Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банк россии или филиал Фрс?




Логично закончить разговор о центральных банках нашим россий­ским центральным банком. В силу особой роли Центрального банка в «экономике» и финансовой системе Российской Федерации данная тема заслуживает целой книги. Ограничимся лишь несколькими штрихами. Статус, цели, функции, виды операций и другие аспекты деятельности центрального банка страны зафиксированы в федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)». Мы рекомендуем наиболее вдумчивым и любознательным читателям ознакомиться с этим документом. Закон очень любопытный и лукавый. Обратим внимание на следующие моменты.

Момент первый. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» фактически выводит Центральный банк из­под контроля го­сударства. Известный политик и общественный деятель, в свое время заме­ститель председателя Счетной палаты, Ю. Болдырев на вопрос: «что такое наш Центральный банк?» отвечает словами поэта: «Не мышонок, не лягуш­ка, а неведома зверушка»1. Ю. Болдырев пытался проверять деятельность такой таинственной институции, как Банк России, за что поплатился своим креслом в высшем финансово­контрольном ведомстве нашей страны.

В Конституции Российской Федерации говорится, что Центральный банк Российской Федерации – «орган государственного управления», но вот к какой «ветви» власти (законодательной, исполнительной, судебной или еще какой­то) данный институт относится, разъяснений не дается. А в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вообще загадочная формулировка: «Банк России не от­вечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам Банка России» (статья 2).

Давайте попробуем разобраться в этой талмудической казуистике. Цен­тральный банк может быть «органом государственного управления», но при этом не быть «государством»! Как так? Это возможно в том случае, если фразу «орган государственного управления» понимать следующим образом: «орган, который управляет государством». В результате приходим к выводу: Центральный банк – негосударственный институт, который управляет госу­

1 Ю Б О бкх кх М: Кк –9Д, Ф, 2003 С 116

дарством. То есть: Центральный банк – институт, стоящий над националь­ным государством! Мы не занимаемся никакой «конспирологией», а просто внимательно читаем наши российские законы. Сопоставление этого логиче­ского вывода со многими другими фактами нашей российской (и не только российской) жизни подтверждает, что вывод верен.

Вот глава Счетной палаты С. Степашин, судя по всему, не изучил внимательно российские законы и попытался проверить такую «непро­зрачную» сторону деятельности Банка России, как «управление золото­валютными резервами». Однако с удивлением получил отпор со стороны господина Кудрина, который возглавляет Национальный банковский совет (по закону это высший орган управления Банком России) и который по­ставлен для того, чтобы никто не смел посягнуть на «независимость» этого института. Аудиторов Счетной палаты до сих пор не допускают на порог этой конторы с вывеской «Банк России», более секретной, чем преслову­тый КГБ в годы глухого «застоя». А вдруг они узнают, что Банк России – это филиал ФРС США?

Момент второй. В статье 2 закона о ЦБ есть такая фраза: «Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собствен­ностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоя­щим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по вла­дению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязатель­ствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено Федеральным законом». Сразу отметим, что главным компонентом имущества, на которое распространяются полно­мочия Банка России, являются золотовалютные резервы (ЗВР). Т.е. добрая половина того, что российская экономика зарабатывает в денежном выра­жении. Все остальное (здания, мебель, компьютеры и т.п.) – сущая мелочь, не более 1% процента всего имущества Банка России. Так вот, оказывается, Банк России фактически имеет «блокирующий пакет» при решении вопро­сов, связанных с использованием ЗВР. Т.е. хозяином имущества (ЗВР) вроде бы является Российская Федерация (именно она и никто другой, по Консти­туции РФ, является единственным хозяином «федерального имущества»). А Банк России – вроде как бы выступает в роли приказчика, или управ­ляющего имуществом хозяина. И вдруг оказывается, что хозяин без ведома приказчика не может распоряжаться имуществом. А по жизни уже давно приказчик превратился в хозяина!

Вот как комментирует автор материала «Кому принадлежит ЦБ?» по­добную «пикантную» «правовую коллизию»: «Иными словами – государ­ство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве.

ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про вашу честь. Вот о чем говорит эта статья (статья 2 Закона о ЦБ. – В. К.1

Момент третий. Банк России имеет очень большое сходство с инсти­тутом под названием «валютное управление» (currency board), который по­лучил большое распространение в экономически отсталых странах. Это что­то наподобие «валютного обменника». С его помощью накапливаемые экспортерами запасы долларов и других резервных валют, а также валют­ные средства иностранных инвесторов обмениваются на национальные деньги. Получается, что эмиссия национальной валюты никак не увязыва­ется с потребностями страны в деньгах, ее объем зависит исключительно от конъюнктуры мирового рынка, а также от настроений иностранных инве­сторов, которые могут в любой момент приходить и уходить из страны.

