Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономные некоммерческие организации




 

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

В подпараграфе 3 § 7 комментируемой главы, состоящем из двух статей (ст. 123.24 и 123.25), говорится о такой некоммерческой унитарной организации, как автономная некоммерческая организация (обозначается в настоящей работе как "АНКО"). Ранее, до принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, в комментируемой главе такая форма НКО лишь упоминалась, посвящена же этой форме была статья 10 "Автономная некоммерческая организация" Закона 1996 г. о НКО.

Комментируемая статья содержит основные положения об АНКО. В части 1 п. 1 данной статьи определено понятие АНКО: такой организацией признается унитарная НКО, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Подобным образов в п. 1 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО определялось, что АНКО признается не имеющая членства НКО, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. В этом же пункте 1 предусматривались два способа создания АНКО: 1) в результате учреждения АНКО гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов; 2) путем преобразования в АНКО юридического лица другой организационно-правовой формы в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Указанный пункт 1 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ, урегулировавшим порядок преобразования унитарных предприятий в АНКО. В прежней редакции данного пункта было определено, что АНКО признается не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Преобразование унитарного предприятия в АНКО регламентировано статьей 32 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в п. 1 которого (в ред. того же Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ) предусмотрено, что федеральное государственное унитарное предприятие может быть преобразовано в АНКО.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что АНКО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Закон 1996 г. о НКО не содержал такого специального положения в отношении АНКО. Согласно же общему положению п. 1.3 ст. 15 Закона 1996 г. о НКО (пункт введен Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) НКО может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определен перечень сведений, которые должен содержать устав АНКО (при этом одновременно установлено требование к наименованию АНКО - оно должно включать слова "автономная некоммерческая организация"). Этот перечень сформулирован открытым - указано, что устав АНКО должен содержать и иные предусмотренные законом сведения. Закон 1996 г. о НКО не содержит специальных требований к содержанию устава АНКО. Согласно же общим положениям названного Закона в учредительных документах НКО должны определяться наименование НКО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения НКО, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство), источники формирования имущества НКО, порядок внесения изменений в учредительные документы НКО, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные названным Законом и иными федеральными законами.

Как следует из ч. 1 п. 1 ст. 52 комментируемой главы, АНКО действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (см. комментарий к указанной статье). То, что утвержденный учредителями устав является учредительным документом для АНКО, закреплено также в п. 1 ст. 14 Закона 1996 г. о НКО. В указанном пункте 1 также предусмотрено, что учредители АНКО вправе заключить учредительный договор, однако данный документ с учетом положений п. 1 ст. 52 комментируемой главы учредительным документом для АНКО не является.

Положения ч. 1 и 2 п. 3 комментируемой статьи в точности воспроизводят положения п. 1 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО, согласно которым:

имущество, переданное АНКО ее учредителями (учредителем), является собственностью этой организации. Учредители АНКО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Общие положения, подобные которым закреплены в ч. 1 п. 3 комментируемой статьи, содержатся в п. 3 ст. 213 части первой ГК РФ. Согласно этим общим положениям НКО являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям;

учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНКО, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Положение ч. 2 п. 3 комментируемой статьи соответствует пункту 2 ст. 56 комментируемой главы, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом. Соответственно, в отношении АНКО изъятия из изложенного общего правила не установлены.

В пункте 4 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 4 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО, устанавливающее, что учредители АНКО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. В данном положении речь идет о цене оказываемых услуг, иных условиях договора о возмездном оказании услуг, о предпочтениях в оказании услуг и т.д.

Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует осуществление АНКО предпринимательской деятельности: данная организация вправе заниматься такой деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. Соответственно, в данном пункте детализировано положение п. 4 ст. 50 комментируемой главы, согласно которому НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (см. комментарий к указанной статье). Однако, в отличие от изложенного общего правила в п. 5 комментируемой статьи говорится о предпринимательской деятельности, а не о деятельности, приносящей доход. Детализация же изложенного общего правила выражается в указании способов осуществления АНКО предпринимательской деятельности - создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

В пункте 2 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО указывалось лишь то, что АНКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Это положение было закреплено соответственно положению ч. 2 п. 3 ст. 50 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, предусматривавшему, что НКО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

В положениях п. 6 комментируемой статьи регламентировано изменение состава учредителей АНКО: в части 1 пункта предусмотрено право лица по своему усмотрению выйти из состава учредителей организации; часть 2 пункта устанавливает, что новые лица могут быть приняты в состав учредителей АНКО по решению учредителей организации, принятому единогласно. Данные положения являются нововведениями Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, которые, кстати говоря, в первоначальном проекте Федерального закона N 47538-6 не содержались. Таким образом, следует лишь ожидать внесения соответствующих изменений в Закон 1996 г. о НКО.

