Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительский кооператив




Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

 

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

Параграф 6, посвященный некоммерческим корпоративным организациям, как и следующий параграф 7, посвященный некоммерческим унитарным организациям, введены в комментируемой главу Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ вместо прежнего параграфа 5 данной главы, в котором говорилось о НКО. Как говорилось выше, указанным Законом деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации сохранено, но при этом введено деление юридических лиц на корпоративные и унитарные (см. ст. 50 и 65.1, а также коммент. к ним).

В подпараграфе 1 § 6 комментируемой главы, состоящем лишь из комментируемой статьи, закреплены общие (основные) положения о некоммерческих корпоративных организациях. Открывает комментируемую статью пункт, в котором определено понятие некоммерческих корпоративных организаций, - таковыми признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 комментируемой главы.

В приведенном определении понятия некоммерческих корпоративных организаций нашли свое отражение:

положения п. 1 ст. 50 комментируемой главы, предусматривающие деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Как установлено в указанном пункте, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (НКО);

положения ч. 1 п. 1 ст. 65.1 комментируемой главы, в которых определено понятие корпоративных юридических лиц (корпораций). Согласно указанной части таковыми являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 данной главы. Пункт, к которому сделана отсылка, устанавливает, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а также предусматривает, что в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более 100 высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом.

Положения п. 2 комментируемой статьи определяют перечень организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие корпоративные организации. Эти положения закреплены соответственно положениям п. 3 ст. 50 комментируемой главы, определяющим перечень организационно-правовых форм НКО, и положениям ч. 1 п. 1 ст. 65.1 комментируемой главы, в которых перечислены организации, относящиеся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям).

Соответственно указанным положениям § 6 комментируемой главы включает в себя подпараграфы 2 "Потребительский кооператив", 3 "Общественные организации", 4 "Ассоциации и союзы", 5 "Товарищества собственников недвижимости", 6 "Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" и 7 "Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации".

В пункте 3 комментируемой статьи закреплены общие нормы, регламентирующие создание некоммерческих корпоративных организаций: некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п.; указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Общие нормы, регламентирующие создание НКО, содержатся в ст. 13 Закона 1996 г. о НКО. Указанной статьей (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ*(178)) наряду с прочим предусмотрено следующее: НКО может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой НКО такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (п. 1); решение о создании НКО в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем) (п. 2).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Это положение соответствует общим нормам п. 3 и 4 ст. 213 "Право собственности граждан и юридических лиц" части первой ГК РФ. Так, согласно п. 3 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) НКО, кроме учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. В пункте 4 указанной статьи наряду с прочим установлено, что общественные и религиозные организации (объединения) являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами; учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации; в случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность отнесения уставом некоммерческой корпоративной организации к компетенции коллегиального органа корпорации принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, а также решений об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации.

Подобное регулирование содержится в общих положениях п. 3 ст. 29 Закона 1996 г. о НКО, согласно которым учредительными документами НКО может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, не составляющих исключительную компетенцию высшего органа управления НКО, как: утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана НКО и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств НКО; участие в других организациях.

 

Потребительский кооператив

 

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

Подпараграф 2 § 6 комментируемой главы, состоящий из двух статей (ст. 123.2 и 123.3), посвящен такой некоммерческой корпоративной организации, как потребительский кооператив. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 50 комментируемой главы к потребительским кооперативам относятся в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

До принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ соответствующая регламентация содержалась в ст. 116 "Потребительский кооператив" § 5 "Некоммерческие организации" комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции. Закон 1996 г. о НКО, как указывалось в п. 3 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 278-ФЗ*(179)), на потребительские кооперативы не распространялся (как и на ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан).

В комментируемой статье закреплены основные положения о потребительском кооперативе. Открывает данную статью норма, определяющая понятие потребительского кооператива - таковым признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Тем самым почти с точностью воспроизведено положение п. 1 ст. 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции.

Согласно заключительному положению п. 3 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.) нормы комментируемой главы в новой редакции о потребительских кооперативах (ст. 123.2 и 123.3) применяются к созданным до дня его вступления в силу потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам. В отношении перечисленных видов юридических лиц необходимо отметить следующее.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию России, определяет Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (название в ред. Федерального закона от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ)*(180), что и закреплено в его преамбуле. В статье 1 названного Закона определено, что потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Жилищным и жилищно-строительным кооперативам посвящен раздел V "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы" ЖК РФ, в ч. 1 ст. 110 которого (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ*(181)) определено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных данным Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Положениями ч. 2 и 3 указанной статьи также предусмотрено следующее:

члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство;

члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив наряду с садоводческим, огородническим или дачным потребительским товариществом, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим партнерством являются видами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединений граждан, правовое положение которых, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, права и обязанности членов которых устанавливает Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (обозначается в настоящей работе "Закон 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях"), что и закреплено в п. 1 его ст. 2. До вступления в силу названного Закона на территории РФ Законом СССР "О кооперации в СССР" регулировалась деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

Согласно определению, данному в ст. 1 Закона 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это НКО, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Отношения по осуществлению взаимного страхования имущественных интересов членов общества взаимного страхования, создаваемого в качестве НКО, а также установление особенностей правового положения общества, условий его деятельности, прав и обязанностей членов общества являются предметом регулирования Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании"*(182), что и установлено в его ст. 2. В соответствии с ч. 1 ст. 5 названного Закона в целях взаимного страхования создается основанная на членстве НКО в форме общества взаимного страхования.