Таким образом, ни Центральный банк, ни правительство страны не име­ют реальных рычагов управления финансовой системой, а стало быть, и «эко­номикой» страны. Даже смешно, когда наши власти говорят, что в условиях кризиса они переходят к управлению страной в «ручном» режиме. Они не управляют страной ни в «ручном», ни в каком ином режиме, поскольку к ры­чагам денежного управления они не допущены. Банк России практически не занимается рефинансированием (проще говоря, кредитованием) отечествен­ных коммерческих банков. Тем самым наши банки вынуждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (т.е. мировым ростовщикам), попадая во все бóльшую долговую зависимость от них. По сути, федеральный закон о Центральном банке и реальная политика денежных властей страны превра­тили Банк России в некое подобие филиала Федеральной резервной системы США, лишили Российскую Федерацию ее финансового суверенитета.

Момент четвертый. Чтобы у Банка России не было соблазна превра­титься из «валютного обменника» в некое подобие настоящего центрального банка, законодатели специально ввели в закон о ЦБ статью 22. Указанная ста­тья гласит: «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюдже­та, покупать ценные бумаги при их первичном размещении за исключением тех случаев, когда это предусматривается Федеральным законом о федераль­ном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансиро­вания дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Выше мы отмечали, что ФРС осуществляет денежную эмиссию, прежде всего посредством предоставления кредитов правительству. В руки Феде­рального резерва разными путями попадают ценные бумаги правительства

1 А Мк К ЦБ? Р: http:malchishorgindex php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=35

(облигации казначейства), и под них банки эмитируют деньги. Примерно та­кая же модель денежной эмиссии существует в Европе (Европейский цен­тральный банк) и в Японии. Значительная часть государственных облигаций имеет длительные сроки погашения, что позволяет банкам развитых стран формировать «длинные» кредиты, с помощью которых можно осуществлять финансирование долгосрочных проектов. Эмиссия денег под обязательства правительства позволяет проводить денежно­кредитную политику, не зави­сящую от внешнеэкономических факторов1.

Все это находится в разительном контрасте с тем, что мы имеем в Рос­сии: денежная эмиссия Банка России напрямую определяется конъюнктурой на мировом рынке углеводородов. Наши «профессиональные экономисты» очень любят ссылаться на «западный опыт», но в данном случае они делают вид, что не замечают этого опыта.

Момент пятый. Банк России имитирует бурную деятельность по борь­бе с инфляцией, а на самом деле он занимается тем, что систематически «душит» товаропроизводителей. Руководство Центрального банка путает причины и следствия в экономике. А может быть, делает вид, что путает. Денежные власти страны устанавливают высокую ставку рефинансирова­ния (ставку кредитов Банка России для коммерческих банков). Сегодня она находится где­то на уровне 10%. Стало быть, коммерческие банки, которые должны получить свой доход (так называемая маржа – 10–15%), повышают ставки кредитов для предприятий реального сектора экономики до 20–25%, а эта ставка является «убийственной» для предприятий, так как рентабель­ность производства в большинстве отраслей экономики сегодня ниже 20– 25%. В условиях кризиса центральные банки других стран понизили ставки рефинансирования до 1–2%.

Почему же Банк России проявляет здесь такую «оригинальность» и та­кую «жесткость» (учитывая, что экономика находится в состоянии кризиса)? Логика у денежных властей такова: ставка рефинансирования не может быть ниже показателя инфляции. То есть инфляция у денежных властей выступает в качестве фактора, определяющего ставку по кредитам. Иначе говоря, у них инфляция причина, а процент по кредиту – следствие. Но все наоборот. Дело в том, что инфляционный рост цен определяется в немалой степени процентами по кредиту.

Ведь плата за кредит в условиях «рыночной экономики» – важнейшая составляющая издержек производства. В «рыночной экономике» (нравится нам это или нет) деньги действительно стали таким же фактором произ­водства, как рабочая сила, капитал (основные фонды), земля (природные

1 Пб: М В Еш Экк Р бь экк М: Экк, 2005

ресурсы). Удорожание денег так же раскручивает инфляционный рост цен, как и удорожание рабочей силы или земли. Если, скажем, средний процент по кредиту равняется 25%, то это означает, что стоимость денег в экономи­ке также равна 25% и что издержки товаропроизводителей повышаются на четверть по сравнению с ситуацией, когда ставка по кредиту равна 0%. По сравнению со ставкой 5% повышение издержек составит 20%.

Стало быть, для того чтобы снизить инфляцию, надо понизить ставки по кредиту. А ставки по кредиту зависят от количества денег в обращении. Чем меньше денег, тем выше спрос на них, тем выше проценты по кредиту. Стало быть, корень инфляции – в недостатке денег. А Центральный банк страны как раз и создает дефицит денег в экономике, сохраняя ставки рефи­нансирования на высоком уровне. То есть Банк России под предлогом «борь­бы с инфляцией» не решает своей основной задачи – обеспечение хозяйства достаточным количеством денег. Сегодня уровень монетизации (т.е. обе­спеченности деньгами) у нас ниже, чем в США, Западной Европе, Китае и ряде развивающихся стран1.