Пункт 7 комментируемой статьи, регламентируя преобразование АНКО, предусматривает, что данная организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд. Тем самым воспроизведено положение п. 3 ст. 17 Закона 1996 г. о НКО, согласно которому АНКО вправе преобразоваться в фонд. Этот пункт ст. 17 претерпел изменения дважды: до внесения Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ изменения устанавливалось, что АНКО вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд, а до внесения Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ изменения - что АНКО вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд.

В пункте 8 комментируемой статьи предусмотрено, что в части, не урегулированной ГК РФ, правовое положение АНКО, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом. Исходя из п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ под законом при этом должны иметься в виду данный Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. Однако, речь идет об иных федеральных законах, нежели ГК РФ, и прежде всего - о Законе 1996 г. о НКО, который в соответствии с п. 1 его ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО как юридических лиц, формирования и использования имущества НКО, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления НКО и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон 1996 г. о НКО согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ впредь до приведения его в соответствие с положениями комментируемой главы в новой редакции применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям комментируемой главы в новой редакции (см. введение).

 

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

Комментируемая статья регламентирует управление АНКО. В рамках данной регламентации в п. 1 статьи предусмотрено, что управление деятельностью АНКО осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями. То, что устав АНКО должен содержать сведения о составе, порядке образования и компетенции органов АНКО, закреплено непосредственно в п. 2 ст. 123.24 комментируемой главы (см. указанную статью и комментарий к ней).

Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают возможность создания постоянно действующего коллегиального органа (органов) АНКО. Такие орган или органы создаются по решению учредителей (учредителя) АНКО. Компетенция таких органа или органов устанавливается уставом АНКО.

Согласно пункту 1 ст. 29 Закона 1996 г. о НКО коллегиальный высший орган управления является высшим органом управления для АНКО. В пункте 5 указанной статьи 29 установлено, что для АНКО лица, являющиеся работниками этой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления АНКО.

В пункте 3 комментируемой статьи установлена обязательность наличия единоличного исполнительного органа АНКО, в качестве возможных наименований которого прямо указаны "председатель" и "генеральный директор" (допустимы и иные варианты). Такой орган назначают учредители (учредитель) АНКО, при этом предусмотрена возможность назначения таким органом один из ее учредителей-граждан.

Закон 1996 г. о НКО не содержит специальных положений, посвященных исполнительному органу АНКО. Согласно же общим положениям п. 1 ст. 30 названного Закона исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным; он осуществляет текущее руководство деятельностью НКО и подотчетен высшему органу управления НКО.

Как предусмотрено в п. 2 ст. 28 Закона 1996 г. о НКО, в случае, если учредителем АНКО является Россия, актом Правительства РФ о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться:

1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления АНКО, нежели предусмотренные названным Законом;

2) не предусмотренные названным Законом органы управления АНКО;

3) иное разграничение компетенции между органами управления АНКО, чем предусмотрено названным Законом.

Изложенный пункт введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 134-ФЗ*(225), авторами проекта которого отмечалось, что необходимость таких нововведений обусловлена целями реализации положения подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 17 апреля 2012 г. N 455 "Об общественном телевидении в Российской Федерации"*(226). Соответственно, положения этого пункта применены при издании распоряжения Правительства РФ от 12 сентября 2012 г. N 1679-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Общественное телевидение России"*(227), которым утвержден устав АНКО "Общественное телевидение России".

В пункте 5 ст. 10 Закона 1996 г. о НКО предусмотрено, что в случае, если учредителем АНКО является Россия, субъект РФ или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления АНКО устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Изложенный пункт введен упомянутым выше Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ (см. комментарий к ст. 123.24) и на его основании издано Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 33 "Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации"*(228).

