Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 35: медицинская арахноэнтомология. Типчленистоногие – Arthropoda.




ТЕМА 35: МЕДИЦИНСКАЯ АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ. ТИПЧленистоногие – Arthropoda.

КЛАСС Паукообразные - Arachnoidea. ПОДКЛАСС Клещи - Acarina.

РАБОТА 35. 1: Классификация типа Членистоногие, важнейшие представители типа Arthropoda, классов Crustacea и Arachnoidea, имеющие медицинское значение. ЗАПОЛНИТЬ таблицу 35. 1 «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные». Отметить латинские названия представителей и их медицинское значение.

Таблица 35. 1.

«Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные»

Таксон (латинское название) Представители (латинское названиие) Медицинское значение
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ Класс Ракообразные Подкласс Максиллоподы Отряд Веслоногие   циклопы р. Cyclops, р. Eucyclops  
Подкласс Высшие раки Отряд Десятиногие раки р. Caridina, р. Camboroides крабы р. Potamon, р. Eriocher  
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ Класс Паукообразные Отрад Скорпионы:     пестрый скорпион Buthus eupeus  
Отряд Пауки - тарантул Lycosa singoriensis - каракурт Latrodectus tredecimguttatus  
Отряд Клещи акариформные (настоящие) клещи   чесоточный зудень _________________________ железница угревая _________________________  
паразитиформные клещи: - иксодовые     - дермацентор   таежный ________________________________ собачий _________________________________   пастбищный _____________________________  
аргасовые   поселковый клещ __________________________  

 

РАБОТА 35. 2: Клещи — переносчики возбудителей трансмиссивных болезней (отряд Parasitiformes). Морфологические особенности клещей семейства иксодовые Ixodidae.

А. Рассмотреть препараты самца и самки иксодовых клещей, ротовых органов клеща. На тотальных микропрепаратах иксодовых клещей обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размер щитка.

Строение самки (слева) и самца (справа) собачьего клеща. ЗАПИСАТЬ органы клещей, обозначенные цифрами 1-5 1 – ___________________ 2 – ___________________ 3 – ___________________ 4 – ___________________ 5 – ___________________   Строение ротовых органов клеща. Рассмотреть микропрепарат ротовых органов клеща. ЗАПИСАТЬ части ротового аппарата клеща (1-3) 1 – _______________________ 2 – _______________________ 3 – _______________________  

Б. Основные морфологические особенности иксодовых клещей ____________________________________________________________________________________________________________

В. Медицинское значение иксодовых клещей ____________________________________________________________________________________________________________

РАБОТА 35. 3: Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes. Изучить строение поселкового клеща, обратить внимание на размер, положение ротовых органов, отсутствие щитка, форму тела.

А. Строение поселкового клеща. ОТМЕТИТЬ органы клеща, обозначенные цифрами 1-2 1 – _____________________________ 2 – _____________________________     Б. Основные морфологические особенности аргасовых клещей _______________________________________ _______________________________________ В. Медицинское значение аргасовых клещей _______________________________________ _______________________________________

РАБОТА 35. 4: Клещи отряда Acariformes возбудители болезней. Морфологические особенности акариформных клещей.

А. Чесоточный зудень - Sarcoptes scabei.

Б. Железница угревая - Demodex folliculorum.

А. Строение чесоточного клеща. ОБОЗНАЧИТЬна фотографияхограны клеща (соответствующими цифрами) 1 –ротовой аппарат 2– передние конечности 3 –задние конечности 4 –щетинки Б. Строение железницы угревой. На фотографияхОТМЕТИТЬ 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности.  

РАБОТА 35. 6: Медицинское значение пауков. Ядовитые паукообразные. НАПИСАТЬ латинские названия отрядов и видов паукообразных.

 

О. Скорпионы - ______________________ Медицинское значение _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ О. Пауки - ________________________ Вид Южнорусский тарантул________________________________ Медицинское значение _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ О. Пауки - ________________________ Вид «Черная вдова» __________________________________ Медицинское значение _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

РАБОТА 35. 6: Природная очаговость паразитарных болезней. Изучить схему « Болезни, передаваемые членистоногими». ОТМЕТИТЬ на схеме цветными маркерами (карандашами) болезни, в передаче которых участвуют клещи. НАПИСАТЬ виды клещей, которые переносят трансмиссивные природно-очаговые болезни, и название заболеваний.

