Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 8. «денежная цИвИлИзацИя» КаК сИстема глоБального паразИтИзма




глава 1. современный финансово­ростовщический империализм

Реинкарнация римской империи

Сегодня мы живем в имперском мире. Империя одна и называется Pax Americana. Во главе ее стоят Соединенные Штаты Америки. Эта империя складывалась постепенно. Еще в XIX веке Вашингтон провозгласил так на­зываемую «доктрину Монро», суть которой проста: «Америка (все Западное полушарие) – для американцев». Конечно, имелось в виду, что американский континент не для индейцев или мексиканских «чиканос», а для североа­мериканского капитала, который искал внешние рынки сбыта, источники сырья и рабской рабочей силы. В конце XIX века началась первая империа­листическая война между США и Испанией, в результате которой Соеди­ненные Штаты захватили Кубу, Пуэрто­Рико, а также Филиппины, которые находились за пределами Западного полушария. Pax Americana продолжала формироваться на протяжении всего XX века, укрепляясь в результате двух мировых войн и многих локальных войн. После Второй мировой войны Ва­шингтон начал активно захватывать «жизненное пространство», которое освобождалось в результате развала британской колониальной империи. Правда, это уже были неоколониальные захваты, которые базировались прежде всего на установлении экономической и финансовой зависимости территорий от Вашингтона.

Завершающая стадия процесса получила название «глобализация». З. Бжезинский не стесняясь заявил, что глобализация – процесс продвиже­ния американских интересов во всем мире. Некоторые политические деятели считают, что глобализация – проект, который не имеет четкой «привязки» к интересам лишь одной страны – США, а выражает интересы «наднацио­нальной», или космополитической, олигархии. США, по их мнению, лишь удобный плацдарм, с территории которого этой «наднациональной» олигар­хии удобно устанавливать контроль над всем миром. На завершающей ста­дии глобализации Северная Америка также превратится в территорию, под­контрольную мировому (наднациональному) правительству, управляющему миром в интересах небольшой кучки финансовых олигархов1.

Как бы то ни было, но многие авторы обращают внимание на некоторое сходство выстраиваемой империи Pax Americana с Римской империей, кото­рая была создана более 2000 лет назад. Известный американский политиче­ский деятель оппозиционного толка Линдон Ларуш в интервью российско­му корреспонденту в 2001 году заявил: «МВФ и Всемирный банк принялись строить всемирную империю, вдохновляясь примером Римской империи. Особый размах это приобрело в 1989–1999 гг., после объединения Германии и падения СССР. М. Тэтчер, Ф. Миттеран, Дж. Буш­старший навязали миру идею новой Римской империи – всемирного англоязычного государства, управляемого из Лондонского и Нью­Йоркского Сити»2.

При сравнительном анализе двух империй современные исследователи, как правило, акцентируют внимание на геополитических моментах.

Мы же обратим внимание прежде всего на социально-экономическую общность двух империй. В рамках Pax Americana (а географически это почти весь мир) господствующим строем является капитализм. При этом капита­лизм в метрополии и капитализм периферии этой империи различны. Идео­логи, обслуживающие элиту Pax Americana, предпочитают не употреблять слово «капитализм», поскольку этот строй со времен буржуазных революций успел сильно себя дискредитировать. Предпочтительными («политкоррект­ными») являются мало что значащие выражения «рыночная система» или «рыночная экономика». Но это сути не меняет.

Главное другое: капитализм Pax Americana крайне похож на античный капитализм Древнего Рима своей разрушительностью.

Нынешний капитализм способствует все большему замещению в сфере производства товаров рабочих и служащих метрополий (аналог свободного крестьянства Древнего Рима) современными «рабами», под которыми пони­маются жители современных колоний: Китая, Бразилии, Индии, России и де­сятков других стран. Все это способствует снижению издержек производства,

1 С: Т У Ч Кх США В к 2020 П М: К

, 2010; П Кх США М, 2009 2Бк щ Рк (ью Л Лш) Р: http:wwwpatrioticaruactuallarush_bleskhtml

но отнюдь не способствует росту производительности труда, а также тор­мозит технический прогресс: при дешевой рабочей силе замещение живого труда машинами, в которые надо вкладывать немалые деньги, экономически не выгодно. Наконец, способствует полной «атрофии» способностей людей, живущих в метрополии (на Западе), к любому творчеству. Все это уже было примерно двадцать веков назад, и Каутский в своей книге «Происхождение христианства» писал: «Смутное предчувствие, что общество идет назад, уже рано возникло среди господствующих классов, все более отказывающихся от всякой деятельности, все более сваливавших всякий труд на рабов, зани­мавшихся даже наукой, даже политикой… римское господство быстро рас­пространялось над старыми культурными государствами Востока вплоть до Вавилонии (или Селевкии). Из этих вновь завоеванных областей римляне из­влекали не только бесконечные богатства, но и рабов, которые превосходили своих господ знаниями, которым господа могли легко предоставить управле­ние государственными делами. Место земледельческой аристократии в эпо­ху императорской власти все чаще занимали рабы императорского дома и бывшие рабы императора, его вольноотпущенники, оставшиеся на службе у своего прежнего господина. Таким образом, для владельцев латифундий и толпившихся вокруг них паразитов оставалась только одна функция в обще­стве – функция наслаждения»1.