 

Религиозные организации

 

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

В подпараграфе 4 § 7 комментируемой главы, состоящем из трех статей (ст. 123.26-123.28), говорится о такой некоммерческой унитарной организации, как религиозная организация. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 123.4), что до принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (а именно им введен указанный параграф) речь шла о такой единой организационно-правовой форме НКО, как общественные или религиозные организации (объединения). Указанной форме были посвящены статья 117 "Общественные и религиозные организации (объединения)" комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции и статья 6 "Общественные и религиозные организации (объединения)" Закона 1996 г. о НКО с аналогичным названием. В новой редакции комментируемой главы религиозная организация рассматривается как некоммерческая унитарная организация, а общественная организация - как некоммерческая корпоративная организация, а религиозная организация - как некоммерческая унитарная организация. Общественной организации посвящен подпараграф 3 "Общественные организации" § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" комментируемой главы.

Комментируемая статья содержит основные положения о религиозных организациях. Открывающий данную статью пункт определяет понятия религиозной организации: таковой признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

В положении ч. 1 п. 1 ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, продублированном в п. 1 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО, определялось лишь то, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, о котором идет речь в п. 1 комментируемой статьи, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(229), регулирующий согласно его ст. 1 правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В статье 8 названного Закона наряду с прочим закреплены следующие основные положения о религиозных организациях (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ*(230)), на основании которых и закреплены положения п. 1 комментируемой статьи:

религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1);

религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (п. 2);

местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (п. 3);

централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п. 4);

религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 ст. 6 названного Закона, в т.ч. руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 6).

Положения п. 2 комментируемой статьи называют правовые акты, которыми определяется правовое положение религиозных организаций и на основании которых они осуществляют свою деятельность.

Согласно части 1 данного пункта гражданско-правовое положение религиозных организаций определяет ГК РФ, но в ч. 2 данного пункта указано, что правовое положение религиозных организаций определяется также законом о свободе совести и о религиозных объединениях, т.е. Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". В пункте 3 ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции устанавливалось, что особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются законом. В свою очередь, пункт 4 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО (в ред. Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ) предусматривал, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях. Соответственно, в п. 4 ст. 1 Закона 1996 г. о НКО перечислялись положения данного Закона, которые не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (как и Закон 1996 г. о НКО) согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ впредь до приведения его в соответствие с положениями комментируемой главы в новой редакции применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям комментируемой главы в новой редакции (см. введение).

В части 3 п. 2 комментируемой статьи установлено, что религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Устав, утвержденный учредителями религиозной организации или централизованной религиозной организацией, согласно ч. 1 п. 2 ст. 123.27 комментируемой главы является учредительным документом религиозной организации (см. комментарий к указанной статье). Внутренним установлениям религиозных организаций посвящена статья 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", которой предусмотрено следующее: религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (п. 1); государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ (п. 2). Как видно, по сути. Положения первого из приведенного пунктов и воспроизведены в ч. 3 п. 2 комментируемой статьи.

Часть 4 п. 2 комментируемой статьи, определяя основы управления религиозной организацией, указывает, что порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами). Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не содержит таких положений, что означает необходимость внесения соответствующих изменений в него. Нововведения закреплены по аналогии с пунктом 1 ст. 28 Закона 1996 г. о НКО (действие статьи не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке), в котором указано, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления НКО, порядок принятия ими решений и выступления от имени НКО устанавливаются учредительными документами НКО в соответствии с названным Законом и иными федеральными законами.

Необходимо иметь в виду, что пункт 3 ст. 123.27 комментируемой главы предусматривает особенности управления религиозной организацией (см. указанную статью и комментарий к ней).

В пункте 3 комментируемой статьи установлен запрет реорганизации религиозной организации в форме преобразования в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Такой запрет не содержался ни в комментируемой главе в прежней редакции, ни в Законе 1996 г. о НКО, ни в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Соответственно, рассматриваемый запрет является нововведением Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, обусловленным следующим предложением, обозначенным в п. 3.7 разд. III Концепции развития гражданского законодательства РФ: исключение должны составлять правила о реорганизации фондов и учреждений, которые, не будучи корпорациями, вообще не подлежат преобразованию, а другие формы их реорганизации не могут вести к возникновению иных организационно-правовых форм некоммерческих (и тем более коммерческих) организаций; иначе говоря, фонды и учреждения могут сливаться, присоединяться, выделяться и разделяться только в рамках соответствующей организационно-правовой формы - на другие фонды и учреждения, и т.д. (см. комментарий к ст. 57).

