Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 38-39: учение о природно-очаговых заболеваниях.




ТЕМА 38-39: УЧЕНИЕ О ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Возбудители многих болезней, представляющих опасность для человека, возникли и существуют в природе независимо от человека, который является для них случайным хозяином. Е. Н. Павловский


РАБОТА 38. 1: ЗАПОЛНИТЬ таблицу «Классификация природно-очаговых болезней». ЗАПИШИТЕ примеры болезней. Воспользуйтесь материалом учебника, лекций, методических рекомендаций к практическим занятиям.

ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ БОЛЕЗНИ

________________________________________

для существования очага инфекции необходимы три компонента или «очаговая триада»: возбудитель Þ переносчик Þ теплокровный хозяин.

___________________________________________ передача заразного начала происходит без участия переносчика (контактным путем)
_____________________________ (в передаче возбудителя участвует один вид переносчиков_ _________________________________ (передача одного и того же вида возбудителя происходит через переносчиков двух, трех и более видов членистоногих)

1 – _________________________________________

2 – _________________________________________

3 – _________________________________________

4 – _________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

 

1 – ________________________ 2 – ________________________ 3 – ________________________ ___________________________ 1 – __________________________ 2 – __________________________ 3 – __________________________ _____________________________

 

 

РАБОТА 38. 2: ОПИСАТЬ структуру природного очага, представленного на картинке. НАПИСАТЬ заболевание, циркулирующее в данном природном очаге.

Компоненты очага 1 – ___________________________________________ 2 – ___________________________________________ 3 – ___________________________________________ 4 – ___________________________________________ Заболевание ____________________________________

РАБОТА 38. 3: ЗАПОЛНИТЬ таблицу «Приуроченность природных очагов трансмиссивных заболеваний к ландшафтным зонам». Воспользуйтесь материалом учебника, лекций, методических рекомендаций к практическим занятиям.

Ландшафтная зона Природный очаг Переносчик

Тайга

Клещевой энцефалит Клещевой боррелиоз  
Сыпной клещевой тиф  
Пойменные луга Японский энцефалит  

Степи и пустыни

Клещевой возвратный тиф  
Лейшманиоз  
Чума  
Пустыни и саванны Трипаносомоз  

РАБОТА 38. 4: Важнейшие инвазии человека, распространенные в странах с умеренным и тропическим климатом. ЗАПОЛНИТЬ таблицу «Инвазии человека, распространенные в тропических странах». В таблице ЗАПИШИТЕ латинские названия возбудителей радом с названием болезни.

Инвазии Пероральные Перкутанные
Протозоозы Амебиаз ___________________________________ Криптоспоридиоз ____________________________ Малярия _____________________________________ Трипаносомозы ________________________________ Лейшманиозы _________________________________
Геогельминтозы Анкилостомоз ______________________________ Стронгилоидоз ______________________________ Трихостронгилоидоз __________________________ Трихоцефалез _______________________________ Некатороз ____________________________________ Анкилостомоз _________________________________ Стронгилоидоз ________________________________
Биогельминтозы Клонорхоз _________________________________ Метагонимоз _______________________________ Гетерофиоз _________________________________ Дифиллоботриоз _____________________________ Эхинококкоз ________________________________ Дракункулез ________________________________ Трихинеллез ________________________________ Шистостомозы: Кишечный _________________________________ Мочеполовой _______________________________ Филяриозы: Вухерериоз _________________________________ Бругиоз ____________________________________ Лоаоз _____________________________________
Контагиозные гельминтозы Энтеробиоз _________________________________ Гименолепидоз ______________________________ -

РАБОТА 38. 5: Взаимодействие организма со средой обитания. Общие закономерности адаптации.

Адаптивный тип - это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Не зависит от расовой и этнической принадлежности. Особенность определенного адаптивного типа формируется в эмбриогенезе


Проанализируйте особенности климатогеографических типов людей.

ЗАПИШИТЕ названияадаптивных типов в с ответствующей колонке таблицы.