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов определяет Федеральный закон "О кредитной кооперации", на что указано в ч. 1 его ст. 1. Согласно определениям, данным в п. 2-4 ч. 3 указанной статьи:

кредитный потребительский кооператив - это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);

кредитный потребительский кооператив граждан - это кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица;

кредитный кооператив второго уровня - это кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

О фондах проката (кстати говоря. и о фондах взаимного кредитования) говорится в ст. 11 упомянутого выше Закона 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях. Как предусмотрено указанной статьей:

садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном ГК РФ (п. 1)

фонды взаимного кредитования создаются в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования (п. 2);

фонды проката создаются садоводами, огородниками и дачниками в целях обеспечения учредителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений современными средствами производства, применяемыми при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков (п. 3).

Правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации России, определяет Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (обозначается в настоящей работе как "Закон 1995 г. о сельхозкооперации"), что и закреплено в его преамбуле.

Как определено в п. 1 ст. 4 Закона 1995 г. о сельхозкооперации (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ), сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Согласно пункту 2 данной статьи потребительские кооперативы являются НКО и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 указанной статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

Указанной статьей 4 Закона 1995 г. о сельхозкооперации также предусмотрено следующее:

к перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других) (п. 3);

сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое (п. 4);

обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги (п. 5);

снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других) (п. 6);

садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства (п. 7).

Перечисленные законодательные акты, определяющие правовое положение потребительских обществ, жилищных, жилищно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фонов проката, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, впредь до приведения их в соответствие с положениями комментируемой главы в новой редакции применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям комментируемой главы в новой редакции (см. введение).

Раннее, до принятия указанных законодательных актов на территории РФ Законом СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР"*(183) регулировалась деятельность жилищно-строительных, жилищных, гаражно-строительных, дачно-строительных кооперативов, товариществ индивидуальных застройщиков, иных потребительских кооперативов, создаваемых гражданами на добровольных началах для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.

В положениях части 1 п. 2 комментируемой статьи определен перечень сведений, которые должен содержать устав потребительского кооператива. Этот перечень сформулирован, исчерпывающе, что, впрочем, не исключает установление законом дополнительных требований к содержанию устава общественной организации. В часть 1 п. 2 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 2 ст. 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, которыми предусматривалось, что устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 комментируемой главы, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в т.ч. о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Часть 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливает требования к наименованию потребительского кооператива - наименование должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Тем самым воспроизведены положения п. 3 ст. 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, но с изменениями. Так, ранее предусматривалось, что наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".

В части 2 п. 2 комментируемой статьи также установлено специальное требование к наименованию общества взаимного страхования - оно должно содержать слова "некоммерческая организация" и "взаимное страхование". Это положение является нововведением, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О взаимном страховании" наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".

Законодательными актами, о которых говорилось выше, устанавливались специальные требования к наименованиям и других видов перечисленных выше организаций:

Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие); в названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается (ст. 2 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации");

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнерство" (п. 1 ст. 5 Закона 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях);

наименование потребительского кооператива, осуществляющего деятельность, предусмотренную частью 1 ст. 3 Федерального закона "О кредитной кооперации", должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив"; организации, не отвечающие требованиям названного Закона, не вправе использовать в своих наименованиях словосочетание "кредитный потребительский кооператив"; кредитный кооператив, членом которого является юридическое лицо, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание "кооператив граждан" (ч. 6 и 7 ст. 7 Федерального закона "О кредитной кооперации");

наименование сельскохозяйственного потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова "сельскохозяйственный потребительский кооператив" (п. 14 ст. 4 Закона 1995 г. о сельхозкооперации в ред. Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 73-ФЗ).

В пункте 3 комментируемой статьи в рамках регламентации преобразования потребительского кооператива установлено, что данный вид реорганизации осуществляется по решению членов, а также предусмотрено, что преобразование может осуществлено лишь в общественную организацию, ассоциацию (союз), АНКО или фонд. Статья 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции подобной регламентации не содержала.

Данный пункт также определяет особенности преобразования жилищного или жилищно-строительного кооператива - такой кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости. Тем самым воспроизведена норма ст. 122 ЖК РФ, в соответствии с которой жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в ТСЖ. При этом учтено, что согласно заключительному положению п. 6 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 1 сентября 2014 г.) к созданным до дня его вступления в силу ТСЖ применяются нормы комментируемой главы о товариществах собственников недвижимости (см. коммент. к ст. 123.12).