 

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Комментируемая статья посвящена созданию религиозной организации (п. 1), учредительному документу религиозной организации (п. 2) и особенностям управления религиозной организацией (п. 3). В соответствии с п. 1 данной статьи создание религиозной организации осуществляется в следующем порядке:

местная религиозная организация создается не менее чем 10 гражданами-учредителями. В остальном рассматриваемый пункт отсылает к закону о свободе совести и о религиозных объединениях. Соответствующее регулирование содержится в п. 1 ст. 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией;

централизованная религиозная организация создается не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Это правило несколько отличается от того, которое закреплено в п. 2 упомянутой статьи 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" - централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Как установлено в п. 3 упомянутой статьи 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (пункт введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 180-ФЗ*(231)), не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в России;

лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности";

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Данное положение соответствует части 1 п. 1 ст. 52 комментируемой статьи, согласно которой юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Часть 1 п. 2 комментируемой статьи воспроизводит пункт 1 ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающий, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

Положения ч. 2 п. 2 комментируемой статьи определяют перечень сведений, которые должен содержать устав религиозной организации. Этот перечень сформулирован открытым - указано, что устав религиозной организации должен содержать и иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Перечень таких сведений определен в п. 2 ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в уставе религиозной организации указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации. В отношении порядка выполнения таких функций в данном пункте указано, что он устанавливается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Данные положения являются нововведениями Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, которые, кстати говоря, в первоначальном проекте Федерального закона N 47538-6 не содержались. Соответственно, следует лишь ожидать внесения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" положений, устанавливающих порядок выполнения учредителем (учредителями) религиозной организации функций органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации. О понятии внутренних установлений религиозных организаций см. комментарий к ст. 123.26.

 

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

В комментируемой статье закреплены положения, определяющие правовой режим имущества религиозной организации. Пункт 1 данной статьи устанавливает, что религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества. При этом непосредственно указано, что это положение касается в т.ч. имущества, приобретенного или созданного религиозными организациями за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

Подобные общие положения содержатся в п. 3 и 4 ст. 213 части первой ГК РФ, согласно которым: НКО являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3); общественные и религиозные организации (объединения) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 4).

Пункт 1 комментируемой статьи воспроизводит пункт 2 ст. 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлено, что религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству РФ. В пункте 2 указанной статьи 21 предусмотрено, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в т.ч. отнесенное к памятникам истории и культуры.

Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, определяет Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"*(232), что и закреплено в ч. 1 его ст. 1.

В пункте 2 комментируемой статьи определены особенности имущественной ответственности религиозной организации. Положения данного пункта представляют собой изъятие из общего правила ч. 1 п. 1 ст. 56 комментируемой главы, согласно которому юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (непосредственная ссылка на эти особенности содержится в ч. 2 указанного п. 1 ст. 56).

В рамках определения таких особенностей в п. 2 комментируемой статьи установлен запрет обращения взыскания по требованиям кредиторов на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения. При этом в отношении порядка установления перечня такого имущества данный пункт отсылает к закону о свободе совести и о религиозных объединениях.

До принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ такие особенности определялись положениями п. 5 ст. 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в которых устанавливалось, что на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Как отмечалось в Определении КС России от 19 октября 2010 г. N 1406-О-О*(233), данные положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, имеющее богослужебное назначение, и обеспечивающие тем самым функциональное использование данного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), ценность которого обусловлена, в первую очередь, характером такого использования, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения.

В отношении перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, в п. 5 ст. 21 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрено, что такой перечень устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Сведений об установлении Правительством РФ такого перечня нет, но при этом необходимо учитывать следующую правовую позицию, изложенную в упомянутом выше Определении КС России от 19 октября 2010 г. N 1406-О-О:

как следует из представленных судебных актов, удовлетворяя требования местной религиозной организации о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания и наложению ареста на ее имущество как должника, суды исходили из доказанности материалами дела (списком действующих синагог Федерации еврейских обществ России, показаниями свидетелей, заключениями специалистов и др.) факта использования спорной пристройки к зданию синагоги в богослужебных целях, т.е. для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

таким образом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством РФ перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы судов в деле заявителя об использовании указанного недвижимого имущества именно в богослужебных целях были сделаны на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в т.ч. функциональных признаков данного имущества и его фактического использования.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Тем самым в соответствующей части воспроизведено положение п. 2 ст. 117 комментируемой главы в прежней (первоначальной) редакции, продублированное в п. 2 ст. 6 Закона 1996 г. о НКО, предусматривавшее, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в т.ч. на членские взносы.

В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей. Аналогично сказанному в отношении предыдущего пункта следует отметить, что тем самым в соответствующей части воспроизведено положение п. 2 ст. 117 комме<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...