Адаптивный тип Факторы среды Морфологические особенности
1 –______________ Холодный климат и преимущественно животная пища - постоянно низкая температура воздуха - скудная растительность - богатство животного мира - сезонная периодичность поступления продуктов растительного и животного происхождения - в воздухе и почве мало микроорганизмов, простейших, гельминтов - повышенная радиация - относительно сильное развитие костно-мускульного компонента тела, - большие размеры грудной клетки, - высокий уровень гемоглобина, - относительно большое пространство, занимаемое костным мозгом, - повышенное содержание минеральных веществ в костях, - высокое содержание в крови белков, холестерина, - пониженное артериальное давление - повышенная способность окислять жиры. - усиленный энергетический обмен
2 –______________ Жаркий влажный климат и рацион с относительно низким содержанием животного белка - большим количеством тепла и влаги - сглаженностью сезонных колебаний условий обитания - огромные количества растительной биомассы - почва, воздух и вода содержат большое количество микроорганизмов, яиц гельминтов и цист патогенных простейших - удлиненная форма тела, - сниженная мышечная масса, относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей, - уменьшение окружности грудной клетки, - более интенсивное потоотделение за счет повышенного количества потовых желез на 1 см2 кожи, - низкие показатели основного обмена и синтеза жиров, - сниженная концентрация холестерина в крови. - повышенный уровень иммуноглобулинов
3 –______________ Температура и влажность не достигают экстремальных величин - неравномерное количество тепла и влаги - сезонный ритм биоклиматических условий - различный тип растительности - богатый животный мир - промежуточные показатели развития костно-мышечного компонента тела между коренными жителями арктического и тропического регионов - средний уровень основного обмена - большая часть населения проживает в промышленно развитых странах с большой долей городского населения
4 –______________ Экстремальные условия среды, гипоксия - сниженная среднегодовая температура среды - холодный климат - пониженное атмосферное давление - низкое парциальное давление О2 - относительное однообразие пищи   - повышенный уровень основного обмена, - относительное удлинение длинных трубчатых костей скелета, - расширение грудной клетки, повышение жизненной емкости легких - повышение кислородной емкости крови за счет увеличения количества эритроцитов, содержания гемоглобина - относительная легкость перехода гемоглобина в оксигемоглобин - усиление гемопоэза, скорости кровотока
5 –______________ Главный фактор - воздействие сухого воздуха - круглогодичное сильное тепловое воздействие - резкие сезонные перепады температуры - распространены длиннотелые морфотипы - мускульный и жировой компоненты развиваются слабо - снижена минерализация скелета - уровень основного обмена у них невысок - количество холестерина в крови снижено

РАБОТА 38. 6: Изучить учение Вернадского о Биосфере. ЗАПОЛНИТЬ таблицу, НАПИСАТЬ основные компоненты Биосферы, привести примеры.

___________ вещество ____________ вещество ____________ вещество ____________ вещество
_____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

РАБОТА 38. 6: Решить задачи. Ответы занести в протокол.

Задача 38. 6. 1. При посещении хвойно-лиственного леса в средней полосе России человек подвергся нападению кровососущих клещей. После извлечения клещей из кожного покрова и визуального изучения оказалось, что их длина составляла от 6 до 15 мм в насосавшемся состоянии, и они имели желто-коричневую окраску. Спинная сторона клещей несла щиток из плотного хитина. Животные имели каплевидное тело с заостренным передним концом, на котором заметно выступал ротовой аппарат. Глаза у клещей отсутствовали. Через 10 дней у человека внезапно появились жар, слабость, мышечные боли, тошнота, спустя некоторое время - признаки поражения нервной системы (невриты и парезы).

А. Определите родовую принадлежность клеща. ________________________________________________________________________

Б. Поставьте предположительный диагноз. ____________________________________________________________________________

В. Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ____________________________________________________________________________________________________________

Задача 38. 6. 2. Группа туристов из Сибири, возвратившись из Туркмении, привезла песчанок, у которых на коже обнаружены язвы.

