕНИЯ;

Б — ОБЩИЙ КЛИРЕНС;

В — БИОЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ;

Г — БИОДОСТУПНОСТЬ.

 

ВОПРОС 20

Основные факторы, определяющие почечный клиренс:

А — ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА;

Б — МАССА ОРГАНА;

В — ПЕРИОД ПОЛУВЫВЕДЕНИЯ;

Г — ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЫВЕДЕНИЯ ПРЕПАРАТА;

 

ВОПРОС 21

Побочные действия, зависящие от дозы препарата:

А — ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ;

Б — ТОКСИЧЕСКИЕ;

В — АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ;

Г — ФАРМАКОКИНЕТИЧЕСКИЕ.

 

ВОПРОС 22

Большинство лекарственных веществ экскретируется из плазмы крови в грудное молоко посредством:

А — ФИЛЬТРАЦИИ;

Б — ПИНОЦИТОЗА;

В — АКТИВНОГО ТРАНСПОРТА;

Г — ПАССИВНОЙ ДИФФУЗИИ.

 

ВОПРОС 23

Действие, начинающееся после всасывания лекарственного вещества в кровь:

А — МЕСТНОЕ;

Б — РЕФЛЕКТОРНОЕ;

В — ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ;

Г — РЕЗОРБТИВНОЕ.

 

ВОПРОС 24

Новорождённому лекарственные вещества чаще вводят:

А — ВНУТРИМЫШЕЧНО;

Б — ВНУТРИВЕННО;

В — ПОДКОЖНО;

Г — ВНУТРИКОЖНО.

 

ВОПРОС 25

Пациентам старческого возраста противопоказаны диуретики:

А — ТИАЗИДНЫЕ;

Б — ПЕТЛЕВЫЕ;

В — КАЛИЙСБЕРЕГАЮЩИЕ (САЛУРЕТИКИ);

Г — ОСМОТИЧЕСКИЕ.

 

ВОПРОС 26

Усиление действия одного лекарственного препарата другим в несколько раз называют:

А — АНТАГОНИЗМОМ;

Б — АНТИДОТИЗМОМ;

В — ПОТЕНЦИРОВАННЫМ СИНЕРГИЗМОМ;

Г — АДДИТИВНЫМ СИНЕРГИЗМОМ.

 

ВОПРОС 27

Общая биодоступность – это часть принятой внутрь дозы препарата достигла:

А — ГОЛОВНОГО МОЗГА;

Б — ПЕЧЕНИ;

В — ПОЧЕК;

Г — СИСТЕМНОГО КРОВОТОКА.

 

ВОПРОС 28

Почечный клиренс – это частное от деления:

А — КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕПАРАТА НА ЕГО КОНЦЕНТРАЦИЮ В ПЛАЗМЕ;

Б — КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕПАРАТА НА ЕГО КОНЦЕНТРАЦИЮ В МОЧЕ;

В — СКОРОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ ПРЕПАРАТА В МОЧЕ НА ЕГО КОНЦЕНТРАЦИЮ В ПЛАЗМЕ;

Г — СКОРОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ ПРЕПАРАТА В МОЧЕ НА ЕГО КОНЦЕНТРАЦИЮ ВМОЧЕ.

 


Задание №4. Решите кроссворды

Кроссворд №1

По горизонтали:

1. Процесс поступления ЛС из места введения в кровеносную или лимфатическую систему.

2. Понятие, отражающее физико – химические и биохимические процессы, способствующие превращению ЛС в метаболиты.

3. Орган выведения газообразных ЛС.

4. Способ доставки ЛС к месту действия.

5. Соотношение количества ЛС поступившего в систему кровообращения при применении его в различных ЛФ или препаратах, выпускаемых различными фирмами.

6. Продукты биотрансформации.

7. Этап фармакокинетики, обеспечивающий удаление метаболизированных ЛС.

8. Группа ферментов, осуществляющих метаболизм ЛС и других

ксенобиотиков.

9. Часть дозы ЛС(%), достигшая системного кровотока послевнесосудистого введения.