 

А. Семейство Ixodidae 1 – ____________________________ 2 – ____________________________ 3 – ____________________________ 4 – ____________________________ Б. Семейство Argasidae 5 – ____________________________ В. Гамазовые клещи - Gamasoidea 6 – ____________________________ Г. Семейство краснотелковые клещи - ____________________________________________ ____________________________________________

РАБОТА 35. 7: Решить задачи Ответы занести в протокол.

Задача 35. 7. 1. После посещения бассейна ваш приятель стал ощущать сильный зуд между пальцами и на тыльной стороне ладоней. При осмотре на коже рук были обнаружены тонкие извилистые полоски грязного цвета.

1. Как предположительно называется болезнь, которая развилась у вашего приятеля? ___________________________________________

2. Кто возбудитель данной болезни? _______________________________________________________________________________

3. Как можно подтвердить предполагаемый диагноз? ___________________________________________________________________

 

Задача 35. 7. 2. Весной после прогулки в лесу студент обнаружил на теле присосавшегося клеща. Он имел следующее строение: тело клеща овальной формы, сильно сужено на переднем конце, длиной 3 мм, переднюю часть спины покрывает короткий щиток, который имеет светлый эмалевый рисунок с симметрично расположенными бурыми пятнами.

1. К какому семейству и роду относится обнаруженный клещ? _____________________________________________________________

2. Является обнаруженный клещ самцом или самкой? Почему? ____________________________________________________________

3. Возбудителей каких болезней может переносить этот клещ? ____________________________________________________________

Задача 35. 7. 3. К врачу обратился больной, который в домашних условиях удалил из кожи клеща овальной формы длиной около 10 мм, серовато-коричневой окраски, без щитков на теле, с бугристой структурой покровов. Ротовые органы клеща находились на брюшной стороне тела и не были видны со спинной стороны. Небольшие глаза клеща располагались по бокам тела. Через 7 дней у больного резко поднялась температура, а также появились признаки поражения печени и селезенки с развитием желтухи и кровоточивости этих органов. Приступы с повышением температуры повторялись каждые 7-8 дней.

Определите родовую принадлежность клеща. _________________________________________________________________________

Поставьте предположительный диагноз. _____________________________________________________________________________

Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ___________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 35. 7. 4. У человека с кожного покрова тела был удален клещ длиной около 12 мм, овальной формы с выступающим на переднем конце тела ротовым аппаратом. Коричневого цвета с беловатым эмалевым пигментом на различных участках хитинового щитка и расположенными по краю выемками (фестонами). Глаза у клеща располагались на боковых краях спинного щитка. Через 14 дней у человека поднялась температура до 39 °С и держалась 2 нед. На всем теле появилась характерная мелкая красноватая сыпь. Больной испытывал сильную головную боль и мышечную слабость.

Определите родовую принадлежность клеща. __________________________________________________________________________

Поставьте предположительный диагноз. ______________________________________________________________________________

Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ____________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 35. 7. 5. К врачу-дерматологу обратился больной с обширными поражениями эпидермиса в межпальцевых складках, тыльной стороны кистей, локтей, подмышечных впадин. На коже присутствовали характерная розово-голубая сыпь и сероватые нитевидные ходы. В этих местах у больного появился зуд, который был особенно сильным по ночам.

Определите родовую принадлежность клеща. _________________________________________________________________________

Поставьте предположительный диагноз. _____________________________________________________________________________

Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ___________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 35. 7. 6. У больного сальные железы и волосяные сумки кожи лица сильно воспалены. Обычные лечебно-косметические средства (лосьоны и пр. ) не дали эффекта. Микроскопическое исследование содержимого фолликулов показало наличие мелких клещей с червеобразным телом длиной 0, 3 мм.

Определите родовую принадлежность клеща. _________________________________________________________________________

Поставьте предположительный диагноз. _____________________________________________________________________________

Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ____________________________________________________________________________________________________________

 

 

  ФИО Дата Подпись
Выполнил      
Проверил      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...