Справедливости ради следует сказать, что по сравнению с прошлым десятилетием уровень монетизации российской экономики несколько по­высился. Однако это произошло в значительной степени стихийно – под влиянием внешних факторов (высокие цены на нефть, увеличение экспорт­ной выручки, обмен нефтедолларов на рубли). Повышение предложения де­нег на внутреннем рынке не привело к здоровому оживлению российской экономики (росту инвестиций в производство, изменению сырьевой струк­туры экономики и т.п.), а трансформировалось в инфляционный рост цен на товары и услуги, а также в появление «пузырей» на фондовом рынке и рынке недвижимости. Процессы, которые происходили в экономике после кризиса 1998 года, показывают, что Центральный банк, функционирующий на принципах «валютного управления», не в состоянии управлять процес­сом инфляции в стране.

Правда, в управлении инфляцией Банку России пытается помогать Ми­нистерство финансов РФ, которое уже в течение нескольких лет изымает «излишнюю» денежную массу из обращения, формируя Стабилизационный фонд. Т.е. Минфин следует той же логике, что и Банк России: чем меньше в обращении денег, тем лучше.

Итак, денежные власти страны перепутали причину и следствие в связке «цена денег – инфляция» и следуют в своей денежно­кредитной политике из­

1 Пкь экк б ш М2 (ь + ь) к ВВП В РФ э к 40%, бьш экк х х 80%, К – 150%

вращенной логике «цена денег определяется инфляцией»1. Отсюда вытекают два неприятных для российской экономики следствия.

Следствие первое: высокая цена на деньги и вызываемый этим инфляци­онный рост цен.

Следствие второе: быстрый рост внешней задолженности российских предприятий и банков, которые вынуждены обращаться за дешевыми день­гами в зарубежные банки. В середине текущего десятилетия в российской экономике начался «бум», который был обусловлен дешевыми зарубежными кредитами. При этом кредиты шли в те сектора, которые были хорошо обе­спечены залогами или имели быструю оборачиваемость капитала: нефтяную промышленность, недвижимость, торговлю. Кое­что через межотраслевые связи стало перепадать и другим секторам экономики.

Неглинка (Банк России) и Ильинка (Минфин) к указанному «оживлению» не имели почти никакого отношения. Единственный шаг, который сделали денежные власти, очень прост: они отдали российскую экономику на «откуп» западных ростовщиков. При этом, однако, денежные власти не забывали ре­гулярно рапортовать об «оживлении» как о своем «достижении».

Оборотной стороной этого «оживления» стало то, что за последние де­сять лет совокупный внешний долг российских компаний и банков увели­чился на порядок и превысил в конце 2009 года 400 млрд. Об экономических, социальных и политических следствиях быстрого роста внешней негосудар­ственной задолженности мы распространяться не будем. Слишком обширная и больная тема. Отметим только: в 2010 году выплаты по внешнему долгу должны составить 106,4 млрд долл.2. По нашим оценкам, так называемых «резервных» денег (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) хватит с трудом лишь для того, чтобы расплатиться с долгами стратегически значимых российских предприятий3. А если не расплатимся, то они уйдут за долги иностранным ростовщикам. А уж о повышении «национального благо­состояния» придется забыть.

Таким образом, резюмируем: Банк России верно и неуклонно проводит политику уничтожения российской экономики.

1 Б б б щ бк А Мк:

К к К;

ф “” экк: к б?;

П экк х?;

К Об ф Р х экк Чь

Пбк щ МьшКбьш (: http: malchishorg) х 2 Ок Бк Р 3 Бьш х шх Р х х к

В заключение темы позволю себе привести пространную цитату из ра­боты Владимира Дегтерева, которая дополняет сказанное выше о Централь­ном банке России:

«Если Госбанк СССР обеспечивал движение государственных финансо­вых ресурсов, то ЦБР (Центральный банк России. – В. К.) был “отделен” от государства. Сделано это по рекомендации американских специалистов. Тог­да главные центры управления страной были буквально наводнены кадровы­ми сотрудниками спецслужб США, которые диктовали новым чиновникам, что и как надо делать для переустройства жизни в стране. В СССР именно правительство решало, какую часть поступивших финансовых средств (в том числе вновь эмитированных и валютных) использовать для государственных нужд, а какую – для пополнения ресурсов Госбанка. В “демократической” России государство в лице правительства было полностью лишено права рас­поряжаться как рублями, так и валютой, которую импортеры обязаны были ему продавать. Оно могло лишь поменять в ЦБР полученную таможней ва­люту на рубли, на худой конец, занять у него некоторую сумму. По сути глав­ный эмиссионный и расчетный центр страны был превращен в некую част­ную фирму, контролируемую узким кругом лиц из числа его руководителей и тех, кто причастен к их назначению. Если прежде денежная эмиссия была монополией государства, то теперь деньги стала «печатать» частная лавочка. А эмиссионный доход, до этого поступавший в госбюджет, стал «законным» заработком этих лиц. И хотя ЦБР формально числится государственным учреждением, его руководителям дано право определять пути использова­ния поступивших в их распоряжение финансовых ресурсов и придумывать формы своей отчетности. Остальное, как говорится, дело техники»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...