Законодательными актами, о которых говорилось выше, предусматривались особенности преобразования только общества взаимного страхования и кредитного кооператива:

в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О взаимном страховании" реорганизация общества взаимного страхования в форме преобразования возможна только в случае преобразования общества в хозяйственное общество, осуществляющее страхование. Там же установлено, что до завершения преобразования общества оно должно прекратить страховые обязательства;

в части 5 ст. 9 Федерального закона "О кредитной кооперации" предусмотрено, что кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

 

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

Комментируемая статья закрепляет обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов и предусматривает последствия невыполнения этой обязанности. В данной статье воспроизведены положения п. 4 ст. 116 "Потребительский кооператив" комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, о чем подробнее сказано ниже. Здесь же следует отметить, что постольку, поскольку потребительский кооператив является корпорацией, на членов потребительского кооператива распространяется общие положения ст. 65.2 § 1 "Основные положения" комментируемой главы о правах и обязанностях участников корпорации.

В пункт 1 комментируемой статьи почти без изменений вошли положения ч. 1 п. 4 ст. 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, закрепляющие обязанность членов потребительского кооператива в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов, а также предусматривающие, что в случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Эти же положения закреплены в отношении членов сельскохозяйственного потребительского кооператива в п. 3 ст. 37 Закона 1995 г. о сельхозкооперации, но есть один отличительный момент - предусмотрено, что образовавшиеся убытки члены кооператива обязаны покрыть за счет резервного фонда кооператива либо путем внесения дополнительных взносов. В отношении членов садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в п. 3 ст. 4 Закон 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях указано лишь то, что члены такого кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов.

В отношении членов общества взаимного страхования положения, подобные рассматриваемым, закреплены в ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О взаимном страховании" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ), но со значительными отличиями: в случае, если по итогам отчетного года финансовый результат осуществления взаимного страхования является отрицательным, общее собрание членов общества одновременно с утверждением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принимает решение об источнике покрытия образовавшегося убытка за отчетный год, в том числе может принять решение о внесении членами общества дополнительного взноса; убыток за отчетный год должен быть покрыт в течение шести месяцев со дня окончания отчетного года; отрицательный финансовый результат осуществления взаимного страхования должен быть подтвержден данными годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пункт 2 комментируемой статьи в точности воспроизводит часть 2 п. 4 ст. 116 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, которой предусматривалось, что члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Это же положение закреплено в отношении членов сельскохозяйственного потребительского кооператива в п. 3 ст. 37 Закона 1995 г. о сельхозкооперации, а в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива - в п. 3 ст. 4 Закон 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях. Субсидиарная ответственность регламентирована положениями ст. 399 гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" части первой ГК РФ. Права кредитора при солидарной обязанности предусмотрены положениями ст. 323 гл. 22 данного Кодекса.

В отношении членов общества взаимного страхования рассматриваемые положения продублированы в ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О взаимном страховании" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 294-ФЗ*(184)), но с соответствующей детализацией: члены общества взаимного страхования солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества; указанная субсидиарная ответственность означает, что в случае невнесения членом общества дополнительного взноса каждый другой член общества обязан внести часть такого дополнительного взноса пропорционально причитающейся к получению от члена общества страховой премии.

 

Общественные организации

 

Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях

В подпараграфе 3 § 6 комментируемой главы, состоящем из четырех статей (ст. 123.4-123.7), говорится о такой некоммерческой корпоративной организации, как общественная организация. Согласно подпункту 2 п. 3 ст. 50 комментируемой главы к общественным организациям относятся в т.ч. политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.

До принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (а именно им введен указанный параграф) речь шла о такой единой организационно-правовой форме НКО, как общественные или религиозные организации (объединения). Указанной форме были посвящены статья 117 "Общественные и религиозные организации (объединения)" комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции и статья 6 "Общественные и религиозные организации (объединения)" Закона 1996 г. о НКО с аналогичным названием. В новой редакции комментируемой главы общественная организация рассматривается как некоммерческая корпоративная организация, а религиозная организация - как некоммерческая унитарная организация. Религиозной организации посвящен подпараграф 4 "Религиозные организации" § 7 "Некоммерческие унитарные организации" комментируемой главы.

Как отмечалось в п. 7.1.3 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ, различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность; в качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица; с этой точки зрения следует также отметить, что федеральные законы, регламентирующие правовое положение таких организаций, в части гражданско-правового регулирования противоречивы и не согласованы ни друг с другом, ни с общими нормами ГК.

Комментируемая статья содержит основные положения об общественных организациях. Открывающий данную статью пункт определяет понятия общественных организаций: таковыми признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Тем самым в соответствующей части воспроизведено положение ч. 1 п. 1 ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, продублированное в п. 1 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО, определявшее, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

В части 2 указанного п. 1 ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции и п. 1 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО устанавливалось, что общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это положение не вошло в комментируемую статью, поскольку соответствующее регулирование закреплено в ст. 50 комментируемой главы. Так, согласно п. 4 указанной статьи НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (см. комментарий к указанной статье).

Не вошло в комментируемую статью и положение п. 3 упомянутой ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, предусматривавшее, что особенности правового положения общественных организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются законом (подобное положение закреплялось и в п. 3 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО). Речь шла, прежде всего, о Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"*(185), действие которого согласно его ст. 2 распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Общественная организация в соответствии со ст. 7 названного Закона (здесь и далее в ред. Федерального закона от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ*(186)) является одной из организационно-правовых форм общественных объединений, наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией. Как определено в ч. 1 ст. 8 названного Закона, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответстви<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...