10. Поглощение частиц вещества клеточной мембраной.

По вертикали:

11. Раздел клинической фармакологии, изучающий пути введения, биотрансформацию, связь с белками крови, распределение и выведение ЛС.

12. Основной орган выведения гидрофильных ЛС.

13. Основная реакция второй фазы метаболизма ЛС, представляющая собой конъюгацию субстрата с УДФ-глюкуроновой кислотой.

14. Объём плазмы или крови, полностью освобождается от ЛС в единицу времени.

 

 

Кроссворд №2

По горизонтали:

2. Связи, которые образуются между атомами водорода и кислорода соседних молекул.

3. ЛС, связывающиеся с рецепторами эндогенных медиаторов и вызывающие эффект, равный нулю.

5. ЛС, связывающиеся с рецепторами эндогенных медиаторов и вызывающие эффект, равный или превышающий единицу.

7. Белковые макромолекулы часто соединенные с полисахаридами и остатками жирных кислот.

9. Взаимодействие ЛС, приводящее к ослаблению или устранению фармакологических эффектов одного или обоих ЛС.

10. Быстро развивающиеся толерантность.

13. Устойчивые и необратимые связи, возникающие при образовании комплекса ЛС-рецептор.

14. Однонаправленное действие двух и более ЛС, обеспечивающие более сильный фармакологический эффект, чем у каждого ЛС в отдельности.

По вертикали:

1. Снижение чувствительности к применяемому ЛС.

4. Раздел клинической фармакологии, изучающий механизмы действия, характер, силу и длительность, фармакологических эффектов ЛС у человека.

6. Объект для молекулы, связывающейся с ЛС, вызывающий усиление, ослабление или стабилизацию детерминированных реакций организма.

8. ЛС, связывающиеся с рецепторами эндогенных медиаторов и вызывающие «отрицательный» эффект.

11. Связи, возникающие при достаточно сильной поляризации, например между ионами металлов и остатками сильных кислот.

12. Повышенная чувствительность организма к вводимому ЛС.

15. Результат комбинации ЛС по выраженности больше суммы эффектов каждого компонента.

 

 

 

Кроссворд №3

По горизонтали:

2. Лекарственное средство, связывающиеся с рецептором и вызывающие эффект, равный или превышающий единицу.

3. Перечень лекарственных средств, рекомендуемый для лечения конкретных заболеваний.

5. Область исследования, оценивающая особенности людей, компаний и рынка касательно применения фармацевтической продукции, медицинских услуг и анализирующая стоимость и последствия этого применения.

6. Биологический катализатор реакций.

7. Часть дозы м/с, достигшая системного кровотока после внесосудистого введения.

9. Объём плазмы или крови, полностью освобождающейся от ЛС в единицу времени.

11. Медицина, основанная на добросовестном, осмысленным использовании лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного.

13. Процессы выведения ЛС из организма в виде метаболитов или неизменном виде, осуществляемый метаболическим и/или экскреторным способом.

По вертикали:

1. Химические изменения, которым подвергаются ЛС в организме.

3. Раздел клинической фармакологии, изучающий пути введения, биотрансформацию и пути выведения лекарственных средств.

5. Раздел клинической фармакологии, изучающий механизм действия, характер, силу и длительность эффектов ЛС у человека.

8. Основной орган экскреции ЛС и их метаболитов.

10. Процесс поступления ЛС из места их введения в системный

кровоток.

12. Проникновение ЛС через поры в мембранах клеток.

13. Поступление ЛС в кровоток путем адсорбции его мембраной клетки с последующем выпячиванием мембраны.

 

Тема: «Клиническая фармакология антиангинальных средств»

 

После изучения темы студент должен иметь представление:

• о патогенезе ишемии миокарда;

• о клинических вариантах стенокардии;

• о причинах, механизмах развития, основных клинических симптомах стабильной и нестабильной стенокардии;

• о фармакокинетических и фармакодинамических особенностях антиангинальных средств.

Знать:

• пути фармакологической коррекции ишемии миокарда;

• основные группы антиангинальных средств, отдельные препараты;

• показания, противопоказания к применению;

• побочные эффекты, методы их профилактики;

• характер взаимодействия антиангинальных средств.