Представляют ли эти животные эпидемиологическую опасность в условиях Сибири, и если представляют то, какие необходимо провести профилактические мероприятия? _________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 38. 6. 3. В клинику поступил больной, приехавший полгода назад из экваториальной Африки. При осмотре установлено: увеличение лимфатических узлов, особенно в заднем треугольнике шеи, лихорадка, поражение нервной системы, нарушение сна в ночное время, головные боли, апатия. Для уточнения диагноза была взята кровь и пунктат лимфатических узлов. После окраски по методу Романовского-Гимзы в плазме крови и пунктате были обнаружены паразиты, имеющие удлиненное тело с волнообразной мембраной.

А. Какие паразиты, и в какой жизненной форме были обнаружены? ___________________________________________________________________________________________________________

Б. Какое заболевание выявлено у человек? ___________________________________________________________________________________________________________

В. Как произошло заражение? ___________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 38. 6. 4. Группа рыбаков, работающих на реке Чулым, обратилась в поликлинику с жалобами на головную боль, боль в правом подреберье. Обследование показало, что имеет место увеличение печени. В дуоденальном содержимом обнаружены яйца бледно-серо-желтоватого цвета с крышечкой и размером 26-32мк.

Какие гельминты могут паразитировать у обследуемых? __________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задача 38. 6. 5. Этническая особенность народов Севера питаться сырой рыбой может привести к заражению цестозом.

А. Какой это цестодоз? _________________________________________________________________________________________

Б. Какая жизненная форма паразита инвазионна для человека? ___________________________________________________________________________________________________________

В. Какова лабораторная диагностика этого заболевания? ___________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задача 38. 6. 6. Геологи употребляли в пищу мясо медведя в течение недели. Через десять дней все почувствовали себя плохо. Заболевание протекало остро, с высокой температурой, болями в мышцах, отеками век.

А. Какое заболевание можно заподозрить? ___________________________________________________________________________

Б. Какие исследования нужно провести для уточнения диагноза? ___________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 38. 6. 7. У человека с кожного покрова тела был удален клещ длиной около 12 мм, овальной формы с выступающим на переднем конце тела ротовым аппаратом, коричневого цвета с беловатым эмалевым пигментом на различных участках хитинового щитка и расположенными по краю выемками (фестонами). Глаза у клеща располагались на боковых краях спинного щитка. Через 14 дней у человека поднялась температура до 39°С и держалась 2 нед. На всем теле появилась характерная мелкая красноватая сыпь. Больной испытывал сильную головную боль и мышечную слабость. А. Определите родовую принадлежность клеща. _______________________________________________________________________

Б. Поставьте предположительный диагноз. ___________________________________________________________________________

В. Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ___________________________________________________________________________________________________________

Задача 38. 6. 8. В одном из сел Туркмении выявлено несколько случаев кожного лейшманиоза.

А. Какие профилактические мероприятия следует предпринять в данном районе? ___________________________________________________________________________________________________________

Б. Назовите компоненты этого природно-очагового заболевания. ____________________________________________________________________________________________________________

 

Задача 38. 6. 9. К врачу обратился больной, который в домашних условиях удалил из кожи клеща овальной формы длиной около 10 мм, серовато-коричневой окраски, без щитков на теле, с бугристой структурой покровов. Ротовые органы клеща находились на брюшной стороне тела и не были видны со спинной стороны. Небольшие глаза клеща располагались по бокам тела. Через 7 дней у больного резко поднялась температура, а также появились признаки поражения печени и селезенки с развитием желтухи и кровоточивости этих органов. Приступы с повышением температуры повторялись каждые 7-8 дней.

А. Определите родовую принадлежность клеща. _______________________________________________________________________

Б. Поставьте предположительный диагноз. ___________________________________________________________________________

В. Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания. ___________________________________________________________________________________________________________

 

  ФИО Дата Подпись
Выполнил      
Проверил      

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...