В Америку после Второй мировой войны стали стекаться богатства всего мира, которые создавались в течение многих десятилетий и даже ве­ков (подобно сокровищам, которые стекались в Древний Рим, – «все, что создали столетия, даже тысячелетия упорного художественного труда во всех культурных странах»). Причем богатства не только материальные – зо­лото и предметы искусства, например, но также нематериальные – знания, патенты, технологии. А также высококлассные специалисты, которые были подготовлены в «отсталых колониях» и «которые превосходили своих го­спод (американцев. – В. К.) знаниями».

Паразитизм запада

Как и Древний Рим, современная Америка является таким же обще­ством потребления. Достаточно сказать, что на США приходится только 4–5% мирового населения, а их доля в мировом потреблении природных ресурсов оценивается в 40%. По данным, содержащимся в докладе ООН, например, американцы в начале XXI века потребляли в 4 с лишним раза больше энергии, чем усредненный житель планеты, тратили в 3 раза боль­ше воды, производили в 2 раза больше мусора и вырабатывали в 5 раз боль­

1 К Кк С 77

ше углекислого газа. Кроме того, 300 млн американцев съедали 15% мяса, а 37% всех машин мира колесили по американским дорогам.1. Каждый аме­риканец в начале нынешнего века потреблял за восьмерых жителей плане­ты, а если сравнивать его с жителями, находящимися за пределами зоны обитания «золотого миллиарда», – то за 12 человек2.

Любой экономист знает, что в США (да и во многих других странах Запада) потребление растет, а доля сбережений в ВВП (валовом внутреннем продукте) падает, происходит сокращение накопления реального капита­ла. Подчеркнем: реального капитала – в виде основных фондов реального сектора экономики (т.е. промышленности, строительства, сельского хозяй­ства, других отраслей, где создаются товары, удовлетворяющие реальные, естественные потребности нормальных людей). Иллюзия того, что нако­пление капитала продолжается, возникает в результате того, что статисти­ка отражает рост виртуального, или «бумажного», капитала. Виртуальный капитал – различные финансовые инструменты (так на «птичьем» языке называются ценные бумаги), основное место среди которых сегодня зани­мают финансовые производные инструменты. Их можно сравнить с фишка­ми, которые используются в азартной игре (казино, пари и т.п.). Виртуаль­ный капитал не только не обслуживает реальный сектор экономики, но еще больше его угнетает (так как рынки виртуального капитала «оттягивают» финансовые ресурсы этого сектора).

Известный американский экономист и политик Линдон Ларуш посто­янно обращает внимание на то, что экономика США давно уже стала загни­вающей и приобрела большое сходство с экономикой Римской империи эпохи упадка. В интервью, которое Ларуш давал в 2002 году, он сказал: «Статисти­ческие отчеты периода с 1955­го по 2002 г., якобы свидетельствующие о чи­стом росте американской экономики, все до одного основаны на обмане. Сей­час наступила конечная фаза существования этой системы (экономической системы США. – В. К.), она подошла к краху… Если раньше система функ­ционировала по законам физической экономики, свойственным эффективной национальной экономике, будучи ориентированной на производство, то в дальнейшем (как говорит Ларуш в этом же интервью, – начиная с 1966 года. – В. К.) произошла ее трансформация в интересах “общества, основанного на потреблении”, в нечто паразитарное; чем-то все это напоминает Римскую империю эпохи упадка (курсив мой. – В. К.)»3.

1 Пб: Мк Й Бь бь экк Р: http:leftru20044yates103html; Х Р: http:uznaipravduorgviewtopicphp?f=25&t=189

2 О П Рк экк б б М: А, 2006 С 763 3Л Лш: США ьб Рк ью Л Лш Вк, 19072002

Уже имеется большое количество работ, в которых убедительно пока­зывается, что Америка давно уже остановилась в своем экономическом раз­витии. Растет лишь потребление, а реальное производство падает. Или имеет место производство товаров и услуг, не имеющих отношения к удовлетворе­нию жизненно необходимых потребностей человека1. Например, А. Зиновьев отмечает, что в 1992 г. в США отрасль, занятая контролем за ожирением аме­риканцев, имела оборот в 43 млрд долл.2.