Уметь:

• оценивать действие антиангинальных средств на пациента;

• проводить фармакотерапию стенокардии по назначению врача;

• оказывать первую медицинскую помощь при ангинозном приступе.

Вопросы для самоподготовки студентов:

1. Ишемическая болезнь сердца (ИБС): определение, классификация, патогенез, клинические проявления.

2. Основные группы лекарственных средств для лечения ИБС.

3. Нитраты: классификация, фармакодинамика, фармакокинетика, НЛР, показания, противопоказания, взаимодействия с другими препаратами, контроль эффективности и безопасности.

4. В - адреноблокаторы: классификация, фармакодинамика, фармакокинетика, НЛР, показания, противопоказания, взаимодействия с другими препаратами, контроль эффективности и безопасности.

5. Блокаторы кальциевых каналов: классификация, фармакодинамика, фармакокинетика, НЛР, показания, противопоказания, взаимодействия с другими препаратами, контроль эффективности и безопасности.

Рекомендуемая литература:

1. Кузнецова, Н. В. Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 272с.

2. Воронов, Г. Г. Клиническая фармакология: учебное пособие / Г. Г. Воронов, А. Г. Захаренко. - Мн.: Выш. Шк., 2001. - 238 с.

3. Косарев, В. В. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с. – (Медицина).

4. Лекции по теме.

5. www. kuban. ru.

 

Задания для самоподготовки:

Задание № 1.

Инструкция: указать, к каким группам антиангинальных средств относятся препараты (письменно).

Клопидогрель (плавикс) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
предуктал _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
симвастатин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
атенолол _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
амлодипин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
Молсидомин (сиднофарм) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
нитроглицерин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
аторвастатин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
метопролол _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
ацетилсалициловая кислота (аспирин) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
милдронат _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
корватон _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
изосорбидадинитрат (нитросорбид) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
нитродерм _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
изосорбидамононитрат (моночинкве) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
перлинганит _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
кардикет _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
тринитролонг _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
депонит _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
бисопролол _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
нифедипин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
циннаризин _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
дилтиазем _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
верапамил _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
пропранолол _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
тимолол _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
Соталол (сотагексал) _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________

Задание № 2.

Инструкция: ответить на вопросы (письменно), выписать рецепты.

Задача №1

Пациент С. 55 лет. Диагноз «ИБС, стабильная стенокардия напряжения, III функциональный класс (ФК). Артериальная гипертония III ст., 3 ст. Гиперхолестеринемия». Назначено лечение:

- кардикет (Kardicet) 10 мг х 4 раза в сут.

- амлодипин (Аmlodipine) 10 мг х 1 раз в сут.

- кардиомагнил (Cardiomagnyl) 75 мг х 1 раз в сут.

- симвастатин (Simvastatin) 10 мг х 1 раз в сут. вечером

Задание: определить, к каким группам лекарственных средств относятся назначенные препараты, их основное действие (цель назначения). Выписать рецепты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Rp.: ____________________________   ____________________________   ____________________________   ____________________________ Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________    ____________________________
  Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________    ____________________________   Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________    ____________________________

 

Задача №2

Пациент Ф. 48 лет. Диагноз «ИБС, постинфарктный кардиосклероз. Артериальная гипертония III ст., 3 ст. ». Назначено лечение:

- моночинкве(Monocinque) 50 мг х 1 раз в сут.

- милдронат(Mildronat) 250 мг х 3 раза в сут.

- небиволол(Nebivolol) 5 мг х 1 раз в сут.

- предуктал(Preductal) 20 мг х 3 раза в сут. во время еды

Задание: определить, к каким группам лекарственных средств относятся назначенные препараты, их основное действие (цель назначения). Выписать рецепты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Rp.: ____________________________   ____________________________   ____________________________   ____________________________ Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________    ____________________________
  Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________   ____________________________   Rp.: ____________________________    ____________________________    ____________________________    ____________________________

Задание №3. Выберите один правильный ответ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...