Впрочем, обществом паразитического потребления являются не только Соединенные Штаты, но и все те страны, которые принято называть «эконо­мически развитыми». Их также называют странами «золотого миллиарда». Кроме США это все страны Западной Европы, а также Канада, Япония, Ав­стралия, Новая Зеландия. Еще в первой половине 1990­х гг., по оценкам ООН, западные страны, составлявшие 20% населения мира, присваивали себе 80% национального дохода, принадлежащего всему человечеству. Наш известный социолог Александр Зиновьев дал короткую характеристику всего западного общества – «паразитизм и ожирение».

«Только часть этого дохода западных стран, – отмечает О. А. Плато­нов, – получена за счет более высокой производительности труда, главное же относится к нетрудовому доходу в результате неэквивалентного обмена со странами­поставщиками сырья и недоплаты за труд рабочих из развиваю­щихся стран. Сегодня, по сути дела, все человечество продолжает бесплатно субсидировать процветание западной цивилизации, которая в потребитель­ской гонке жадно пожирает ресурсы, принадлежащие всему человечеству, подводя его к экологической катастрофе»3.

Несправедливое распределение мировых ресурсов в пользу стран так на­зываемого «золотого миллиарда» создает иллюзию того, что экономика Запа­да более эффективна, чем экономика стран периферии мирового капитализ­ма. «Профессиональные» экономисты поддерживают эту иллюзию разными лукавыми теориями, из которых следует, что западная экономическая модель является «самой эффективной» в истории человечества и что остальные стра­ны мира (которые сегодня принято называть «развивающимися») должны ей следовать. Мы не собираемся сейчас подвергать критическому разбору эти теории, отметим лишь: если бы развивающиеся страны вышли на душевой уровень потребления, равный западному, то человечеству потребовалось бы в десятки раз больше ресурсов. Таким образом, разные «официальные» эко­

1 Чб б ь, кк США х к ВВП, к кь ь В М Юь Гющ З О к США ью ф фк (Ск Р 04122010)

2 А Зь З Ф М, 2000 С 148 3 О А П Рк М: Р, 1996 С 7

номические «теории» выполняют исключительно идеологическую функцию. А на практике Запад руководствуется совсем другими теориями: он делает все возможное, чтобы не допустить увеличения потребления ресурсов населени­ем развивающихся стран. Это не удивительно: мировые олигархии считают природные ресурсы планеты своей собственностью и ревниво охраняют их от «варваров», живущих за пределами зоны «золотого миллиарда».

Только с учетом этого обстоятельства можно понять, почему наемные работники стран «золотого миллиарда» имеют во много раз более высокий уровень жизни, чем наемные работники стран периферии мирового капи­тализма (при равной квалификации, равной продолжительности рабочего дня и т.д.). Наемные работники стран Запада не бунтуют и не совершают никаких революций по очень простой причине: они заинтересованы в со­хранении статус­кво. Образно выражаясь: в дополнение к своей «базовой» заработной плате они получают от своих работодателей и государства так называемый «колониальный бонус» (который в разы превышает «базовую» заработную плату). Такой уровень доходов создает для наемного работника США или западноевропейской страны иллюзию, что никакого «рабства» в обществе нет, что он полноценный член «общества потребления» (хотя иногда и возникают неприятности в виде экономических, финансовых и банковских кризисов, но это – «временные» трудности). Этот «парадокс» западной модели капитализма не могли замалчивать классики марксизма­ленинизма: уже слишком очевидными были факты и статистика. Еще в 1858 году на этот «парадокс» английского капитализма обратил внимание Ф. Энгельс: «Английский пролетариат фактически все более и более обу­ржуазивается, так что сама эта самая буржуазная из всех наций хочет, по­видимому, довести дело в конце концов до того, чтобы иметь буржуазную аристократию и буржуазный пролетариат рядом с буржуазией. Разумеется, со стороны такой нации, которая эксплуатирует весь мир, это до известной степени правомерно». В 1882 году этот классик вновь подтверждает факт того, что английские рабочие пользуются «колониальным бонусом»: «Здесь нет рабочей партии, есть только консервативные и либеральные радикалы, а рабочие преспокойно пользуются вместе с ними колониальной монополи­ей Англии и ее монополией на всемирном рынке». Фактически Ф. Энгельс констатировал факт превращения английского капитализма в колониальный капитализм и империализм. Такая модель капитализма складывалась в кон­це XIX – начале XX вв. и в других странах – Франции, Бельгии, Голландии, США и т.д. «Римский пролетарий жил на счет общества, – пишет Ленин в работе «Империализм и раскол социализма». – Теперешнее общество живет на счет современного пролетария. Это глубокое замечание Сисмонди Маркс особенно подчеркивал. Империализм несколько изменяет дело. Привилеги­рованная прослойка пролетариата империалистских держав живет отчасти на счет сотен миллионов нецивилизованных народов»1.

В связи с приведенными цитатами классиков марксизма­ленинизма хо­телось бы сделать два комментария.

1. Признавая факт того, что наемные работники (пролетариат) западных стран находятся в особом, привилегированном положении по сравнению с наемными работниками колониальных и зависимых стран, что эти работ­ники заинтересованы в сохранении сложившейся модели «колониального капитализма», «классики» тем не менее пытались «теоретически» доказать неизбежность социалистической революции в странах «зрелого» капитализ­ма. Это одно из ярких проявлений научной недобросовестности «классиков», заказного характера их «научных» изысканий.

2. В конце XX – начале XXI вв. в условиях быстрой глобализации ми­ровой экономики наблюдается ярко выраженная тенденция к «размыванию» той модели «колониального капитализма», которая сложилась еще при жизни «классиков». Происходит активное перемещение материального производства (а отчасти и производства услуг) в страны периферии мирового капитализма. Происходит то, что сегодня принято называть «деиндустриализацией» За­пада2. Это влечет за собой экспорт рабочих мест из стран Запада. Наемные работники превращаются в «лишних людей» – очень похожих на люмпен­пролетариев Древнего Рима. Кроме того, снижается величина «колониально­го бонуса», который получают наемные работники (а также безработные) в странах Запада. Лишение западного обывателя таких «бонусов», к которым он успел привыкнуть за последние 100–150 лет, может привести к «социаль­ным ломкам» с непредвиденными последствиями3.

 

Одним из ярких проявлений паразитизма западного общества является наличие значительного количества людей трудоспособного возраста, полно­стью «эмансипировавшихся» от трудовой деятельности, то есть, попросту го­воря, неработающих. Мы об этом феномене уже выше говорили, отмечая, что такая «эмансипация» возникает в результате увольнений наемных работни­ков работодателями (а также в результате того, что молодежь по достижении трудоспособного возраста не может найти работы). Эту часть неработающих людей принято называть безработными. Кроме упомянутой вынужденной

1 В Л П б, 5 Т 30 С 165

2 О х хх, к х З: У Ф Эь С Акк ф к М Пк СПб, 2007 3 Пб: ГП М, Хь Ш З б Ак

кю П М: АЛЬПА, 2001; Т У Ч Кх США В к 2020 П М: К, 2010; В Ш Л П М: А, 2007; П Кх США М, 2009; Б Ю К к П ю М: А, 2007

«эмансипации» большое распространение получила добровольная «эман­сипация» от трудовой деятельности: люди не желают трудиться. Эту часть неработающих можно назвать «воинствующими тунеядцами». Наблюдается быстрая люмпенизация западного общества, что делает его очень похожим на Древний Рим, где бóльшая часть горожан были люмпен­пролетариями и по­лучали бесплатно хлеб за счет государственной казны. Фактически речь идет о «люмпен-социализме». Вот что пишет о современном варианте «люмпен­социализма» на примере США О. Платонов: «Существует абсолютно невер­ное представление о том, что американцы – самый трудолюбивый народ, а его богатства – результат продуктивного труда. Это справедливо по отноше­нию только к небольшой части населения, которая действительно работает очень напряженно и эффективно. Однако она составляет менее трети работо­способного населения страны.

По данным официальной статистики, около 40% населения в возрасте от 16 лет и выше не работают. Не ходят на работу 30% американцев и 50% американок. Больше 10% населения в трудоспособном возрасте работают неполный рабочий день. Таким образом, в целом половина населения США либо не работает вообще, либо работает мало. В США существует много­миллионный слой людей (около 5% трудоспособного населения), которых можно назвать воинствующими тунеядцами. Эти люди нигде не работают, презирают всякий труд и живут на разные пособия и талоны на питание, получаемые от государства.

Среди значительной части белого населения Америки живет неистреби­мое предубеждение против физического труда. Выполнять его, по мнению многих американцев, считается унизительным. Проведенные социологиче­ские обследования показали, что преобладающая часть американцев пред­почитает вообще не работать, чем выполнять труд, не соответствующий их социальному статусу. 90% всех тяжелых, грязных и других подобных видов работ выполняют черные, индейцы, а также различные эмигранты, прежде всего пуэрториканцы и мексиканцы»1.

Можно сказать, что подобная картина «эмансипации» людей от труда наблюдается по всему миру. Только в странах, находящихся за пределами зоны «золотого миллиарда», речь идет почти исключительно о вынужден­ной «эмансипации». А в Западной Европе благодаря государственным си­стемам социального обеспечения существует устойчивая тенденция к росту добровольной «эмансипации» граждан от труда. Уровень развития «люмпен­социализма» там даже выше, чем в Америке.

1 О П Рк экк б б М: А, 2006 С 763–764 С к: В П Ф Ск Ш Ак Дю, М: Ц ЭАС, 2006

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...